537
1

"ТИХИЙ ДОН". КРЫМСКИЙ ПОКАЗ

Второй вечер встречи с ростовским драмтеатром принес крымским зрителям новые эмоциональные подарки. В республиканском музыкальном театре – аншлаг и волнение. Все ли готовы с головой погрузиться  в донскую эстетику, в казачьи будни и праздники, в эпоху стремительную и лютую, «когда по свету льется кровь» и не до любви…?  Три с лишним шолоховских часа – это для мужественных театралов.  Но ведь крымчане традиционно чутки  и стойки, так что - в путь!

А на месте главной крымской оркестровой ямы уже символически разлился  Дон,  сложный  тростниковый занавес поднимается  над бескрайним подсолнечным полем… К слову, это впечатляющее  колоритом донское поле далеко не на каждой сценической площадке, принимающей гастроли,  способно адекватно расположиться,  так что Крыму очень повезло. Очень!

Лихой  и статный, чуть диковатый  Григорий Мелехов  (Р.Гайдамак) и две красавицы- казачки – Аксинья (Е.Березина)  и  Наталья (О. Войцеховская),  выходя из солнечно-золотого цветения, драматично заплетаются  в  длинный  рушник, а,  отделяя  лишнее,   игра света и тени высветит запретную, но такую жгучую природную  страсть, которой главные герои не могут и не хотят противиться…

Все герои по-своему передают течение времени, боль, неизбежность  перемен  и  утраты  веры. Задумчивый, напряженный Григорий Мелехов, кажется, ни на минуту не удаляется  со сцены, картины на которой  меняются  одна за другой – от свадьбы до ухода из отчего дома, от мобилизации до возвращения с войны, от лета до зимы, от  любви до беды, от мирного труда до красного террора и братоубийства...

Великолепны монологи деда Гришаки (И.Богодух), экспрессия Пантелея Мелехова (Ю.Добринский). Какая галерея ярких казачьих образов!  Невероятно  хороша бабуня  (Т.Шкрабак).  Ах, донские женщины! Тема судьбы русской женщины, ее зачастую нелегкого счастья, ее  душевности, самоотверженности и терпения, ее уникального умения быть источником силы  – остается одной из ведущих  в сценическом изложении шолоховского романа.

Во втором действии продолжится повествование о таких разных, но таких похожих судьбах  казаков,  верных призванию и  долгу -  службе России,   и столь далеких от идей революции. Но если казаки не интересуются политикой и революцией, то дальше – почти по Бисмарку. Революция  жестко интересуется  казаками,  безапелляционно  рубя и втаптывая   казачьи  головы  в  их же  родную  землю. Как устоять, как сохранить себя, близких, свою душу, не стать  зверем  и  не  стать  землей?..

Работа над спектаклем  оказалась, в том числе, ярким примером тому, как по-настоящему эффективно и качественно можно использовать внушительную бюджетную поддержку. Так, например, идеи мастеров-сценографов, реализованные  в ростовской постановке, достойны высших похвал. Световые акценты, видеоинсталляции,  масштабная, но аккуратная смена декоративных элементов отнюдь  не перегружают пространство, а лишь органично его трансформируют.  Поле, предстающее  то плодородным, то выжженным, то приютом возлюбленных, то местом суда и казни, - меняет форму, но остается символом родной земли – подчас поруганной и изможденной, но всегда любимой. Смелые и сложные визуальные идеи  и  их достойнейшее воплощение –  одна из бесспорных  побед создателей сценического «Тихого Дона».

Спектакль «Тихий Дон» получил массу положительной критики. Шедр на внимание к ростовской постановке режиссера  Геннадия Шапошникова оказался, в частности,  и Международный театральный форум «Золотой витязь», отметив  работу  сразу в нескольких номинациях. Но  лучшая  оценка спектаклю, ставшему визитной карточкой  Ростовского  академического театра драмы,  это традиционно горячая благодарность  и  необыкновенное вдохновение со стороны  зрителей,  что  продемонстрировали  и  неравнодушные крымчане.

При всем сегодняшнем театральном разнообразии,  на которое не уместно жаловаться,  запрос на масштабные эпические постановки  в классическом исполнении остается актуальным. Нехватка таких сценических работ сегодня ощущается очень остро, потому хочется пожелать удачи всем, кто вкладывает силы, ресурсы, душу и сердце в нелегкий жанр. Низкий поклон!

Наталья Ткаченко

Поделитесь с друзьями:

Комментарии