По аккуратному, совсем обычному частному дому, одному из многих на окраине Симферополя, не скажешь, что внутри люди часто находят шанс на лучшую жизнь. И это не сказка и не портал в другой мир: так в столице Крыма работает социальный приют для бездомных и людей с наркотической или алкогольной зависимостями. Как протекает жизнь подопечных приюта, чем здесь помогают нуждающимся и сколько времени нужно, чтобы человек «вернулся в общество», узнал ForPost, побывав в гостях.
Не опуская руки
Социальный приют благотворительной общественной организации по поддержке незащищённых слоёв населения «Переправа» находится в одном из периферийных районов Симферополя. Здесь у каждого человека своя история, которую не принято скрывать. Руководитель приюта Алексей Шевченко не понаслышке знает, чем занимается, ведь шесть лет назад сам пережил и падение на дно, и полное преображение.
«Я когда-то оказался в наркотической зависимости. В 2017 году даже стоял на учёте в инспекции УФСИН, и всё подошло к тому, что выхода никакого не было, и не понимал, как дальше быть», — делится подробностями 31-летний мужчина.
Сейчас, спустя шесть лет, в его голосе чувствуется спокойствие и полное принятие своего прошлого. Такого результата удалось добиться благодаря одному из центров поддержки в Симферополе, куда он обратился: волонтёры помогли справиться с проблемой и встать на ноги.
Центр помощи и реабилитации «Переправа» в Ялте объединяет десятки людей.
Придя в себя, Алексей Шевченко втянулся в систему социальной реабилитации, постепенно став наставником для других и поддерживая нуждающихся. Так со временем он и присоединился к проекту «Переправа», который уже много лет успешно работает на Южном берегу Крыма. В 2019 году Алексей Шевченко возглавил симферопольское отделение проекта. С его подачи помощь столичным бездомным получила новый импульс.
Нужно желание
Одним из важных шагов в социальной работе с попавшими в нужду симферопольцами стало открытие приюта для мужчин.
«Наша «целевая аудитория» — это люди, которые остались без определённого места жительства, попали в трудную жизненную ситуацию. Они могут обратиться сюда для того, чтобы банально привести себя в порядок, отоспаться, постирать вещи, принять душ. Мы никого не держим, но если человек примет решение всё-таки кардинально поменять свою жизнь — остаться и пройти курс ресоциализации, — то мы во всём поддержим», — объяснил собеседник ForPost, уточнив, что попавших в беду женщин пока направляют в Ялту, где работает так называемый «женский стационар».
К примеру, недавно к волонтёрам обратились жители одного из многоквартирных домов в Симферополе: у них в подъезде третий год обитает 80-летняя женщина. Несмотря на бродячий образ жизни, старушка не пила, не попрошайничала, наоборот, следила за собой. Вынужденные соседствовать с ней жильцы поддерживали её как могли, но в итоге попросили помощи у БО «Переправа». Узнав о таком положении дел, Алексей Шевченко с товарищами выехали на место и, получив добро от женщины, отвезли её в ялтинский приют.
Пожилая женщина ютилась в подъезде многоквартирного дома в Симферополе.
На этом нюансе собеседник сделал акцент: как бы ни хотелось порой родственникам, но без согласия самого человека его никто не может поместить на реабилитацию.
«Часто бывает, что к нам обращаются родители, у которых пьёт сын, или женщина, которую, напиваясь, бьёт муж. Или, к примеру, в подъезде живёт бомж-наркоман. Людям не нравится аморальное опасное поведение человека, поэтому его просят забрать. Я понимаю, что это доброе желание помочь, но без добровольного согласия человека мы ничего не можем сделать, не имеем права его забирать силой. Мы лишь предлагаем оставить привычный образ жизни и поехать к нам», — пояснил волонтёр.
В здоровом теле здоровый дух
Всем нуждающимся добровольцы из симферопольского приюта помогают восстановить документы и социальные пособия. Но подчас намного важнее не бумаги, а возможность вернуть или привить социальные навыки. Ведь многие, кто живёт на улице, находятся за бортом общества чуть ли не с детства. Не учившись и не работав нигде ни дня, подобные люди зачастую не имеют представления, как вести себя по правилам и законам общества.
«Жизнь на улице нередко приводит к проблемам со здоровьем, поэтому мы сотрудничаем с государственным фтизиатрическим центром: всех новеньких возим на флюорографию. Если рентген выявляет очаги туберкулёза, то медики, по договорённости с нами, кладут на лечение такого человека даже несмотря на отсутствие у него документов», — уточнил Алексей Шевченко.
Также желающие реабилитироваться сдают анализы на ВИЧ и другие инфекции. Кроме этого, несколько раз в месяц подопечных приюта осматривает приходящая медсестра.
Скатиться вниз легко, а вот адаптироваться к другой жизни — долгий и сложный путь, подчёркивает Алексей Шевченко. Отказ от пагубных привычек начинается с дисциплины и ограничений, за которыми строго следят в социальном приюте. К примеру, здесь категорически запрещено курить и пить. Кроме этого, новичок не может покидать стены организации самовольно в одиночку, без опытного наставника.
Утро обычно начинается с так называемых мотивационных бесед: участники обсуждают, как встать на путь исправления, что может стать толчком к срыву и как этого не допустить.
Однако наиболее эффективным способом переключиться с негативных мыслей традиционно считается физический труд, поэтому после лекций жители приюта наводят порядок в своих комнатах и общих помещениях.
В жилых комнатах социального приюта в Симферополе царит полный порядок.
Кроме этого, по вторникам и средам подопечные центра заняты работой в бесплатной столовой в Симферополе, а по субботам раздают горячие обеды нуждающимся в Евпатории. В этом добром деле «переправовцы» принимают активное участие наравне с другими благотворительными объединениями столицы. Средства на это есть благодаря выигранному в 2023 году президентскому гранту. Сам проект приносит двойную пользу: не только даёт возможность накормить бездомных и нуждающихся, но и помогает подопечным «Переправы» переосмыслить некоторые моменты в собственной жизни.
«Ребята уже с другой стороны видят людей в той проблеме, в которой они сами недавно находились», — отметил Алексей Шевченко.
К слову, бюджет приюта формируется из заработков его жильцов. По словам собеседника ForPost, его подопечные нанимаются на различные работы: на уборку домов, шиномонтаж, стройку.
«Финансы распределяются таким образом: часть идёт на их личные нужды — одежду, обувь, подарки; часть сюда на общие траты — на аренду этого здания, коммунальные счета, проезд, ежедневное питание. Таким образом, ребята учатся грамотно и разумно обращаться с деньгами», — объяснил молодой человек.
Непростое решение
В целом курс такой аскезы рассчитан на год, после чего человек может попробовать отправиться в самостоятельное плавание.Однако в действительности каждый случай индивидуален: как пояснил Алексей Шевченко, каждому требуется разное время на восстановление. Тем, кто лишь оступился в жизни, достаточно трёх месяцев, чтобы вернуться в общество. А тому, кто 20 лет обитал в притонах и на улице, и года может быть мало.
Увы, как показывает практика, чаще люди приходят в приют, чтобы «перекантоваться», а не пройти путь исправления до конца. В основном — переждать осенние и зимние холода под тёплой крышей.
«Из десяти человек зимой девять приходят к нам (один замерзает), но весной семь стопроцентно уйдут: им надо просто помыться, согреться, прийти в себя и с новыми силами вернуться обратно», — описал типичное положение дел волонтёр.
И тем не менее никто из нуждающихся не встречает отказа. Организатор приюта не может не надеяться, что человеку захочется попробовать добиться большего.
«Мы не знаем, когда человек захочет измениться», — пожимает плечами Алексей Шевченко.
Помогая живущим на улице, волонтёры переосмысливают собственные проблемы.
Мужской стационар для попавших в беду крымчан функционирует в одном из частных домов. Снаружи здания ничто не выдаёт его жильцов. Как объяснил Алексей Шевченко, предыдущий опыт был печальным: когда соседи узнали, что рядом с ними находится социальный приют, то, не вникнув в детали, пошли с кулаками на якобы наркоманов и алкоголиков.
А вот в Ялте, наоборот, «Переправа» активно сотрудничает с городскими властями, которые в 2021 году даже предоставили помещение для реабилитации и проживания. Его обитатели в ответ участвуют в различных мероприятиях курорта: начиная от установки датчиков дыма в жилищах многодетных семей и заканчивая ликвидацией последствий «шторма века».
В Симферополе такого продуктивного диалога с администрацией столицы пока нет. Но столичный приют продолжает развиваться своими силами. В планах у ребят найти помещение под мастерскую, где можно было бы заниматься столярным и слесарным делом на благо горожан.
Пелагея Попова
Фото: БО «ПЕРЕПРАВА» — г. Симферополь|ВКонтакте
Обсуждение (1)
Какие молодцы "переправовцы"! Можно только приветствовать такие усилия и зачастую "сизифов труд". Каждый человек должен иметь шанс выбраться из ямы. Удивляет, что государство допускает ситуации, когда древние старушки оказываются на улице и вынуждены кантоваться в подъездах.