В качестве серьёзного оружия против нас Запад использовал и намерен использовать дальше сепаратизм. Этнический, религиозный или прост территориальный по любым, высосанным из пальца причинам. Да и не только против нас: впервые в нынешнем виде эта технология была применена против Османской Империи более века назад (и осуществлял это небезызвестный неоднозначный персонаж, известный как Лоуренс Аравийский).
Но вот только в эти игры могут сыграть и с ними самими. Дурной пример, как известно, заразителен. И это вполне может ощутить на себе, например, Канада.
В общем, известно, что в Канаде постоянно «беременна» сепаратизмом франкоязычная провинция Квебек. И это не меняется от того, что канадскими премьерами долго были представителе франкоязычного семейства Трюдо. Скорее даже наоборот, учитывая качество этих управленцев. Но куда менее известен тот факт, что серьёзный сепаратизм зреет во вполне англоязычной «нефтегазовой» провинции Альберта.
Её премьер-министр Дэниэл Смит уже выступил с заявлением, что там в 2026 году может быть проведён референдум о независимости. И причина – недовольство правящей Либеральной партией, которая за последние 10 довела штат до ручки. Разумеется, речь о либеральном правительстве в Оттаве. Которое, по словам Смита, волной безумных законов лишает население провинции будущего.
Конкретно речь идёт об очень многих мудрых инициативах бывшего режима Трюдо и иже с ним. Например, об ограничениях на использование ряда удобрений фермерами и прочей «зелёной повесточки». Но главное, естественно, другое.
Нефтегазовой промышленности, являющейся основой экономики провинции, нанесена целая серия ударов законами из Оттавы. Новый закон о защите окружающей среды (кто бы сомневался) вводит т.н. «федеральную оценку» любых инфраструктурных проектов, в том числе в нефтегазовой сфере. И после этих «оценок» реализация подобных проектов зачастую блокируется. Что просто душит экономику провинции. Так мало того, даже если оценка благоприятна, то чисто бюрократически это затягивает реализацию проекта от полутора, до трёх лет. Что, по факту, их замораживает.
Кроме того, между «федеральным центром» и Альбертой имеют место серьёзные расхождения чисто политического толка: в Оттаве рулят либералы, а в Эдмонтоне – консерваторы. Противостояние между которыми не менее прекрасно, чем между демократами и республиканцами. Так что это – ещё и часть большой политической игры на федеральном уровне.
На данный момент сецессия Альберты не сказать, чтобы очень вероятно. Поддерживает её менее трети населения. Но это не маленькие цифры. На Донбассе за год до известных событий сторонников отделения было менее четверти, а то и менее 1/5. И как быстро всё изменилось.
По факту же, для того, чтобы чисто технически объявить референдума с такой повесткой, по канадскому закону необходимы подписи 10% электората, принявшего участия в последних выборах. То есть, задача, вполне реализуемая уже сейчас. Более чем.
И нельзя сказать, что нам стоит на это рассчитывать. Но вполне стоит иметь в виду. Про то, чтобы помочь свободолюбивому народу Альберты в его благородных устремлениях к свободе я не говорю. К сожалению, мы по-прежнему «не такие». Но, может, когда-нибудь, всё же, будем такими? Хотелось бы до этого дожить.