Севастополь

«Живые эмоции дает только театр», - Григорий Лифанов

«Живые эмоции дает только театр», - Григорий Лифанов

Театральный Севастополь в конце прошлого года стал свидетелем ещё одной громкой премьеры. Театр имени Луначарского представил на суд зрителя сценическую версию самого известного романа Льва Толстого "Анна Каренина". Одноименный спектакль продолжает собирать аншлаги и лестные отзывы.

Режиссер-постановщик «Анны Карениной» и художественный руководитель тетра имени Луначарского, Григорий Лифанов, поделился с нами своим видением этой истории, а также некоторыми подробностями создания самого громкого спектакля сезона.

-    Григорий Алексеевич, почему Ваш выбор пал на «Анну Каренину»? Почему именно Толстой?

Г.Л.: Во-первых, русский академический театр не мыслим без русской классики. А если мы говорим о русской классике, то он не может быть без Толстого. Во-вторых, «Анна Каренина» - это произведение на все времена. В нем есть всё: и философия, и история, и человеческие взаимоотношения. Этот роман всегда будет злободневным. Сплетники высшего света в «Карениной» не устают повторять: «Ох уж этот 19 век». То же самое можно сказать и про наше время. Поскольку у меня первое образование актёрское, я часто выбираю произведение, персонажи которого мне самому интересны, которых я бы сам хотел сыграть. Для меня «Анна Каренина», прежде всего, мужская история, произведение об Алексее Александровиче Каренине и о Алексее Вронском. Каренин мне более близок и понятен. Когда смотрел фильмы, снятые в разное время, внутренне был не согласен с трактовкой именно этого образа.  Через Каренина я хотел исследовать проблемы семейных взаимоотношений, поиск выхода из безвыходных ситуаций, поиск возможности прощения, когда, кажется, простить нельзя...

- А в чем для Вас мораль романа ?

Г.Л.: Наверное, в том, что не стоит переделывать человека под себя. Когда люди скрепляют свои взаимоотношения браком, начинается борьба за зоны свободы. Каждый начинает мучить друг друга. А ведь важно полюбить человека таким, какой он есть. Важно уметь уступать. Даже уйти, если ты видишь, что становишься несчастьем... Это вопрос жертвенности, понимания… 

- А кто, лично для Вас,  Анна Каренина? Когда вы прочитали роман впервые, вы её оправдывали или осуждали?

Г.Л.: Когда я прочитал роман в первый раз, я был на стороне Анны Карениной. Я был возмущён. Я думал: «Как же так? Почему Вронский не защитил эту женщину? Почему он не настолько её любил, чтобы пожертвовать собой?». Осуждал и Каренина...Когда я стал старше, и приобрел свой жизненный опыт, то уже читал произведение более внимательно и не смог осудить героев-мужчин. Они прошли очень большой жертвенный путь в событиях, которые на них обрушились.  Перед тем как поставить «Анну Каренину», я перечитал роман  много раз и взглянул на всю эту историю совсем иначе. Мне кажется, Анна очень несправедлива к тем людям, которые ее окружают. Она излишне требовательна к другим, эгоистична и не замечает, чем жертвуют ради неё другие люди. Каренина всё время говорит о своих жертвах, но не замечает жертвы близких людей.

- Григорий Алексеевич, на мой взгляд, в спектакле получилось очень многое. Но все же, есть в нем что-то, над чем бы Вы ещё поработали?

Г.Л.: Вы знаете, эта работа ещё не оставит нас долгое время. Тем более, что актерская работа неуловима. Это живой организм. Всё зависит от состояния актера. На репетиции он может сделать всё как надо, а на спектакле чуть сместит акценты... и это уже другой спектакль... Например, вчерашним спектаклем я не совсем  доволен. У меня есть претензии к некоторым актёрам. В кино всё проще. Фильм снял, смонтировал – и в прокат. С театром - всё иначе. Это постоянные доработки и поиск новых решений. Я не боюсь иногда смещать акценты, менять финал, немного изменять поведение актеров. Это метод проб и ошибок.

- Не так давно у вас в труппе произошло пополнение. К вам присоединился Николай Нечаев, исполнитель роли Вронского. Как вам с ним работается?

Г.Л.: - В начале нашей беседы я вам говорил про семью и зоны свободы. В театре, практически, то же самое. Он меня ещё не знает как режиссера, я ещё не до конца его узнал как актера. Я пытаюсь убрать из него какие-то наработанные жизнью штампы, а он пытается понять мои требования. Идет стремление друг к другу, поиск общего языка, и это радует. Главное в актёре - неравнодушие и неуспокоенность, а остальное придёт.

- А Вы в Николае Нечаеве сразу увидели Вронского?

Г.Л.: - Вронского мы искали очень долго. Это очень важный персонаж и достаточно сложный образ. Мы вначале взяли в труппу актёра из Москвы, но у него не все получилось в Севастополе. Затем появился Николай. В Москве с этим проще. Там ходит сто тысяч безработных артистов, и есть, из кого выбирать. Здесь с этим сложнее. Тем более, что на  роль Вронского кого попало не возьмешь. Когда читаешь роман, у каждого возникает определенный образ... Ведь почему -то Анна пошла на всё ради этого человека...

- Как Вы в целом оцениваете работу своих актеров?

Г.Л.: Вообще, работу актеров я всегда оцениваю очень высоко. Я считаю, что это одна из уходящих профессий, в которую идут не за заработком, а просто потому, что иначе не могут. Потому, что они этим дышат. И как я могу к ним плохо относиться? Да, мы ссоримся, спорим, но это нормально. Любить мы друг друга не обязаны, но уважать – безусловно должны. У нас с ними одни задачи. Моя задача, чтобы они были убедительными на сцене, их задача – пройти свой путь максимально честно. Поэтому я с большим уважением отношусь и к своим актёрам, и вообще к людям, которые занимаются этой профессией.

- Григорий Алексеевич, а сколько в общей сложности заняли репетиции «Анны Карениной»?

Г.Л.:  Репетиционный период был довольно сложный. Надо учитывать, что мы играем по пять спектаклей в неделю только взрослого репертуара, а у нас есть ещё и детские спектакли. Времени для репетиций было недостаточно, на мой взгляд. Я не сторонник долгих репетиций. Если репетировать по пять-шесть месяцев, то в спектакле умирает всё живое. У актеров наступает апатия, возникает привыкание к материалу, уходят эмоции, а вместе с ними – и интерес к работе.

О том, что мы выиграли грант на постановку «Анны Карениной», мы узнали ещё в марте 2016 года. Мы уже начали репетировать, но нам вдруг сказали, что деньги придут только в августе. В связи с этим мы были вынуждены перенести репетиции на ноябрь, после наших гастролей. А премьера состоялась уже в декабре. С марта по ноябрь мы выпустили другие премьеры...

- А у Вас не было опасения, что спектакль могут не принять? Ведь сегодня многие могут остановить свой выбор на легкой современной комедии, проигнорировав классику, которая требует большой внутренней работы.

Г.Л.: На мой взгляд, мы достаточно профессионально относимся к репертуарной политике театра. Я думаю, что севастопольская публика с разными вкусами в прошлом сезоне получила достаточное количество интересных спектаклей: была и комедия, и классика, и романтические произведения, и экспериментальная драматургия. У нас было двенадцать премьер, и ни за одну из этих премьер нам не стыдно. Каждой премьерой мы решали какую-то свою задачу: либо воспитания актеров, либо воспитания публики.

- Григорий Алексеевич, сегодня вполне очевидно, что современная молодежь читает катастрофически мало. Считаете ли Вы допустимым идти на спектакль по классическому произведению, перед этим не читая само произведение?

Г.Л.: Человек должен ходить в театр... Прочитал или не прочитал... Вы понимаете, мы с вами не в ответе за каждого. То, что сегодня читают мало, – это ни для кого не секрет. Но человек, которому трудно открыть книгу в каком-либо виде – бумажном или электронном, после спектакля, по крайней мере, будет знать, что роман не заканчивается на смерти Карениной, и что в нем помимо сюжетной линии Анны и Вронского есть ещё много других. А если спектакль   подтолкнёт кого-либо и к прочтению романа, то значит, мы на верном пути.

- Какие у Вас дальнейшие планы? Что будете ставить в новых сезонах?

Г.Л.: Я очень хочу, чтобы нашему театру помогли создать третью сцену, экспериментальную, где бы мы могли анализировать, пропагандировать, изучать разные направления современной драматургии, которые помогли бы актёрам расширить их диапазон. Мы к этому очень стремимся, но пока у нас нет для этого средств. У нас есть площадка, но нет денег на её реконструкцию. Если говорить о репертуаре на основной сцене, то в следующем сезоне у  нас будет премьера «Старшего сына» Вампилова в постановке Александра Кладько, «Чайки» Чехова, «Женитьбы Фигаро» Бомарше в постановке Александра Коручекова, также пьеса «Арест» Жана Ануя в постановке Владимира Петрова. Такие произведения делают репертуар богатым и интересным для большего количества публики. Если вы обратили внимание, у нас в зале уже очень много молодежи. Эту тенденцию мы замечаем с середины прошлого сезона, и это нас очень радует. У молодежи появляется потребность в живой, настоящей эмоции, а в кино её искать бессмысленно. Живые эмоции даёт только театр.

- Спасибо большое за интервью!

Арсений Веденин

Фото: Вконтакте

5884
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (10)

Profile picture for user Gekon
893

Невероятный спектакль! Уходишь с него молча, а потом несколько дней говоришь только о впечатлениях. Взрослые, объёмные образы, высоко профессионально, дорого и "вкусно"!

Profile picture for user Аэлита
4243

Г.Л.: Когда я прочитал роман в первый раз, я был на стороне Анны Карениной. Я был возмущён. Я думал: «Как же так? Почему Вронский не защитил эту женщину? Почему он не настолько её любил, чтобы пожертвовать собой?». Осуждал и Каренина...Когда я стал старше, и приобрел свой жизненный опыт, то уже читал произведение более внимательно и не смог осудить героев-мужчин . Они прошли очень большой жертвенный путь в событиях, которые на них обрушились. Перед тем как поставить «Анну Каренину», я перечитал роман много раз и взглянул на всю эту историю совсем иначе. Мне кажется, Анна очень несправедлива к тем людям, которые ее окружают. Она излишне требовательна к другим, эгоистична и не замечает, чем жертвуют ради неё другие люди. Каренина всё время говорит о своих жертвах, но не замечает жертвы близких людей.
Когда в детстве режиссер был менее подвержен эгоистическим убеждениям, жалел Анну. И это было его правильное, исконное чувство.
С возрастом, нахватавшись всяких негативных качеств изменил свое мнение и даже стал её осуждать. Это ли не образчик эгоизма, неумения любить.
Обязанность настоящих мужчин ВСЕГДА защищать женщин, детей и стариков, даже ценой своей жизни. А оправдывают трусость только те, которым надо еще учиться быть настоящими мужчинами.

Profile picture for user кэт
9474

to Аэлита (Севастополь)

То есть женщинам простительно быть эгоистками и не уметь любить? У меня, как у режиссера, есть подозрение, что Анна любит только одного человека во вселенной, - себя...

Profile picture for user Аэлита
4243

Нет, это урок для нас всех. И все должны учиться любить. Хотя женщинам и позволены маленькие слабости. Но не рекомендуются. У нас другое строение и мышление.
А на счет Анны, мы не можем заглянуть в её душу, что там полыхает. Видим только то, что произошло.


Скорее всего - это страх. И безисходность.

Profile picture for user Аэлита
4243

К сожалению, мы учимся только на своих ошибках, да и то не все.

Profile picture for user Аэлита
4243

Она ни в ком не смогла найти опоры и поддержки. если бы муж её любил, она бы никогда не посмотрела на другого мужчину. Этот закон исключений не имеет. Если мы допускаем, что другой муж/жена, лучше, тем самым даем карт бланш своему избраннику изменять.

Profile picture for user рыбачка
419

В жизни бывают разные истории. Еще надо понимать то время. От нее все отвернулись ,все обсуждали и осуждали. Это хорошо отражено в спектакле. Она была СОВСЕМ ОДНА. Нам сейчас это трудно представить. Мы можем просто выйти на улицу или открыть интернет-и мы уже не одиноки. Ну и опять также потеря общения с детьми. Матери поймут)))

Profile picture for user Gekon
893

to Аэлита (Севастополь) если бы муж её любил, она бы никогда не посмотрела на другого мужчину. а если бы она любила или хотя бы была способна оценить Каренина, наверно не поступила бы так с ним. К сожалению, изменяют и тем, кто безумно любит , и готов на все ради любимой(любимого).

Profile picture for user Линьков
32079

После прочтения женских комментариев на тему несчастной и не только любви вспомнилась другая, давнишняя история. Я тогда отдыхал в Прибалтике (Сигулда). Там есть одна достопримечательная пещера, с которой связывают древнюю легенду о несчастной любви богатого юноши и бедной девушки, которых правдами и неправдами заманили в это злосчастное место. Там их любовь и закончилась, но не закончилась история отношений, которая с годами обрастала новыми историями и преувеличениями. В этой пещере есть родник, с которым связывают одну особенность: тот, кто попробует водицу из родника, тот очистит себя от грехов. Кстати, пещеру посещают многочисленные туристы. Во время рассказа экскурсовода я обратил внимание на огромную очередь к роднику, в которой не оказалось ни одного мужчины. Примерно, как сегодня- при обсуждении этой темы. Случайность или закономерность?! Хочешь верь, хочешь нет.., но «живые эмоции дает не только театр»
Линьков, артист погорелого театра))
https://www.youtube.com/watch?v=XoPMd9Jahkw

Profile picture for user балаклава ставрида
17

Хочешь верь, хочешь нет.., но «живые эмоции дает не только театр» Линьков, артист погорелого театра))https://www.youtube.com/watch?v=XoPMd9Jahkw
да тут Григорий погорячился

Главное за день

Как «подарок Гитлера» стал первым телескопом Крымской обсерватории

Исследовать космос на территории полуострова начали сто лет назад, но всерьёз за астрономию взялись после Великой Отечественной войны
19:16
4
413

Туристам в Крыму предложили экскурсии на необычный объект

Прошлое полуострова становится ближе, чем когда-либо.
16:18
0
900

Ин витро: как в Крыму импортозамещают виноград с помощью пробирок

Уникальный маточник вступит в лозоношение уже в следующем году.
18:18
1
627

Погибающую от жары рыбу в западном Крыму спасают кислородом

Но пока одни спасают живую природу, другие её загрязняют.
17:16
0
902

В аномальную жару в столице Крыма пилят главный парк

Жители беспокоятся за судьбу деревьев.
18:18
4
1781