Минсельхоз, Минпромторг и ФАС (Федеральная антимонопольная служба), посовещавшись, выступили против установления директивным путём предельных розничных цен на отдельные виды социально значимых продуктов, пишет «Интерфакс».
Вместо этого ведомства хотят в контакте с торговыми сетями и производителями организовать работу по добровольному ограничению роста цен на такие продукты с расширением их перечня.
К слову, в ассоциации «Руспродсоюз» такой подход поддержали, поскольку снижение цен для отдельных особо нуждающихся категорий потребителей, то есть малоимущих, пенсионеров и так далее, по мнению главы ассоциации Дмитрия Вострикова, будет более эффективным.
«При таком регулировании государству не потребуется выделения дополнительного финансирования, а покупатель получит снижение цен. У ритейла есть успешные примеры такого подхода, а производство при этом может развиваться», — пояснил Востриков «Интерфаксу».
Есть механизм
Механизм директивного регулирования цен на отдельные виды продовольствия прямо прописан в российском законодательстве.
«В РФ действует Постановление Правительства от 15 июля 2010 г. N 530, где установлены правила ограничения цен на определённые товары, а также обозначен перечень таких товаров. По этим правилам, предельные розничные цены на отдельные виды продовольственных товаров могут устанавливаться правительством РФ на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10% и более с исключением сезонного фактора», — пояснил ForPost юрист Егор Фёдоров.
Как видим, установление ограничения по цене на важные для жизни продовольственные товары в такой формулировке выглядит как мера экстренная и временная. Так оно и есть.
А тем временем российская действительность подкидывает поводы для применения этой экстренной меры. То у нас яйца «пошли вразнос» в прошлом году. Теперь вот сливочное масло туда же.
По маслу, кстати, вице-спикер Борис Чернышов недавно поставил перед Минэко вопрос о необходимости введения ограничения цены на основании упомянутого постановления правительства. Но, как видим, власти не спешат с применением этой меры.
А что касается прошлогодней свистопляски с яйцами, то тогда ситуацию выправляли ФАС совместно с Минсельхозом, но до введения ограничений цен не дошло. К слову, сейчас ФАС предлагает отменить вознаграждение в 5% от стоимости партии яиц торговым сетям, которое выплачивают им производители яиц при реализации определённого объёма этого товара.
Поумерьте аппетит!
Главной причиной необоснованного роста цен в России является поведение торговых сетей и производителей, уверен кандидат экономических наук Михаил Беляев.
«Цены растут на всё, но в какие-то моменты монополисты, пользуясь ситуацией, могут чрезмерно задирать цены на определённые товары. Например, в какой-то момент может подняться спрос или образоваться некоторый дефицит, вот они пользуются этим. Для того, чтобы торговые сети и производители не повышали стоимость продуктов сверх экономически обоснованного уровня, и существует ФАС, которая должна следить не за уровнем цен, а за аппетитами монополий», — пояснил он.
К слову, обоснование роста стоимости определённых товаров действительно иногда вызывает неподдельное удивление. Вот, например.
«В этом году в России потребляют и производят мороженого больше, чем в предыдущие. Сейчас мы фиксируем прирост производства мороженого где-то на 24%. Это, кстати, одна из причин, почему на рынке сливочного масла и сливок сложилась напряжённая ситуация — сегменты, потребляющие эти продукты, значительно выросли», — отметил недавно в беседе с Ura.ru гендиректор «Союзмолоко» Артём Белов.
Почему не ограничить?
По мнению экономиста Беляева, постановление о возможном ограничении цен на социально значимые продукты имеет несколько существенных недостатков.
«Это связано с тем, что реальный рост цен, вызванный инфляционными процессами и ими же обоснованный, нельзя сдерживать такими директивными методами. В конечном счёте это просто ударит по производителям, которые не смогут развивать производства и лишатся стимула к его наращиванию. Второе, что тут важно понимать, это то, что ограничение цены на определённый товар вообще применить сложно. Потому что товары одной группы могут быть очень разнородны. К примеру, есть хлеб, цены на который могут отличаться в несколько раз в зависимости от качества и многих других факторов. Но наличие одного вида по социальной цене сразу приводит к отсутствию оснований для применения постановления о фиксации цен», — пояснил экономист.
Таким образом выходит, что постановление у нас есть, но на практике есть факторы, которые делают невозможным его применение, резюмировал экономист.
Мы же помним…
Против госрегулирования цен есть и ещё ряд аргументов, отметила президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. Причём люди, которые жили во времена СССР, где и производство, и ценообразование были плановыми, хорошо помнят последствия такой госполитики, напомнила она.
В качестве примера она привела сахар, который нужен и бедным, и богатым. Сначала после установления фиксированной цены возникнет ажиотажный спрос на сахар. Далее ажиотаж приведёт к быстрому исчерпанию его запасов на складах в торговых сетях и у производителей. Возникнет дефицит, который приведёт к образованию чёрного рынка сахара, где цены будут соответствующими.
«Таким образом, снизятся как физическая, так и ценовая доступность сахара. Государство будет вынуждено ввести систему административного распределения сахара по фиксированным ценам через талоны на сахар. Такое административное распределение потребует бюджетных затрат и жёсткого контроля, вплоть до уголовного наказания, за спекуляцией и так далее. А главное — это всё равно до конца не решит проблему дефицита сахара», — пояснила она.
К этому стоит добавить снижение качества товара из-за того, что производители, лишённые стимула к производству из-за фиксации цен, просто начнут экономить на издержках.
Андрей Мединский
Обсуждение (11)
"Власти России не дадут свершиться экономическому злу с продуктами питания".
"Сразу несколько ведомств выступили против ограничения цен на социально значимые продукты.".
"...Вместо этого ведомства хотят в контакте с торговыми сетями и производителями организовать работу по добровольному ограничению роста цен на такие продукты с расширением их перечня..."
"...«При таком регулировании государству не потребуется выделения дополнительного финансирования...".
Чем по сути отличается установка предельных цен, от ограничения роста цен?
Мы же помним…
Не помню никакого дефицита сахара при СССР. Поэтому хватит нас кормить этими страшилками, чтобы оправдать очередной рост цен!
Olegbsss,
в статье ничего не сказанно про дефецит именно сахара в СССР .
Olegbsss,
хотя я помню что при сухом законе сахар песок немного исчез из магазинов, местами.
Olegbsss,
я помню, было, в самом конце жизни Союза, где-то 88-89-90-й год.
Т.е. даже когда началась "Перестройка", а это середина 1985-го, 86, 87 - проблем не было.
Marat Kanzha,
еще карикатура в Крокодиле была, аппарат на вроде самогонного , только наоборот, из самогона сахар получался.
ха ха ха спасибо за Беляева,а ха ха
а помните управители про бензин заботились?
вот результаты их работы в цене доставки
в добровольности и не обязательности
сахар не нужен
и яйца ,и масло
прям вылезли уши страха -дефицит и галоши
вчера про хамсу по 500 р/кг втирали
"Власти России не дадут свершиться экономическому злу с продуктами питания". Тут бы самое время поинтересоваться а что власти понимают под "злом"? Есть такое подозрение, исходя из опыта всех предшествующих лет, что "зло" для них это снижение цен (при них же все время они повышались, капитализм же это рост прибыли!) , т.е. такому "злу" они и не дадут свершиться! Охотно верю, тем более что "снижение цен - добровольное", а если нет, то и суда нет. Походу не соврали.
Верещагин,
Так всё ж понятно с первых строк:
Следовательно, ограничение цен на социально значимые продукты и есть экономическое зло ))))
Ну вот, заставили кур нестить, и коров заставим доиться )))