Федеральные власти инициировали изменение законодательства, чтобы по-новому регламентировать цены на самые востребованные продукты. Минсельхоз и Минпромторг РФ готовят соответствующие поправки в закон об регулирования торговой деятельности, написал «Коммерсант».
По его данным, рассматриваются два варианта:
- 80-90% продаж продуктов торговыми сетями будут сформированы из товаров, которые ритейлеры приобретут по прямым долгосрочным договорам. Соглашения с производителями и поставщиками нельзя прекратить в одностороннем досудебном порядке, а пересматривать зафиксированные в них цены разрешат раз в год;
- установление «коридора цен» на отдельные продукты — минимальные и максимальные отпускные цены для покупателей. Их значения планируется установить на уровне сохранения рентабельности. По таким ценам необходимо будет продавать как минимум 80% продукции. «Коридор» установит комиссия из чиновников и представителей бизнеса.
Список товаров, подпадающих под один из сценариев, предполагается определить отдельно. Нововведения запланировали на март 2026 года.
Бизнес против
Объединения производителей выступили против такой инициативы. Однако не во всех из них захотели публично говорить на эту тему, уточнил «Коммерсант». По его информации, бизнес видит риски в жёстком регулировании стоимости и ценовом коридоре — они снижают инвестиционную привлекательность аграрного сектора.
При увеличивающихся издержках цены не могут быть фиксированными или в коридоре, считают в Руспродсоюзе. Там полагают, что торговые сети и поставщики могут утверждать формулу изменения цен, привязанную к различным факторам, но это должны быть договорённости сторон, а не законодательные обязательства.
В Национальной мясной ассоциации сказали, что сегодня невозможно просчитать и установить цены на год вперёд. На себестоимости продуктов отражаются и затраты на электричество, топливо, логистику, уточнили в организации. Кроме того, производители могут остановить свои производства, если им будет невыгодно работать по установленным ценам.
Противоречие законам рынка
В России есть нормы, регулирующие цены и тарифы, например, на газо-, тепло-, электро- и водоснабжение, напомнила кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева в беседе с ForPost.
Она уточнила, что косвенно на цены влияет потребительская корзина, её расчёт позволяет определить прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.
«Любое вмешательство государства в экономические процессы определяет приоритет административных методов государственного регулирования, что противоречит законам рынка. Но в условиях социальной и политической нестабильности это может быть вынужденным шагом», — считает наша собеседница.
По её мнению, инициаторы нового регулирования «исходят из благих намерений» — определить верхний предел цен на товары первой необходимости.
«Другое дело — какие товары будут отнесены к этой категории. Если мы рассмотрим потребительскую корзину, то увидим, что в её составе нет большей части привычных нам товаров», — добавила экономист.
Татьяна Марцева полагает, что при введении новых инструментов ценового регулирования могут возникнуть негативные последствия. Например, ухудшение условий конкуренции, которое повлечёт товарный дефицит как закономерную реакцию на ограничение возможности получения прибыли.
«Но грамотное использование ценового регулирования при разумной поддержке самих предпринимателей обеспечит социально незащищённым слоям населения доступ к большему ассортименту товаров и услуг», — заключила она.
Вы уж определитесь
Напомним, сейчас в России возможность государства влиять на ценовую ситуацию предусмотрена как минимум федеральным законом об основах регулирования торговой деятельности, постановлением правительства РФ № 530 от 15 июля 2010 года и распоряжением правительства № 497-р от 21 февраля 2021 года.
А депутаты Госдумы в условиях ставшего привычным увеличения ценников не раз предлагали изменить систему.
Например, был подготовлены такие проекты законов:
- о праве Кабмина России устанавливать на 60 дней ценовой коридор — нижнюю и верхнюю планку цен на продукты, — если в течение 30 дней их стоимость повысилась на 5%;
- о том, что торговая наценка не может быть более 100% от цены производителя или таможенной стоимости товара;
- о праве правительства РФ определять предельные розничные цены не только на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, как сейчас, но и на непродовольственные на срок до 90 дней.
Против госрегулирования цен выступали не только ряд представителей общественных объединений и продуктового бизнеса, но и Кабмин, и крупные федеральные ведомства.
Подробнее о возможности директивного установления цен в стране читайте в нашем материале.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (5)
А качество?
Стало быть, рынок может работать только в тепличных условиях социальной и политической стабильности, но когда наступает шторм - нестабильность, то спасти хвалёный рынок можно только с помощью социалистических методов?
Любопытное признание...)))
Serggio,
Еще любопытнее что рынок сам по себе, по определению нестабилен т.к. максимальная маржа возможна только при его непрерывной раскачке , как и максимальный захват рынка монополиями и это только усугубляет социальную и политическую нестабильность. Тут вообще то все по Марксу: капитализм неизбежно идет к кризису и рынок, как его инструмент, служит отнюдь не для его предотвращения.
Очередная предвыборная.....(даже букву боюсь написать)🤐
Шо, опять?,
У них и без выборов п...