Наплыв туристов в Севастополь этим летом гарантирован - собственно, он уже начался. Развитие туристической отрасли давно обозначено как один из приоритетов Севастополя: хочется, чтобы у приезжающих к нам оставались самые приятные впечатления.
На сегодняшний день статус приоритетных в Севастополе имеют 9 инвестиционных проектов, в том числе – два имеющих непосредственное отношение к развитию туризма. Им посвящен отдельный раздел опубликованного на сайте Заксобрания отчета о работе правительства Севастополя в 2020 году.
Проект под названием «Балаклавский туристический кластер» включает в себя два проекта - «Развитие Балаклавы» (включая создание яхтенной марины) и создание парка живой истории «Федюхины высоты».
Готовность парка живой истории, открытие которого состоялось в сентябре прошлого года, на сегодняшний день составляет 70%, в него уже вложено более 201 млн. рублей. В 2021 году планируется создание новых исторических площадок, объектов туристической парковой инфраструктуры и благоустройство территории.
О том, как продвигаются дела с яхтенной мариной, мы сообщаем регулярно. Cоздание грандиозного туристско-рекреационного кластера в районе Балаклавской бухты (общий объем инвестиций оценивается в 14 млрд руб) подразумевает появление рекреационного комплекса, гостиниц, многофункционального общественного спортивно-развлекательного и торгово-офисного центров, сети канатных дорог, ресторанов, яхт-клуба, судоремонтного комплекса для ремонта и хранения судов.
На протяжении всего своего существования проект вызывает активные споры и диаметрально противоположные оценки, однако его реализация продвигается довольно активно.
На днях стало известно, что Главгосэкспертиза России одобрила проектно-сметную документацию на создание яхтенной марины в Балаклавской бухте. Заключить контракт на строительно-монтажные работы и приступить к ним, как говорится в отчете правительства, планируется в 2021 году.
Читайте по теме: Севастопольская марина: проект или фантазия?
А что с тропой?
А вот состояние Большой севастопольской тропы, которая также является одним из приоритетных проектов Севастополя, хотя и гораздо более скромным, оставляет желать лучшего.
Сказать, что ей совсем не уделяется внимания, нельзя – в январе этого года, например, стало известно о появлении в рамках проекта БСТ 21-километрового велосипедного маршрута от Балаклавы до села Гончарное. Однако полномочий ГАУ «Центр развития туризма», в ведении которого БСТ находится, явно недостаточно для того, чтобы противостоять подстерегающим ее опасностям.
В конце апреля на заседании комитета по градостроительству и земельным вопросам Заксобрания Севастополя рассматривалось письмо Федерации альпинизма и скалолазания, которая в свое время была инициатором появления проекта и приложила немало усилий, чтобы он начал жить и развиваться. В письме перечислены те участки БСТ, которые уже пострадали от наползающей на тропу застройки.
«Первый участок - Любимовка - Горный ключ. Участок тропы, проходящий от входной группы БСТ до храма часовни Новомучеников и исповедников церкви русской, проходящий по периметру 30 береговой батареи в сторону дальномера, оказался полностью перекрыт забором из сетки-рабицы. В результате участок Любимовка - Горный ключ потерял свою привлекательность. Исчезла возможность вблизи увидеть первую и вторую орудийные башни. Старт тропы в Любимовке потерял логический смысл, участок перестал быть целостным», - сообщают авторы письма.
Застройка территории вокруг 30-й береговой батареи - вообще история вопиющая. Севастопольцы борются с ней много лет, но выход не просматривается – хотя было время, когда казалось, что победа близка. Второй участок, о котором говорится в письме Федерации альпинизма и скалолазания, - Балаклава - Ласпинский перевал:
«Отрезок тропы на горе Спилия, между столбом 110 и Южным фортом, периодически пытаются огородить, застроить и ландшафтно видоизменить. Нарушен почвенный слой, прорезаны террасы. Испорчен самый видовой участок БСТ, есть угроза потери этого отрезка тропы».
И, наконец, участок от турстоянки «Гористая» до села Передового:
«На данном участке несколько водоемов, доступ к которым регулярно ограничивают арендаторы. Результат - периодические конфликты между туристами и землепользователями и потеря туристической привлекательности объекта».
Большая севастопольская тропа – проект, равному которому в стране нет. 117 километров по красивейшим местам Севастополя – такой БСТ была еще недавно. В прошлом году по ней, по разным данным, прошло от 150 до 300 тысяч туристов.
Но перспектива пробираться по узенькой тропке между заборами, растущими возле 30-й береговой батареи, и конфликтовать с владельцами участков между стоянкой «Гористой» и селом Передовое резко снижает привлекательность этого уникального проекта. А ведь есть еще железный вольер на мысе Айя - давно признанный незаконным, но продолжающий удерживать позиции!
По итогам рассмотрения на комитете депутаты приняли решение обратиться к губернатору с предложением создать рабочую группу, которая займется решением проблем БСТ. В нее предлагалось включить представителей Заксобрания, ДИЗО, Севреестра, Севприроднадзора, Центра развития туризма, департамента сельского хозяйства, департамента архитектуры.
Ответа на письмо они пока не получили.
В отчете правительства об этих проблемах ничего не говорится. Сообщается лишь, что «на БСТ создана необходимая инфраструктура для обеспечения безопасности ее прохождения, имеется собственный брендбук». А также установлены 638 навигационных знаков с информационными табличками, 6 входных групп, 51 информационный стенд, вебкамеры на перевалах и видовых площадках.
Ольга Смирнова
Обсуждение (27)
Нынче модно всякие непонятные застройки именовать словом "кластер". Помнится в 2014 году модным словом было "легитимно"
пока турция закрыта, наплыв гарантирован...
какие "кластеры"? с дорогами разберитесь окончательно, и в городе тоже.
Меня сейчас слово "кластер" пугает почти так же, как "нано-технологии".
Лучше б очистные сделали
Когда я слышу - "кластер, брендбук" - то возникает впечатление, что кто-то под эти заклинания весело и с огоньком пилит бюджетные денежки.
Наверное - я ошибаюсь?
"Готовность парка живой истории, открытие которого состоялось в сентябре прошлого года, на сегодняшний день составляет 70%, в него уже вложено более 201 млн. рублей."
По нынешнему курсу это почти 3 миллиона долларов. Ну так для сравнения, об эффективности траты денег, про целесообразность молчу, там в этих головах о таком отродясь не слышали... открыл первый попавшийся сайт российского посредника, который предлагает постройку судов на китайской верфи : http://www.virtus-china.ru/index.php/item/71-teplokhod-ploshchadka-s-apparelyu-g-p-70-tonn постройка что то типа паромов, которые бегают на Северную в данном проекте 650 тыс. долларов и полгода постройки. Ладно пусть чуть дольше, пусть чуть дороже, но в любом случае, что там нам рассказывают 7 лет про катера? Давно бы, если захотели сделали. Это как пример. Приоритет очевиден, у чинуш в приоритете проекты, корорые приносят быстрый гефешт.
очень мутная тема
to Aleksd: А ничего, что деньги идут на "Федюхины высоты" частные?
Их, насколько я знаю, вкладывает меценат.
Стратегией развития города, похоже, никто не занимается.
Только какие-то проекты огромной стоимости вроде очередного кластера.
to Victorblind: ДА , "Клякстер" звучит как-то роднее.
Т.е. враг не уступает, а лишь перегруппировывается.
Есть вариант. Объявить побережье от Балаклавы до "Инжира" ландшафтно-ботаническим заказником местного значения.
Ландшафтная ценность - Прибрежный массив конгломератов с фигурами выветривания (типа Демерджи!!!)
Ботаническая ценность - естественные насаждения сосны Станкевича, можжевельника высокого, фисташки туполистной, астраканты и асфоделины жёлтой, .
Ну - Торопова Дача - заповедник.
Попы захватили три гектара - и что?
to Тина Севастополь:
Приоритет инвестиции хоть частных денег, хоть государственных определяет все равно государство,которое формирует стратегию, другими словами будущее государства. Скажут вкладывать в самолетостроение тем более,если это будет выгодно будут туда, а будет выгодно костюмы богатырей шить для в федюхинских реконструкций значит будут вкладывать в них. Только федюхинские реконструкции как бы к ним не относится это просто шоу,зарабатывающее на прошлом, а упомянутое самолетостроение это высокотехнолоническая стратегическая отрасль, которая обращена в будущее и дающее в настоящем множеству смежных отраслей работу. Это если еще не вспоминать откуда у этих меценатов появились свои частные деньги в таком количестве. Как то так.
Губеру хочется, чтобы у приезжающих оставались приятные впечатления... Про Севастопольцев речь не идёт.
Нынешним летом Балаклава просто восхитительна в окружении изгородей из колючей проволоки от винодельни Золотая Балка.
Власть в городе есть? Наверное, нет. Иначе не позволили бы ...с особым цинизмом.
На фиоленте нет медпункта, школы и газа природного. А тут новый клакстер.
Скоро будут тридцать и так по всему городу, их много — надо трудоустраивать
to Aleksd:
Перефразиря классику: Этот меценат - тот что нужно меценат...
"И птичку нашу, попрошу не обижать!" (м/ф "Трое из Простоквашино")
to Клара Захаровна: Садоводам с СТ,СНТ и т.д. Фиолента,никто ничего не должен! Хотят ,воду,газ,дороги,пусть скидываются деньгами и проводят,как делают это все садоводы Севастополя! А то: "Мы тута живем круглый год,город нам должен!" Законы пусть почитают,не устраивает,пусть едут откуда прибыли и качают там права. Села города без газа и дорог,школ и садиков,а огородникам подай инфроструктуру из бюджета.
Спешат нахапать пока у власти "свои"... а пото трава не расти!
А что слышно про "Молодёжную некоммерческую организацию Ночные Волки"? Вроде тоже какой то кластер обещали.
Вау! Кластер, Марина, ЗБ вилидж, ЗБ фест, фейк, хайп! Американский рай!
Миша Клястер разбушевался.
Очистной кластер планируется в этом тысячелетии?
"Развитие туристической отрасли давно обозначено как один из приоритетов Севастополя" - вы это серьёзно?!!!
100-тысячная Ялта, расположенная вдоль самой лучшей части Крымского побережья, не может прокормиться одними туристами, а вы хотите прокормить 500-тысячный Севастополь?! А, наверное, ещё вдобавок к туризму кормить город будет виноградорство и прочие виды сельхоздеятельности! Вот заживём-то!
Блин, хоть бы как репу почесали, чтобы привлечь в город производство и разработку - самые прибыльные виды современного бизнеса! Не, будем туристов обслуживать, а в бухтах - флот держать и его ремонт (ну, чтобы туристам было на что посмотреть
).
При этом уничтожили настящую истрию - Исторический бульвар.
На то они и попы