«Можно ни с кем не совещаться и просто "нарисовать" проект – только будет ли он работать?» – предупреждает создателей балаклавской марины действующий яхтенный капитан Виктор Малько.
Годы морских путешествий по миру дали Виктору Малько и его коллегам ценный практический опыт. Помноженный на знание крымских и севастопольских реалий, он должен бы очень пригодиться устроителям новой марины. Однако ответственные за проект чиновники взаимодействуют только с условными заказчиками-яхтовладельцами и упорно не желают привлекать экспертов-практиков.
Какие модели марин существуют в мире, и какая из них больше подошла бы Балаклаве? Как другие страны научились решать связанные с мариной проблемы, и почему грандиозный проект может обернуться не менее грандиозным провалом, горько аукнувшимся в первую очередь рядовым севастопольцам?
ForPost побеседовал с Виктором Малько о загадочном слове «марина».
– Есть ли у севастопольцев серьезные заблуждения относительно марины и в чем они?
– Наверное, не заблуждение, а незнание. Ошибка думать, что видимая часть, парковка яхт – главная составляющая марины. Парковка яхт ведь есть и сейчас, но это не марина. Марина – это сложная система со множеством очевидных и невидимых привязок к берегу.
Если у вас есть миллион на яхту – значит, у вас должно быть еще 100 свободных миллионов, пропорция приблизительно такая. Яхту я называю косвенным налогом на роскошь, и вот его платят легко. Создаются рабочие места, тратятся большие средства на обслуживание, на стоянку. Это игрушка, и на неё денег не жалеют – такая специфика.
К примеру, вот цифры из одного моего отчета для владельца яхты. Её стоянка полгода в Балаклаве стоила эквивалентно 15 тысячам долларов. Всего же за это время на неё было потрачено 60 тысяч, это уже с ремонтом.
Это если говорить об экономической стороне, о том, сколько оставляет хозяин яхты по самым необходимым статьям. Но правильная марина для города – это своеобразный центр, вокруг которого строятся другие процессы, это сцена под открытым небом. Мне кажется, в 20 процентах фильмов действие происходит на фоне марины.
Уважающая себя марина изначально закладывает воспитание детей-яхтсменов, бесплатное. К слову, такие задумки были у ребят, которые начинали дело в «Золотом символе» – концерты, дети, но всё скатилось на уровень парковки.
– То есть роль парковки в марине сильно преувеличена?
– Нет, но ею всё не исчерпывается. Концепция конкретной марины зависит от того, сколько и каких яхт будет там стоять, будут ли они заходить на несколько часов или дней, или же будут стоять постоянно. И потом, в одних маринах парусных вообще нет, в других – их процентов 80, еще где-то – пополам. И под каждый расклад своя структура.
В мире существуют разные модели марин. Например, одни ориентированы на короткий визит – зашла яхта, вышли люди на берег, несколько часов походили, посмотрели и пошли дальше. Так, например, в Бонифачо на Корсике. Для меня эта бухта – аналог Балаклавской, только там город не внизу, как у нас, а высоко, на горе. Классное место.
Бонифачо / lifemag.fr
Это такая красивая картинка, марина-сцена, где можно только встать ненадолго, но инфраструктуры для яхт – минимум. Не нравится – не приходи. Кто стоит там постоянно – приспособились. Это, грубо говоря, гостевая. Пришел, посмотрел красоту, исторический город – и ушел.
Два часа стоянки в Бонифачо бесплатные, даже для больших яхт. Вас и к электричеству подключат. Чаевые принято давать, но если вы не дадите – страшного ничего нет. В принципе вас и на сутки здесь могут поставить, если место есть, но большинство стоянок там временные.
А в стамбульской марине треть лодок вообще в море не выходит.
Стамбул – огромный дорогой мегаполис, дачу для отдыха на выходные не заведешь. А на яхту можно приехать с друзьями, семьей, детьми. И тогда большие зоны отдыха на берегу возникают – магазины, кафе, бассейны, теннисные корты с тренерами, детские зоны прекрасные, со всей округи туда набегают. И есть люди, которые вообще не выходят в море.
Порт в Стамбуле / yacht-com.ru
– То есть специфика каждой марины требует разных решений?
– Конечно. Если в марине в основном небольшие парусные яхты, на которых нет экипажа, а они просто сдаются внаем – тогда нет больших проблем с фекалиями и с электричеством. Это главным образом парковочные места. В Хорватии, например, сотнями метров стоят просто пустые яхты. На них никто не дежурит, просто кто-то присматривает, но вахт нет.
Но это одна специфика, а другая – если вахта есть. На больших яхтах установлена техника, которую нужно периодически запускать, чтобы она работала хорошо, есть целая технология. И тогда должна быть инфраструктура: подведено электричество, построены душевые. И если экипаж будет ходить в душ на яхте – это всё надо будет куда-то девать.
Поэтому турки в Тургутрейсе, например, буквально через каждые сто метров установили на берегу шикарные санузлы. Душевые, туалеты, 6–8 умывальников, теплый пол, зеркала огромные. И экипажи после смены идут туда, в том числе и поздороваться.
– А не превратится ли тогда марина в большую душевую? У нас такая маленькая Балаклава, где же всё это строить?
– Вот поэтому и важно четко понимать, сколько яхт и каких может здесь стоять, и в течение какого времени. На несколько дней заходить город посмотреть, или это место стоянки постоянной будет для кого-то? Для какого количества? Очень много нюансов. И из этих мелочей складывается жизнь людей на борту и на берегу.
Те же так называемые черные, фекальные воды. Каждые две недели ходить к точке их приёма? Ну, кто-то сходит, сделает. Но всегда найдутся недобросовестные, которые будут сливать их в море. Поленятся переходить к откачке, особенно если ночь.
Да, это вопрос соблюдения закона, но вы нарушителя не поймаете никогда – он будет по литру выливать. Такое все равно возможно, и плетка здесь работать не будет совершенно. Тем более, что бывает и погода небезопасная, и проблемы с двигателем или ещё с чем. Тогда человек выберет меньшее зло, и никто этого знать не будет.
– Вырисовывается страшное будущее для Балаклавы и вообще для Севастополя…
– Нет, если использовать чужой опыт и лучшие примеры. Ничего выдумывать не надо – другие все это уже прошли.
В Турции, например, есть такой механизм: если в марине стоит лодка с людьми на борту, обязательно раз в два месяца надо сдать то, что накопилось. Можно чаще, но минимум раз в два месяца вы должны сдать. Если нет, то начинаются страшные санкции.
В Европе, когда поняли проблему с черными водами, стали проводить точки их приема вдоль всех причалов, к каждому стояночному месту. Вы даже можете не мараться – позвонили в офис, вам выслали специалиста. Или, если экипаж квалифицированный, сами подключились и всё откачали. Бесплатно.
И, конечно, сумасшедшие штрафы бывают, до 15 тысяч евро.
– Сколько стоит стоянка в марине? Очень актуальный вопрос для наших владельцев маломерных судов.
– Логика марины предусматривает, что дорогие яхты оплачивают стоянку маленьких. И небогатые люди могут держать свои ялики за символическую плату, которая сама по себе не дала бы возможность содержать инфраструктуру. Разницу покрывают большие яхты – они это сделать в состоянии и им это все равно выгодно.
У нас же на таможенном терминале стоят большие яхты, но нет места малышам, о которых мы говорим. В результате эти богатые яхты раздражают. А должны быть все слои населения удовлетворены.
– Основной слой населения не будет удовлетворен, если зона марины будет закрытой. Какой тут мировой опыт?
– Где-то нет заборов, где-то есть. Во многих маринах запускают людей, и они спокойно гуляют, это не режимная зона. Но последние террористические акты напрягли ситуацию, конечно. В Барселоне, по-моему, раньше не было ограждения, а сейчас сделали прозрачную железную решетку.
В Стамбуле в саму марину тоже не пускают, именно в саму, а рядышком – пожалуйста. Народ приходит, гуляет, отдыхает в кафе, кормит рыб – охранникам специально хлеб выдают, чтобы они рыб прикармливали.
Есть интересные проекты, как зоны разграничить, чтобы было безопасно для яхт и удобно для людей. Например, вдоль марины строится что-то вроде балкона – там прогулочная зона, а машины остаются внизу. Вот они – море, яхты и ракурс необычный, но доступа прямого нет.
– Есть на этот счет идеи по Балаклаве?
– Мое мнение по Балаклаве – в районе набережной у «Черного принца» вообще должно быть пусто. Хотя бы метров 200, чтобы человек мог к морю подойти.
Почему должны быть только яхты? Может, кому-то не нравится. А так папа глядит на яхты, а ребенок, жена, которым неинтересно их долго изучать, смотрят, как чаечки, рыбки плавают. Или на вход в бухту, фото делают. Это же интересно, это эмоции.
Каждая яхта отдельно красиво на фото выглядит, а когда их целый лес, – неразбериха получается. Сейчас и это нужно учитывать – у марины должна быть завлекательная картинка.
– Балаклавскую картинку планируют «украсить» яхтенной деревней на западном склоне бухты. Марины не может быть без того, чтобы жилыми домами горы не утыкать?
– Это вовсе не является обязательным. Главное – море и причалы. Ничего страшного, если не будет деревни – марина будет работать. Это просто плюс к бизнесу, ещё одно «да» в перечне услуг на сайте марины. Там будет написано: «Стоянка – столько-то яхт. Гостиница – есть. Санузлы – есть. Прачечные – есть». Вот в одной из строк будет «есть», но если «нет» – ничего страшного.
Надо понимать, что реально единицы владельцев яхт купят там апартаменты, и у нас в яхтенной деревне получатся те же самые дома, что и обычно. Я считаю, что без деревни спокойно можно обойтись.
– Идеологи проекта вас за эти слова не полюбят… Что и как строят в других местах?
– Примеры разные есть. Одна история, когда марину строят, скажем так, «на пустыре», и другая – когда там уже есть точка притяжения, как в Балаклаве.
Например, есть Полту Коату на Сардинии или опять-таки Бонифачо. Если с точки зрения бизнеса подойти, то там должны стоять десятиэтажки. Но нет, одноэтажные поставили, чтобы вписывались. И никто ж не догадался окрестности – горы, лес – застроить. Потому что люди приезжают не на новые дома посмотреть, а на историю, на природу.
Полту Коату / 29palms.ru
У нас же обычно – сколько смогли, столько и вогнали. Высотное гетто получается. Это неправильно и не нравится горожанам. Но, к примеру, стадион не даст прибыли, сопоставимой с апартаментами. А их купят.
– Плюсом марины называют новые рабочие места для Севастополя.
– Конечно, часть любой марины – ремонтная зона, в которой остаётся огромное количество денег. Работают там специалисты очень высокого класса, вплоть до завоза людей из других мест. И это вторая сторона медали о новых рабочих местах – никто же не говорит, что они будут для местных.
Но тут у севастопольцев есть преимущество – мы продвинуты в плане судоремонта, склад ума у наших людей технический. Но всё равно своих специалистов придётся подготовить, а на это нужно время.
– Можете перечислить пункты, которых не учли создатели балаклавской марины?
– Это можно делать, только имея техзадание, а у нас его нет. Дело в том, что инициаторы общаются по этой теме только с владельцами яхт, но не с капитанами. А это ошибка.
Владельцы сами очень редко в курсе всех важных деталей. У человека, к примеру, две большие хорошие яхты под 15 миллионов евро, но множество технических моментов он не знает, потому что всю рутину делает экипаж. Этот человек, может, изначально под свои желания совсем неподходящую яхту хотел купить, потому что ему сказали: «Такая – хорошая», и только пообщавшись с капитаном, понял, что именно ему нужно. Но к мнению этого человека прислушаются, а к нашему – не хотят.
Ко мне обращались ребята, которые делали проект в ялтинском порту. Они сидели и выпытывали меня про каждый метр движения яхты по марине: где, куда, как, сколько человек… Я им словно кино рассказывал в деталях.
А когда мы, капитаны, с чиновником по марине разговариваем, на пятой минуте появляется интонация: «Что вы мне рассказываете, я все это знаю», и дальше ему неинтересно. Сколько помню, всегда: «Вы можете ужать до страницы-полторы?». Не можем. Не зря руководство по эксплуатации автомобиля – толстая книжка. И весь этот мануал должен быть и для марины.
Возможно, люди искренне думают, что они правы, но у меня большие сомнения, что они понимают, о чем идёт речь. Реальный заказчик проекта должен понять, что он хочет.
– Может, он знает, просто нам не говорит.
– Я склонен думать, что он не знает, по крайней мере в той степени, в которой нужно. Но проще нарисовать и выпустить – как-то да будет! – чем вступать в дискуссии, продумывать детали со знающими людьми.
Но если не предусмотреть все мелочи, о которых сейчас даже не думают, они потом вылезут, и уже не мелочами. А мы сейчас даже не знаем, какие яхты будут стоять.
С Виктором Малько беседовала Светлана Косинова
Обсуждение (39)
Короче,верните назад базу подлодок и тема закрыта!
Молодец! Все грамотно рассказал. Первый вопрос, когда начинается проект - вопрос о заинтересованных лицах. Для кого будет оборудоваться эта марина и кто и что от нее получит? Пока просматривается вариант, что севастопольцы в этом проекте практически не учитываются. Может только обслуга и ремонтные работы. А севастопольцам уже сейчас не хватает мест для стоянки их маломерного флота. Эти жирные коты с их суперяхтами для горожан совсем не интересны. За их деньги можно построить марину в Любимовке. Был и такой проект в советское время. Выкопать ковш и сделать стоянку и инфраструктуру. Оборудовать инфраструктуру Балаклавы за бюджетные деньги остро необходимо, но для балаклавцев и севастопольцев.
Если яхта, как мудро говорит капитан, - "налог на роскошь", то строительство стоянки (марины) для этой роскоши за бюджетный счет ( из налогов собранных со всех) , это "налоговые послабления" для избранных владельцев "роскоши", у которых есть миллион на яхту, есть 100 миллионов на ее содержание, но нет желания построить стоянку для нее? А может она им тут и не нужна, у них же все хорошо и в Турции, и в Греции, и на Карибах, и на Лазурном берегу, зачем им здесь? Кто вообще придумал, что оно им надо здесь ставить яхты? Может это как раз желающий заработать на яхту (возможно очередную), т.к. на миллиардах из бюджета 100 миллионов легко можно "сэкономить", а уж будет кто то ставить тут яхты, или нет (в том числе и владелец "сэкономленной") дело третье. Да, и о "рабочих местах" получается не густо, при любом раскладе полсотни, максимум сто человек из постоянного персонала и несколько сотен (две три) на нерегулярных заказах и случайных подработках. Мега проект однако, "для развития города"!
Предупреждать должны не яхтенные капитаны, а просоленные и просмоленные рыбаки
..После того, как последние курортные гости потянулись в Севастополь..в Балаклаве становится просторно, свежо, уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда нашумевших, накуривших, насоривших непрошеных гостей. Выползает на улицу исконное, древнегреческое население, до сих пор прятавшееся по каким-то щелям и задним каморкам.. (Куприн, Листригоны).
На Украине яхту Медведчука арестовали за заход в Крым.
Слабо себе представляю забор на набережной Балаклавы.....а ведь с.... будет.
Может с терроризмом как-то на въезде в город бороться???? а то кругом одни заборы....а если не можете обеспечить безопасность, то может и не надо ничего вотэтоговот нового маринакластерного и т.д.??? - лучшее враг хорошего.
to mr nekich:
Фарш невозможно прокрутить назад и время ни на миг не остановишь.
Надо ставить перед собой реальные задачи.
Моё мнение.
Ну вот и начали острожный проезд по ушам севастопольцев, что марина - это здорово, это для воспитания детей яхтсменами, это благо для города... Форточка Овертона начала приоткрываться.... И втирает об этом некий яхтенный капитана, у которого ЗП примерно раз в 10 больше чем средняя по Севастополю...
А потом начнется - заборы для безопасности, КПП для удобства и т.д. и т.п...
Спасибо Виктору Малько за грамотный анализ!
Сегодняшние фантазии Литовки пугают . Уверен, что профессионалы разнесут концепцию в прах.
Стесняюсь спросить...а сколько на завтра будет яхт (читать подчёркнуто) с российской регистрацией. И пожелают ли иные получить бан за стоянку?!
А, вообще, у меня "Марина" с другими ассоциациями... потому-что не матрос, наверное. Ну как-то так
Наконец-то профессионал разложил все по полочкам, спасибо. Даже если и будет строиться марина то только под контролем таких специалистов. А у этой блонды из правительства опилки в голове, она дальше картинки на бумаге нифига не видит.
Не надо летать в облаках и думать что Марина не знает что такое марина...Ей все объяснили и наверняка, предположительно, дали инструкции что и как делать...
Мнение яхтенного капитана -это только профессиональное мнение...Реалии другие...
Уже видно "неворуженным" взглядом, предположительно, что история с мариной в Балаклаве - просто "отжим" бухты и прибрежной территории для современных неокапиталистов-нуворишей для их личных целей ...Все остальное просто разговоры и размышления, никак не влияющие на выполнение поставленных задач, поставленных перед мари.ой...
Самобытную, историческую, доступную и привлекательную Балаклаву мы уже практически потеряли...
Да, согласен с вами.
to КрапивА:
..Как красив момент отплытия (не яхт, а рыбацких лодок, прим.)! Сели все пятеро на кормовую часть баркаса. «С богом! Дай бог! С богом!» Падает вниз освобожденный парус и, похлопав нерешительно в воздухе, вдруг надувается, как выпуклое, острое, торчащее концом вверх белое птичье крыло. Лодка, вся наклонившись на один бок, плавно выносится из устья бухты в открытое море. Вода шипит и пенится за бортом и брызжет внутрь, а на самом борту, временами моча нижний край своей куртки в воде, сидит небрежно какой-нибудь молодой рыбак и с хвастливой небрежностью раскуривает верченую папиросу. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас крепкой водки, немного хлеба, десяток копченых рыб и бочонок с водой.. (А.Куприн).
Я испытал на себе это удовольствие!
Прощай купринская Балаклава, времена черноморской регаты "Кайра" давно прошли, ибо всё течёт, всё изменяется...Яхтенный туризм перспектив не имеет, слишком много много мечт у Турции и Украины на некий реванш и возврат Крыма. Учитывая хрупкость бытия во время гибридных войн перспектива на создание неких "Марин" утопично. Время прогулочных катерков и любование на пейзажи Крыма - вот весь бизнес балаклавцев...
to Zvonaryova.pol:
Наблюдая, как радостно кивает Литовка на слова Путина по поводу Балаклавы, появилось некое понимание, что она предлагает яхты сделать как бы плавучими гостиницами, чтобы туристы на них жили и переходили из города в город вдоль по побережья. Но это не точно, может она что-нибудь другое имела в виду.
Технико-экономическое обоснование марины? Всегда удивляет тротуар шириной 5 м, по которому проходит 5 человек в день от силы! Какова целевая аудитория марины? Будет ли востребована стоянка? Такое впечатление, что выбирают просто проект подороже. Но ведь это бюджетные, а не частные средства!
А реалии такие. Весь Западный берег под стоянку трех бортов,которым можно стоять везде,помещения штольни под ночные клубы. Какая марина?? О чем вы?)))
Какой яхтенный туризм в РФ?
Буржуинов кондратий хватает от наших дебильных законов про приход/отход/стоянку яхты. Тем более в Крым. Они же не самоубийцы сюда заходить. Их яхту потом ни в один порт не пустят (российский в том числе).
Яхты российских бизнесменов тоже припаркованы не в РФ.
А яхтсмены не в состоянии оплатить услуги российских продвинутых марин.
Грамотный, опытный севастопольский капитан в ходит в резонанс с хитрозадыми понаехами, которые пытаються втулить в Балаклавскую бухту "марину" и поднять на этом бабла.
Считаю, что необходимо внести изменения в федеральную целевую программу, исключив из неё яхтенную марину. Тем более, что, давая в 2016 году поручение, президент связывал развитие района Балаклавской бухты не только с яхтенной мариной, но и с благоустройством набережных и прилегающих территорий. Не время и не место.
..В Балаклавскую бухту, узкогорлую, извилистую и длинную, кажется, со времен Крымской кампании не заходил ни один пароход, кроме разве миноносок на маневрах. Да и что, по правде сказать, делать пароходам в этом глухом рыбачьем полупоселке- полугородке?
Маленький, но отчаянной храбрости паровой катеришка «Герой», который ежедневно бегает между Ялтой и Алупкой, пыхтя, как зарьявшая собака, и треплясь, точно в урагане, в самую легкую зыбь, пробовал было установить пассажирское сообщение и с Балаклавой. Но из этой попытки, повторенной раза три-четыре, ничего путного не вышло: только лишняя трата угля и времени. В каждый рейс «Герой» приходил пустым и возвращался пустым. А балаклавские греки, отдаленные потомки кровожадных гомеровских листригонов, встречали и провожали его, стоя на пристани и заложив руки в карманы штанов, меткими словечками, двусмысленными советами и язвительными пожеланиями. (А.Куприн).
Действительно, что там делать крейсерским и не только яхтам, когда здесь такая тишь и благодать!
Лишняя трата угля и времени..
Со своими советами и пожеланиями- Линьков- один из потомков греков.
До революции в Балаклаве был небольшой санаторий, где лечили виноградом. Были разработаны методики, кому полезен темный виноград, кому зеленый, кому сладкий, кому кислый.
У нас в Севастополе свой маломерный флот держат не только севастопольцы, но и жители Симферополя и других неприморских городов Крыма. И не океанские яхты, а маломерные суда. Мечтают о бюджетном месте стоянки еще много не буржуинов, а простых людей. Вот об этом надо подумать.
Не догоняю,почему 13,5 млрд бюджетных средств вываливают для строительства марины,а афганцы по 30 лет стоят в очереди на получение жилья.И также мимо дети-сироты.
Главное – море и причалы. Ничего страшного, если не будет деревни – марина будет работать
А это точно Врунгель?
Марины, на которых я побывал... в корне наоборот. Инфраструктура с широким спектром услуг, объекты для спорта и отдыха, идеальная атмосфера для тихого времяпрепровождения, погодные условия, аэропорт рядом и много вложенных денег....ЧАСТНЫХ ПУПОВ. Нередко под это районы строят со своим "микроклиматом" (Дубай Марина) или целые городки (Тиват) Я не против инвистирования заинтересованными лицами...А свои не дам!
Ну, бывает ...и ванна "мариной", и матрас с "судном". Ну как-то так
Санкции у нас надолго, а значит marina international и не предполагается вовсе. Тогда для кого? Для тех кто под санкциями, а свою яхту иметь хочет потому, как по статусу положена. Ну чтоб как у всех реальных пацанов. Кто эти "свои" конкретно неважно. Важно, что строят для них везде одинаково. Для примера можно съездить в Оливу и полюбоваться на незатейливый такой 6 метровый забор цвета фекалий вместо вида на море. Или посмотреть через кусты на бетонный забор вокруг дворца в Батилимане. Для севастопольцев и особенно жителей Балаклавы на общественных слушаниях, если таковые вообще состоятся, есть смысл обсуждать только дизайн забора вокруг этой марины. Все равно больше они ничего не увидят. Только не надо там требовать уменьшить высоту забора с 6м до 5м70см!! Это уже подрыв устоев и расшатывание основ!
Не проект, не фантазия, а бред сивой кобылы.
Марину в Балаклаве строить бессмысленно.Каждая война не бывает последней.И после следующей войны от марины останутся одни торчащие мачты из моря...Понятно, что тем у кого деньги некуда девать это пофиг.Но нам то сейчас не пофиг.Мы хотим выходить в море на яликах и катерах, половить рыбку в море, да просто искупаться на пляже.Я понимаю, что в Москве хотят сделать Крым привлекательным и привлечь инвестиции в Балаклаву.Но в случае постройки марины никому уже Балаклава не будет интересна.Это будет закрытый порт для богатых без всякой истории.Обычный новострой, где всё зальют бетоном, в том числе и бронзового кота...
Даже скучно обсуждать ответ на вопрос "зачем?" 30-40% не пахнут! И какие суммы! Херсонес, Инкерман, Хрусталка, Балаклава! Зачем? Помощники/цы получают благодарности... А севастопольцы ? "Ихтамнет".
Скорее всего вопрос с Мариной решен.Остаются те или иные технические ньюансы.Впрочем этого и следовало ожидать.Город открыт,военных вывели,рыб.промышленность развалена,да и никто ее восстанавливать не собирается.Вопрос решен был сначала в Киеве,затем и в Москве,Балаклава отдана на откуп деньгам.К большому сожалению то же происходит и в самом Севастополе,строиться только жил.инфраструктура на продажу и аренду,а все остальное или уже развалилось и исчезло,либо тихо но методично доводят до банкротства и ликвидируют.Борьба идет уже не за предприятия,а за землю,на которых они расположены.И далеко не последнюю роль в этом играют армия и флот....
to Zvonaryova.pol:
Профессионалы и здравый смысл бесссильны, к сожалению, против литовок овсянок и им подобных. На уровне города уже давно почти ничего не решается....
Марина, Валя, Клава... да как не называй! Дай только средства пополнить, а там хоть трава не расти...
Все наши разговоры о ненужности марины - в пользу бедных. Просто найден хороший предлог для того, чтобы распихать освоить 13, 5 млрд.
за 2003-2007 годы побывал во многих маринах Средиземного на яхте 110 футов(33 метра). также довелось видеть марины в эмиратах, странах скандинавии и северной европы.
прочитал внимательно всё интервью.
создалось впечатление, что человек знающий! но либо он не договаривает до конца, либо журналист пропустил мимо ушей некоторые моменты, посчитам их незначительными.
здесь правда и по снабжению, и по ремонту,, и по отходам жизнедеятельности!!!!!
В Балаклаве в районе набережной два общественных туалета. Оба открываются только в 8 утра и закрываются в 8 вечера. Если на небольшой яхте нет туалета, то это просто ужас! На набережной народ гуляет до поздна, а с раннего утра на пирсах уже рыбачки. Настоящая пытка!
М.Литовко (1986 г.р.) --с 2014 по 2017 г. -гендиректор ООО ,,Клуб яхтенных путншествий ,, г.Москва и сразу --в Севастополь заниматься туризмом !!!Литовко --марину , волкам --Гору Гасфорта ,Мацуеву ,Полунину с Ротенбергом --академии и театры ,интерстрою--аппартаменты и т.д.
Квадратный метр стоянки яхты на воде сейчас в среднем 500-600 руб. в месяц. Длина на ширину плавсредства. Не думаю, что подешевеет потом. Сейчас с Балаклавы всех сгонят в город, в городе цены поднимутся. От этих цен в обновленной марине и будут плясать. Вряд - ли что подешевеет. Будем иметь тысячу за квадрат воды. Причал Януковича уже разогнали. Уплотнение началось.
По ремонтам. В Севастополе дорого и почти негде. Поэтому весь крупняк идет или в Алексино или в Турцию. Оставить эти деньги в Балаклаве можно, если "Металлист" реконструировать под 35ти метровые яхты.
2-3 ангара. Кран "табуретка" тонн на 200. Очередь стоять будет.
Виктор Малько грамотный капитан. Но нужно еще и грамотное мнение технарей, экологов. Кстати заправка нужна нормальная стационарная, выдающая арбитражную пробу. То, что нарисовали как-то мягко говоря недодумано.
Выгодоприобретателями Нью-Васюков обычно становятся остваивающие средства во время их стоительства. А потом хоть трава не расти.
Очень толковый комментарий!