Крупнейшие производители пива в России поднимут отпускные цены на 8-15% для розничного рынка. Его участники намерены проверить обоснованность этого и увеличивать ценники для покупателей «постепенно и мягко», пишут «Известия».
Среди причин подорожания называются инфляция, рост цен на сырьё, логистические издержки, индексация зарплат сотрудников пивоваренных компаний и зависимость от импортных ингредиентов.
Об увеличении цен заявили крупнейшие производители — пивоваренная компания «Балтика» и «Объединённые пивоварни — холдинг».
Поставщики пива уже направляют предупредительные письма, что планируется удорожание продукции в среднем до 15%, подтвердил ForPost доцент кафедры менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия», ресторатор Георгий Ташкер.
По его словам, ситуация — логичная и закономерная, ничего удивительного в ней нет:
«Такие письма к нам приходят раз в полгода. Это закономерно, потому что дорожает логистика, частично дорожает продукция, растут траты на маркировку. У нас, представителей общепита, тоже увеличиваются расходы на систему маркировки. В результате нам тоже приходится частично поднимать цены. Мы уже это делаем, но плавно. Мы готовы к тому, что 1 апреля нам придёт продукция по более высоким закупочным ценам. Я не могу говорить за всю отрасль, но у себя мы не будем резко поднимать цены с 1 апреля. Возможно, повысим на 5%, а дальше в течение года будем постепенно их поднимать, готовясь к следующему удорожанию продукции».
Почём хмель для народа
Средняя цена литра пива была 160,14 рубля за литр в феврале. Это на 40 копеек меньше, чем в феврале прошлого года, но на 10 рублей больше, чем в феврале позапрошлого, гласят данные Росстата. Поэтому можно сказать, что по сравнению, например, с яйцами и курицей, стоимость которых взлетела в 2023 году, хмельной напиток — островок ценовой стабильности.
Меж тем, в России есть населённые пункты, где цены на пиво зашкаливают.
В пятёрку, по данным Росстата, вошли:
- Зырянка в Якутии, где средняя цена литра напитка была 318 рублей,
- Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае — 299 рублей за литр,
- Анадырь в Чукотке — 295 рублей,
- Оха в Сахалинской области — 290 рублей,
- Усть-Омчуг в Магаданской области — 281 рубль.
«На пиво и сидр не снижается спрос, поэтому крайне маловероятно, что из-за грядущего подорожания потребители откажутся от этих напитков или снизят объёмы потребления», — считает ресторатор Георгий Ташкер.
Сколько пива варят в России
Средняя цена пива у отечественных производителей в минувшем январе была 480,02 рубля за декалитр, или 48 рублей за литр.
За год произошло резкое подорожание, если сравнивать с ценой в первый месяц 2023-го — 395,18 рубля — и первый месяц 2022-го — 369,6 рубля.
Производство пива и пивных напитков в России тоже растёт:
- в 2021 году компаниями были приготовлены 910,44 миллиона декалитров,
- в 2022 — уже 913,85 млн,
- в 2023 — аж 931,97 млн.
«Пиво — один из самых популярных алкогольных напитков в России, и его потребление продолжает расти», — уверен экономист Ильшат Зиганшин из Чебоксарского кооперативного института.
С одной стороны, отметил он, наши пивовары достигают высоких показателей производства и продаж, а пивоваренная отрасль остаётся привлекательной для инвесторов.
С другой стороны, продолжил экономист, отрасль столкнулась с «некоторыми проблемами и угрозами».
Одна из них в том, что государство разрабатывает комплекс мер для снижения употребления россиянами пивной продукции.
Другая состоит в сильной позиции иностранных производителей пива в РФ. Потребители больше отдают им предпочтение, а власти России уменьшали им таможенные пошлины на поставляемую продукцию.
На зарубежном крючке
После начала специальной военной операции — из-за санкций Запада — импорт зарубежного пива в Россию сократили. Некоторые страны вообще прекратили отправлять его к нам, обратил внимание Ильшат Зиганшин. И добавил, что федеральные власти рассматривали необходимость увеличения ввозных пошлин на пиво из недружественных государств.
Хоть одни иностранные компании и покинули РФ, но другие продолжают поставки. Кроме того, своё присутствие в России увеличивают пивовары из Китая, Мексики, Южной Кореи и Японии, уточнил он.
Зиганшин напомнил, что есть четыре основных ингредиента пива: вода, дрожжи, солод и хмель. В нынешних условиях в РФ, по его мнению, можно полностью импортозаместить только основные штаммы дрожжевых культур. А вот по хмелю и солоду — сложная ситуация, так как мы полностью зависим от импорта.
«Зависимость от импортного сырья создаёт некоторую угрозу отрасли, так как изменение курса иностранной валюты будет влиять на себестоимость продукта и может негативно сказаться на его цене», — подчеркнул экономист.
Санкции отрицательно повлияли на импорт европейского сырья для российских пивоваров. Россия на ограничения, введённые Западом, ответила контрсанкциями, в том числе запретом на ввоз ячменя и солода из Евросоюза, подтвердили представители Национального исследовательского университета ИТМО.
«Это привело к нехватке сырья для производства пива в России и увеличению цен на него. Российские пивоваренные компании вынуждены искать альтернативные источники сырья, в том числе в других странах, таких как Китай, Аргентина и Австралия. Тем не менее, импорт сырья из Европы продолжается, но по более высоким ценам и в меньших объёмах, что негативно влияет на конкурентоспособность российских пивоваров на мировом рынке», — рассказали они.
По их мнению, есть способы поддержания прежнего уровня работы пивоваренных компаний России через налаживание альтернативных цепей поставок зарубежной продукции.
В частности, активное развитие связей России с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Юго-Восточной Азией позволяют по уже проверенным маршрутам выходить на партнёров из дружественных стран, уверены они:
«Наряду с лояльностью к сотрудничеству с российскими организациями Азия предоставляет большой выбор необходимых товаров, размещённых как на общедоступных сервисах, где возможно найти контрагентов для долгосрочной совместной деятельности, так и на закрытых площадках для крупных оптовых заказчиков. Несмотря на то, что потенциал параллельного импорта закрыт для рассматриваемой <...> продукции, для российских импортёров открыт ввоз продукции через перепродажу третьим странам с учётом <...> рисков и возможностей».
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
Если бы было десяток наименований как при СССР ,то пиво хватало , а евро стандарт Лагер - это не для России,но существовать имело право. Даже если скажут что при ССсР был только пивной напиток....
Главное,что бы вода дорожала,губит ведь не пиво
слушал на радио очередного ёксперта,сказал что любители не заметят и будут продолжать кушать пиво в тех же объемах