Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении санкций против религиозных организаций, связанных с РФ. О каких именно организациях речь — не уточняется. Но совершенно очевидно, что против УПЦ.
Накануне прошли обыски в Киево-Печерской лавре и ряде других храмов. СБУ начала проверку в отношении священника, который во время службы допустил исполнение песни со словами «матушка-Русь».
Все это вместе напоминает сводки 20-30-х годов коммунистической России. Начались откровенные зачистки, теперь врагом Украины стал не только русский народ, но и православная церковь. Хотя церкви, кажется, не привыкать к гонениям, и позиция её представителей традиционна: церковь не участвует в политике.
Украинские паблики захлёбываются радостными криками. Коллективный канал «Труха» которые сутки обличает представителей духовенства в принадлежности ФСБ. В Львовской области и вовсе запретили деятельность УПЦ.
Российский писатель Захар Прилепин в своём телеграм-канале дал короткий комментарий: «Бесы атакуют».
Российское духовенство безмолвствует.
Что тут хочется сказать? Я уже писала и готова повторить. То, что происходит на Украине сегодня, — не политическое, не гражданское противостояние. Точнее, не только оно. У конфронтации гораздо более глубокие корни. Мы наблюдаем самый настоящий цивилизационный раскол. Раскол по морально-этической линии.
С одной стороны — традиционное для России и восточной Украины православие. С другой — запандненские идеи, новолиберальная этика, всеобщая толерантность, превосходство (не равенство, а именно превосходство) меньшинств. Приверженность всему модному и американскому.
И, конечно, прозападно настроенные украинцы, особенно молодёжь, ничего дурного не видит в происходящем.
Но самый главный парадокс любых исторических столкновений с православной церковью заключается в том, что церковь в конфронтации попросту не участвует в силу своей природы. Православие не воюет и не ведёт политической полемики. Оно, как в стихотворении Волошина, стоит меж них в ревущем пламене и дыме и всеми силами своими молится за тех и за других. И никакие, кстати, идеи не порицает и не преследует. Православие — оно вообще про всепрощение, нравится сегодняшним воинствующим русским патриотам это или нет.
Учебник истории учит нас одной нехитрой истине — в нашей цивилизации христианство всегда восстаёт из любого пепла, сколько его ни жги и ни гони, две тысячи лет оно побеждает. Побеждает не с мечом, а в умах и душах.
Потому что человеческое в человеке берёт верх, какие бы идеи ни витали в воздухе. И сегодняшний украинец, преследуя священников, преследует не российское государство, а те самые «не убий» и «не укради», только этого трагически не понимает.
И здесь слова Прилепина как нельзя кстати. То, что наблюдаем в прямом эфире, — самая настоящая бесовщина, по-гоголевски гротескная и яркая.
Остаётся только надеяться и ждать: рано или поздно угар спадёт, ажиотаж схлынет. Настанет национальное протрезвление и тяжёлое похмелье, какое бывает после шумной пьянки.
И возможно даже кто-то устыдится.
Читайте по теме: «Гааги бояться — в лес не ходить»: что будет, если мы проиграем?
Мария Дегтерева
Обсуждение (4)
"Все это вместе напоминает сводки 20-30-х годов коммунистической России."- интересно чем это напоминает Марии "сводки 20-30-х годов", если она не просто тогда не жила, но и явно этих "сводок" не читала, по причине их отсутствия. На всякий случай, персонально для Марии, большевики (коммунисты), в отличии от украинских националистов, русскую православную церковь не запрещали, а отделили ее от государства и позволили ей избрать патриарха, которого не избирали с петровских времен.
to Верещагин:
А ещё был такой любопытный исторический факт: в 1936 году постановлением Комитета по делам искусств была запрещена пьеса Демьяна Бедного "Богатыри" за... глумление над Крещением Руси. Вот такие вот "сводки"...
Обманывать нехорошо, Мария
Шайтаны.