Количество угоняемых автомобилей в России за первый квартал 2025 года увеличилось на 70%. Такие данные привели «Известия» со ссылкой на данные страховых компаний.
В этом материале расскажем о проблеме и причинах её возникновения.
Что угоняют
Раньше от угонщиков в основном страдали владельцы машин премиального сегмента. После кражи эти авто отправлялись за границу для перепродажи.
Теперь же из-за геополитической обстановки ситуация с трансграничной преступностью изменилась, и угонщики переквалифицировались.
По данным страховщиков, их внимание переключилось на самые популярные китайские машины, прежде всего на Haval и Cherry.
«С начала 2025-го каждые три из пяти заявлений на кражи приходились на машины из КНР», — сообщили «Известиям» в страховой компании «Согласие».
Кроме того, воруют некогда одни из самых популярных в РФ марок Kia и Hyundai. Не отстаёт по популярности у угонщиков и отечественный автопром — чаще всего угоняют Lada Granta.
А вот настоящей «фишкой» нынешнего времени стал угон грузовиков. Причём и тут особое внимание преступников направлено на китайский автопром. Популярностью у них пользуются грузовые машины марок FAW и Shacman, которые сейчас активно используют грузоперевозчики и аграрии.
«В России всплеск угонов авто: за первые три месяца 2025-го их количество выросло на 70% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Больше всего таких преступлений было в феврале. Наиболее угоняемым видом транспорта стали грузовики — на них пришлось 54% случаев», — привели свои данные в Страховом доме ВСК.

Сомнительный рост
Все страховые компании отметили рост числа угонов, но данные у них всё же разные. Например, в «Согласии» говорят об увеличении числа краж в пределах 10%, а в «АльфаСтраховании» о росте числа заявлений по КАСКО в 1,6 раз.
Однако, по мнению заместителя главного редактора журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, к этим показателям стоит относиться весьма критично.
«Проблема есть, но её масштабы не такие страшные, как можно подумать. Потому что страховые компании дают данные о хищениях авто некоторых брендов, застрахованных именно в этих компаниях, которые к тому же работают не во всех российских регионах. Причём речь идёт о КАСКО, то есть небольшом сегменте рынка страхования, а ведь у нас и ОСАГО порой сложно заставить людей купить. И мы не знаем абсолютных цифр. Поэтому рост на 70% может выглядеть так: в прошлом году украли пять машин, а в этом семь, вот и получился такой рост. То есть мы имеем некий всплеск, но не знаем, о какой базе идёт речь. Кроме того, статистика МВД говорит о снижении числа краж автомобилей, в том числе в связи с развитием системы видеонаблюдения, закрытием границ и внедрением системы "Паутина"», — отметил эксперт в беседе с ForPost.
Добавим, что по данным МВД число хищений авто действительно сокращается год от года. Например, в первой половине прошлого года машин было угнано на 12% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
Зачем угоняют
Эксперты утверждают, что всплеск автомобильных краж связан с дефицитом комплектующих и необходимостью ремонта популярных в России марок, включая машины из Китая, которые ездят по нашей стране вот уже несколько лет.
«Хотя проблемы с запчастями начались ещё в 2022 году, пик угонов пришёлся на начало 2025-го. Это связано с накоплением износа автомобилей, купленных в 2020–2022 годах: им требуется ремонт, а новые детали крайне сложно найти. Дилеры распродали остатки оригинальных запчастей, а преступные группы адаптировались к "заказным" кражам под нужды серого рынка», — отметила в беседе с «Известиями» гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.
Заместитель главреда журнала «За рулём» в беседе с ForPost тоже отметил, что основной целью угонщиков сейчас являются запчасти.
«Для некоторых марок есть проблема с запчастями. Например, это касается корейских машин. За прошлые годы россияне накупили их миллионы. Но потом компании ушли из России. Поставки запчастей есть, но потребностей рынка их объёмы не удовлетворяют. Конечно, в таких условиях находятся те, кто хочет поживиться в мутной воде», — пояснил он.
Как борются
Для противодействия угонщикам Госавтоинспекция применяет упомянутую Игорем Моржаретто систему «Паутина», сообщили известиям в пресс-службе «СберСтрахования».
«Она даёт возможность в режиме реального времени отслеживать авто при передвижении на придомовых территориях, внутри регионов и между ними», — отметили там.
Поясним, эта система связывает данные с камер видеофиксации по всей стране. Сотруднику ГИБДД достаточно ввести номер машины, чтобы получить информацию о её передвижении. Система была запущена в 2022 году и уже показала свою эффективность.
В то же время, до сих пор далеко не во всех регионах РФ есть достаточное число камер на дорогах, в том числе и в тех, куда воры сбывают похищенные запчасти.
«Часто комплектующие везут в регионы с самым сильным дефицитом, такие как Дагестан или Кабардино-Балкария», — отметила гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.
Она уверена, чтобы противостоять преступникам, необходимо усилить видеонаблюдение в самых проблемных регионах. Кроме того, нужно субсидировать установку спутниковых трекеров и запустить госпрограммы по легализации поставок запчастей.
«Без этих мер тенденция сохранится», — резюмировала она.
Напомним, ранее мы писали, что сейчас в России наступило лучшее время для приобретения авто, поскольку дилеры готовы предложить максимальные скидки и с ними можно ещё и поторговаться.
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
А всё потому, что китайцы те ещё хитрожопы. Технику продают, а запчасти - НЕТ)))