Минздрав РФ решил возродить советское наследие в медицине: вернуть распределение для студентов-медиков, обучающихся на бюджете. Отказников «планируют» обязать выплатить государству миллионный оброк.
Штрафовать хотят и «целевиков» — абитуриентов, которые направлены в медицинские вузы и колледжи по линии региональных Минздравов и медучреждений: не хочешь после получения диплома работать в селе Гадюкино, верни государству в двойном размере полную стоимость обучения и трудоустраивайся на все четыре стороны.
О том, насколько новые-старые методы помогут справиться с кадровым голодом в медицине, — в материале ForPost.
Медицина одна, а статистика разная
Генеральный директор Медицинского центра иммунокоррекции им. Ходановой Людмила Лапа уверена: обязательное распределение давно пора вернуть в систему здравоохранения. По её данным, выпускники медицинских вузов и колледжей не хотят ехать в провинцию. Их цель — устроиться администратором в частную клинику, где «платят неплохие деньги», отметила доктор.
«Ситуация сложилась странная: государство вкладывает немалые средства в образование будущих медиков, а они хотят получать сразу очень много денег и поэтому пытаются устроиться где-то за пределами государственной медицины. На мой взгляд, должна быть какая-то ответственность: отучился на государственные деньги, отработай в бюджетных учреждениях здравоохранения — там, где нужны специалисты. Регионы сильно оголились», — сказала ForPost Лапа.
Её слова подтверждает статистика, которую в конце прошлого года озвучил сопредседатель Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека Марк Денисов. По его данным, дефицит кадров в медицинской сфере может увеличиться до 40–45% в ближайшие пять-семь лет. Основными причинами может стать отток кадров из-за низкой оплаты труда и недостаточное замещение медработников пенсионного возраста новыми кадрами, приводит ТАСС слова Денисова.
У министра здравоохранения Михаила Мурашко другие данные: наблюдается «некритичный, но важный» дефицит кадров: «по врачам — это около 25–26 тысяч человек, по среднему персоналу — в пределах 50 тысяч».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже озвучил статистику. Она крайне пессимистична: возвращаются в больницы работать только 34% выпускников медицинских вузов и колледжей, которые учились на бюджете по целевому договору, заключенному с региональным Минздравом или медучреждением.
«Когда мы говорим о дефиците кадров в здравоохранении и уповаем на то, что Минздрав подаст свою заявку в Министерство труда и социальной защиты с целью привлечения в сферу здравоохранения мигрантов, надо вначале, наверное, обсудить этот вопрос. А целесообразно ли в эту сферу привлекать мигрантов? Или, может быть, сделать всё для того, чтобы наши выпускники, целевики пошли в профессию, и [понять], почему они не идут. А у нас Министерство здравоохранения подаёт заявку для того, чтобы мигранты ехали работать врачами и медсёстрами», — сказал Володин 16 октября 2024 года, выступая в Госдуме.
После ужесточения миграционного законодательства, врачам из других стран также трудоустроиться непросто. По последним данным, количество медработников с зарубежным паспортом в стране не превышает 1%.
Подробнее о ситуации с врачами-мигрантами можно прочитать здесь.
Предложения Минздрава
Учитывая непростую ситуацию с кадрами, Минздрав РФ решил действовать решительно: вернуть обязательное распределение для студентов-медиков, обучающихся на бюджете.
После окончания медицинского вуза молодой специалист обязан будет минимум три года отработать в медучреждении, которое оказывает помощь в рамках программы госгарантий (в том числе по ОМС). Можно работать как в поликлинике, так и в частной больнице.
Для выпускников колледжей предусмотрена аналогичная отработка сроком в два года. При этом бюджетники смогут сами выбрать регион и медицинскую организацию, сообщает «Коммерсантъ».
Несогласные могут идти на все четыре стороны после того, как вернут средства за обучение — около 2,5 млн рублей.
«Порядок мониторинга трудоустройства будет установлен правительством. Для этого могут быть использованы инструменты Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) — например, федеральный реестр медорганизаций и федеральный регистр медработников», — приводит газета слова источника, знакомого с ситуацией.
Хотят удвоить штраф и для тех, кто обучается в медвузах и колледжах на бюджете по договору с региональными Минздравами или медучреждениями. Сейчас, чтобы не работать по распределению, «целевику» достаточно заплатить неустойку без наценки.
А что по зарплатам?
Параллельно нужно поднимать оплату труда медицинским работникам, работающим в государственной системе здравоохранения, считает Людмила Лапа:
«Нужно всё-таки навести порядок в системе оплаты труда любого врача. Раньше были категории — за них платили. Это было правильно: человек имел достойную оплату труда, имел возможность для профессионального роста, проходил различные переподготовки».
Отметим: власти уже работают над этим. В прошлом году в рамках исполнения поручений президента было принято решение о доведении доли окладов сотрудников в структуре фондов оплаты труда (ФОТ) больниц и поликлиник до уровня не ниже 50%. Ещё один бонус — прошлогодние мартовские надбавки некоторым категориям медработников.
С 1 марта 2024 года в городах с населением от 50 000 до 100 000 человек врачи дополнительно, помимо базовой заработной платы, получают 29 000 рублей, а средний медперсонал — 13 000 рублей. В муниципалитетах с населением менее 50 000 человек ежемесячный бонус к зарплате врачей составляет 50 000 рублей, среднего медперсонала — 30 000 рублей, младшего медперсонала — 13 000 рублей.
Безусловно, всё не так гладко, как того хотелось. Ложку дёгтя отыскал сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.
Его встревожило письмо за подписью министра здравоохранения Михаила Мурашко, которое было направлено в органы исполнительной власти 29 марта 2024 года. В нём главврачей попросили «заменить при возможности выплаты в процентном соотношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат, а также провести оценку (ревизию) эффективных контрактов, заменив при возможности выплаты в процентном отношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат».
Коновал уверен: при таком подходе «повышения зарплаты в рублях может не произойти», а при «очередном повышении окладов надбавки повышаться уже автоматически не будут — инфляция их будет постепенно ''съедать''».
Лапа подчеркивает: «несмотря на все нюансы в бюджетных медучреждениях последние четыре года платят больше, чем в частных клиниках».
«Дело за малым — отладить механизм распределения студентов в эти медучреждения», — сказала доктор.
Будут ли отдавать долги государству?
Наш собеседник уверена: ситуация с распределением, в которой могут оказаться студенты-медики, будет «очень индивидуальной».
«Минздрав наверняка какие-то приказы издаст, согласно которым, кого-то они будут освобождать от распределения, а кого-то нет. Я очень в этой истории боюсь коррупции. Как только кого-то начнут освобождать от распределения, коррумпированная составляющая будет очень высокая. Напомню, в советские времена распределение для всех было обязательным. Надеюсь, этот опыт будут перенимать полностью, без введения каких-то льгот. С моей точки зрения, всё решаемо. Главное — начать действовать», — выразила свою точку зрения Лапа.
Иной взгляд на ситуацию у первого зампреда думского комитета по науке и высшему образованию Александра Мажуга. Для решения кадрового голода в медицине обязательного распределения не нужно — целевого набора студентов больше, чем предостаточно, считает народный избранник.
В качестве доказательства он привёл статистику интернет-изданию «Подъём»: «у медиков 76% приёма — это целевые места». Инструмент целевого обучения депутат назвал «действенным»: студент знает, где будет работать, после окончания вуза или колледжа. По договору он должен отработать от 3 до 5 лет.
«По моему мнению, на законодательном уровне уже эти вопросы урегулированы. И 76% целевых мест — это та цифра, которая должна покрывать необходимость нашей социальной сферы в специалистах-медиках. <…> Если выпускник не отрабатывает, это сегодня уже прописано в законе, он должен выплатить штраф — полную стоимость тех средств, которые государство потратило на его обучение. Достаточно того, что есть сейчас. На лечебном деле сегодня 76% целевиков, в ординатуре 100% целевиков», — высказал свою точку зрения народный избранник.
Последнее слово за Минздравом РФ.
Роберт Вочовский
Обсуждение (11)
А что, чтобы работать администратором в частной клинике надо обязательно закончить медвуз?
А почему в двойном?
Наверное, я отстал от жизни. Раньше выпускнику медвуза полагалось обязательная ординатура. Получается, как у Булгакова - "Записки юного врача".
А почему кроме ОБЯЗАННОСТЕЙ молодого специалиста не прописаны обязанности его будущего РАБОТОДАТЕЛЯ, в том числе такие как предоставления жилья и зарплата не ниже установленного размера?
Будут создавать касту нищих, которая будет привязана к месту, придуманным новым крепостным правом
Anno,
Крепостное право придумано давно. Называется "ипотека".
Anno,
"..., придуманным новым крепостным правом."
Новое это хорошо забытое старое. Ещё в царской России выпускник университета, обучавшийся на бюджете, обязан был отработать эти бюджетные деньги по распределению в течение 3-6 лет и далеко не всегда в крупных городах.
Когда брали на бюджет эти студентов ,-Чем думали?
Справедливый_кот,
Дань памяти о временах бесплатного образования. Может быть, сохранение некоей части бюджетных мест - это часть поэтапного перехода от всеобщего бесплатного образования ко всеобщему платному?
Кстати, а "в глуши" хоть фельдшерские пункты ещё остались, после "оптимизации"? Куда ссылать-то? ))
И для других вузов тоже так нужно, только предприятий тех уже нет...