Новости России

Война дронов: как работает наша беспилотная группа на передовой

Командир взвода с позывным «Фидель» рассказывает о буднях дроноводов.

Фото:
Станислав Смагин

Услышав позывной «Фидель», поневоле сравниваешь его носителя с легендарным кубинским лидером. Военнослужащий 10 гвардейского танкового полка 20 мотострелковой дивизии «Южной» группировки войск похож не особо на Кастро. Но внутренняя сила, пассионарность, глубокий патриотизм и столь же глубокая идейная неприязнь к врагу позволяют поставить его в один ряд с тем самым Фиделем. 

Первый боевой опыт 

Наш русский «Фидель» (имя он просит не называть, уже привык к позывному) командует взводом БпЛА в штурмовом отряде полка. Он уроженец Луганска, окончил когда-то местный педагогический вуз, но работал в основном не по специальности, например, сварщиком на вагонзаводе. Во второй половине 2000-х, после нарастания на Украине «оранжевых» тенденций и ухудшения экономической ситуации, Фидель уехал на заработки в Россию, а вернулся в родные донбасские края после начала СВО, в качестве добровольца.

Попав в учебку, «Фидель» готовился стать командиром БМП-3, думал, что будет ездить на бронемашине. Но судьба распорядилась иначе, и он в качестве штурмовика отправился освобождать Авдеевку. Первый боевой опыт – и сразу на очень сложном участке. Но, усмехается «кубинец», потом было Южное-Донецкое направление, в сравнении с которым Авдеевка показалась почти что санаторием, а сейчас Константиновское, и уже Южно-Донецкое стало сравнимо с курортом.

Не как в кино

Чем дальше идёшь, тем сильнее вражеские укрепления, а у ВСУ больше времени на их подготовку. Поэтому нужно прорвать нынешнюю линию и продвинуться до их следующих укреплений, пока они не успели их закончить, и разведка с воздуха, БпЛА, играет огромную роль. Нынешняя разведка кардинально отличается от того, что показывают в кино. Больше нет операций с личным скрытым проникновением на позиции врага, наблюдением, взятием «языка». Современные технологии позволяют обнаружить человека за несколько километров, как только он начинает двигаться.

В штурмовом отряде технические навыки «Фиделя» оценили, и он прошёл через множество этапов. Был, помимо, собственно, штурмовика, связистом, водителем и, наконец, специалистом БпЛА. Начинал с довольно низкой ступени: вместе с товарищем собирал первые усилители сигнала. Запустили обучение операторов БПЛА, начали отправлять людей в специализированные школы, и развитие пошло своим чередом. Появился интерес к созданию качественного продукта, полгода бессонных ночей и дней, посвящённые организации бесперебойной качественной работы. 


Всё сами

Сейчас процесс налажен, создана собственная мастерская по ремонту всех типов БпЛА. Ребята сами ремонтируют, собирают, делают сбросы. В собственном коллективе выращены инженеры, разрабатывающие эффективные системы сброса и обеспечивающие всем необходимым операторов, которые, в свою очередь, тоже постоянно развиваются.

Оборудование, конечно, дорогостоящее. Речь идёт об усилителях сигнала (например, марки «Инкубатор 3.0») , ретрансляторахю. Всё это команда «Фиделя» старается постоянно обновлять, чтобы идти в ногу с военно-техническим прогрессом. Враг пытается вредить, ломать сервера, прошивки, но беспилотных дел мастера готовы к этому, и когда, например, из-за диверсий нельзя временно летать на «Мавиках», используют «Аутели». Главное – не давать слабину, потому что отсутствие «птиц» в воздухе чревато последствиями.

«Фидель» занимается всем спектром работ с беспилотниками: разведкой, сбросом, ударными операциями. FPV – тоже его тема. В соседней комнате – боец с позывным «Шустрый» колдует как раз над «камикадзе», а «Скиф» и «Ян» – над коптерами, ремонтируют «Аутели», «Мавики», готовят их к работе. Перед отправкой на ЛБС всё тщательно тестируется. Лучше выявить поломку в мастерской, чем когда дрон доберётся до цели. Ведь там тоже работают люди, человеческий фактор всегда присутствует, и не хочется, чтобы кто-то лишний раз рисковал из-за неисправного дрона.

Группа «Фиделя»

Группа «Фиделя» – звено штурмового отряда, её основная задача – поддержка штурмовиков. Дроноводы обрабатывают укрепления и блиндажи, после чего ребята идут в атаку. Сначала проводится разведка, затем доразведка с помощью сбросников. Обнаружив, например, блиндаж, «птичники» поджигают его зажигательным боеприпасом, и только после этого начинается продвижение штурмовых «двоек» и «троек».

Как отметил «Фидель», бункеры становятся всё более сложными и основательными. Это факт, и противнику стоит отдать должное за умение их строить. Приходится пробивать настоящие шедевры инженерного искусства, где даже бывалые пилоты удивляются, преодолев один бункер и обнаруживая внутри другой, словно матрёшку. Они бывают двух- и трёхэтажными. Просто так FPV-дроном туда не залететь, потому что коридоры делают зигзагообразными. Противник адаптируется, и наши дроноводы тоже. Они наблюдают за нами, и мы – за ними. В этом и заключается военное соревнование.


«Мадьяр»

Сравнивая наши и украинские беспилотные силы, «Фидель» отмечает качество дронового снабжения ВСУ, хотя количественно мы уже почти сравнялись. Противник не боится терять дроны, для них это расходный материал. 

С приходом «Мадьяра» на должность главнокомандующего сил БпЛА, у них всё стало ещё серьёзнее и быстрее, для них не проблема получить тысячу комплектов оптоволокна на сутки. Назначение «Мадьяра», опытного и сильного человека, положительно повлияло на организацию украинского «беспилотия». Он медийная личность, бывший успешный предприниматель, который продолжает развивать систему беспилотников, объединив пять лучших групп в 414-й отдельный полк. Соревнование с таким противником – определённый вызов, но принимать его надо с холодной головой, без чрезмерного азарта, потому что когда ты горячишься, ты спотыкаешься. Глядя на противника и перенимая у него ценный опыт, важно всё равно «плясать от себя». 


Важная работа

Этим «Фидель» и занимается, уделяя особое внимание развитию, подготовке кадров, использованию всей имеющейся линейки дронов, чтобы переход с одних на другие проходил безболезненно для всех, включая пилотов. Управление разными дронами имеет свои тонкости. «Мавик» проще и легче, а «Аутель» – тяжёлая птица, требующая доработки, которую перед использованием как раз и проводит «Фидель». У FPV своя специфика, при этом сказать, что одни типы дронов важнее и нужнее других, никак нельзя. Сейчас упор делается на БпЛА в целом, а не конкретно на «камикадзе» или сбросники, так как у них разные задачи. Нельзя сказать, что FPV или «Мавик» – лекарство от всех проблем, всё работает в комплексе. Как в организме: если что-то болит, страдает всё.

Беспилотная группа работает не только по бункерам, но и по технике, живой силе – по всему. На Южно-Донецком направлении, например, доводилось подбивать «Брэдли». Но «Фидель» больше гордится не отдельной, пусть и значимой добычей, а участием в общих оперативно-тактических успехах подразделения. 

Например, благодаря развитию БпЛА удалось успешно продвинуться в районах Новомихайловки и Прасковеевки, дойти до села Улаклы. Продвижение было быстрым, потому что дроны разведывали местность, и штурмовики шли не вслепую. Кроме того, дроны каждый день вылетали и продолжают вылетать на изучение минной опасности и последующее разминирование дорог. К примеру, после того, как «Баба-Яга» рассыпала «лепестки» и другие неприятные сюрпризы, операторы дистанционно разминируют дорогу, чтобы обеспечить безопасность передвижения. Особенно хороши для разминирования заряды весом в 400 грамм, разработанные инженерами группы «Фиделя»

Опыт службы в штурмовых подразделениях, безусловно, помогает «Фиделю» в работе с БПЛА, позволяя предугадывать действия противника, понимать логику укрытий и тактику передвижения. Особенно ценно понимание изменений в тактике продвижения с появлением дронов. Штурмовая школа даёт понимание, как обеспечить нормальное перемещение по местности, преодоление преград разного типа, и пехота часто благодарит пилотов за разведку и предупреждения об опасностях. Значение БПЛА трудно переоценить. Если раньше это казалось игрушкой, то сейчас это жизненно важные «глаза» на поле боя. Благодаря дронам удаётся обнаруживать замаскированные вражеские позиции, что позволяет пехоте идти подготовленными и знать, чего ожидать.

Качества пилота

Какие качества важны для пилота БпЛА? В первую очередь, говорит «Фидель», внимательность и интерес к делу. Если нет увлечённости, то успеха не будет. Настоящие энтузиасты готовы покупать собственные дроны и учиться. Они, например, после боевого задания приезжают на полигон с личной техникой, оттачивают навыки, перенимают опыт у других, проводят какие-то эксперименты, которые на передовой не осуществишь из-за работы вражеского РЭБ. 

Увлечённость – ключевой компонент успешной работы. Таких энтузиастов на самом деле много, и они постоянно ищут возможности улучшения и оптимизации качества работы, например, используют две антенны вместо одной, что значительно повышает качество связи. Все большие и малые ноу-хау «Фидель» раскрывать, конечно, не хочет, но они появляются постоянно.

Сохранить жизни

За последние пару лет в беспилотной сфере произошёл огромный прогресс. Боевые действия кардинально изменились, и сейчас на беспилотники возлагается большая часть ответственности. Это основа современной войны: дроны, наземные беспилотные платформы – всё, что позволяет минимизировать участие человека, ведь людские ресурсы не безграничны. Потеря дрона и потеря человека – это несопоставимые вещи.

Дроноводы не только помогают сохранить жизни наших бойцов. Они готовы проявить милосердие и к противнику – например, когда он тяжело ранен и показывает готовность прекратить сопротивление. Однако чаще украинские военнослужащие даже после ранений пытаются отстреливаться от наших «птичек». Бывает и иначе – когда штурмовики подходят к вражеским блиндажам, их обитатели сдаются почти без боя. Мотивация и ярость сопротивления противника разнятся от случая к случаю, но и без учёта этого фактора хватает трудностей: рельеф с открытыми полями по несколько сотен метров, сильное воздействие вражеских средств РЭБ. Плюс активное развитие всё тех подразделений «Мадьяра», которые противостоят нашим дроноводам.

Беспилотное противостояние с противником нередко выливается в открытые дуэли. У «Фиделя» в мастерской лежат две сбитые его парнями «Бабы-Яги». «Костлявые» после починки меняют сторону конфликта – служат уже на пользу нам, нанося ущерб врагу. «Фидель» положительно отзывается и о постепенном внедрении отечественных аналогов «Яги», например, дрона «Перун». Название, как и у противника, мифологическое, польза вполне осязаемая. 

"Баба-Яга"

Главное, чтобы такие «птички» были доступны как можно большему количеству подразделений. «Фидель» вспоминает, как в период изначального острого дефицита «птичек» ходил по полям в поисках потерявшегося дрона: опасно, а что делать, задачи-то выполнять надо. Приходилось бывать и в других опасных ситуациях, например, выставляя рано утром аппаратуру на передовой под звуки артиллерийских прилётов и летающих неподалеку вражеских «птиц». С тех пор, да и вообще по итогам всего набранного опыта у «Фиделя» нет универсальных рецептов, как прятаться от «конкурирующей фирмы», особенно FPV и особенно на открытой местности: всё решается в моменте, за доли секунды и зависит от психологического состояния бойца. 

«Фидель» постоянно подчёркивает, что СВО научила его сильнее ценить человеческую жизнь и спокойнее относиться к материальному: если техническая новинка или прибор помогут сохранить жизнь и здоровье товарищей, то экономить на ней нельзя. И не только товарищей – мирных людей тоже: 

«Как мы может остановиться, не достичь целей, когда враг убивает мирных людей в Донецке, маленьких детей в Курске?».

Понимая, что и после окончания спецоперации угрозы безопасности России не исчезнут, «Фидель» намерен всю оставшуюся жизнь посвятить БпЛА.

Напомним, в России объявили о завершении создания беспилотных войск. Эксперты рассказали, как новый род войск поменяет управление фронтом.

Станислав Смагин, офицер ВС РФ, корреспондент газеты «Военный вестник Юга России»

58
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Главное за день

Схлынет ли волна атак дронов после «охлаждения» сим-карт россиян?

В Минцифры РФ возлагают надежды на новые ограничения, но эксперты нашли нюансы.
12:19
1
476

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
11
1133

Как пушистый гарнизон Севастополя несёт службу

Почему в Севастополе у котов привилегированное положение?
20:01
17
3386
Туризм

Чтобы защитить виноградники, Севастополю приходится просить… меньше ограничений

Власти города-региона уверены, что знают, как не превратить виноградники в «коттеджные поля».
19:04
11
1133

Для кого «Крымский Дубай» откроет свои пляжи?

Инфраструктура кластера пытается угодить всем.
14:24
2
2947

«100 закрытых кафе» в Дагестане: проверяем громкие заявления на фактах

История с "зачисткой" оказалась сложнее заголовков.
09:15
0
683