Любой житель и гость Севастополя подтвердит — пункты выдачи заказов, сделанных по интернету, в городе растут почти как грибы. На маркетплейсах горожане заказывают не только одежду, обувь и косметику, но и продукты питания, бытовую химию и еще более неожиданные вещи. Зайдя на такой ПВЗ, можно увидеть дожидающиеся своих владельцев коробки с мебелью и крупной бытовой техникой, ковры и автомобильные шины. Тем неожиданней оказалась новость о том, что по уровню покупок через интернет мы сильно отстаем от других регионов.
Озон и Вайлдберриз - наше все?
Данные о том, насколько вырос в России объем интернет-продаж, опубликовало со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) Агентство экономической информации ПРАЙМ.
По данным АКИТ, за 9 месяцев 2025 года рост в годовом выражении составил 32%, а объем продаж практически достиг 8,2 триллионов рублей. Радует экспертов и тот факт, что основную часть покупок россияне сделали на отечественных платформах.
«Большая часть онлайн-покупок — 97% от общей суммы — приходится на российские интернет-магазины и платформы. В общем объеме розничных продаж страны онлайн-канал занимает 18,3%. Годом ранее этот показатель был 15,4%», — констатируют они.
Быстрее всего росли интернет-продажи продуктов питания, цифровых товаров, инструментов и ювелирных изделий. Каждая из этих категорий «добавила» к показателям прошлого года более 50%. На 40% больше жители страны стали покупать онлайн товаров для дома.
На те же 40% подросли и интернет-продажи в аптеках. Но в топ-5 по объему онлайн-покупок эксперты включают продукты питания, товары для дома и мебель, одежду и обувь, электронику и бытовую технику, а также автозапчасти и автоаксессуары.
Что привлекает людей в таком способе покупать, давно известно: конечно, это более низкие, чем в обычных магазинах, цены, возможность выбрать товар, спокойно сидя в домашнем кресле, без беготни по магазинам и изучения их ассортимента, да еще и изучив отзывы. А потом — забрать покупку на ПВЗ в двух шагах от дома.
Но покупательская онлайн-активность отличается от региона к региону. Лидеры по объему продаж остаются прежними не первый год: в их числе Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская, Свердловская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Красноярский край.
А вот по доле онлайн-продаж в общем розничном объеме лидирует отдаленная Чукотка с показателем 38%. Отрыв от лидера следующих за ним (а это Мурманск, Калужская область и Карачаево-Черкессия) довольно велик — там эта доля составляет 26%. В Ненецком автономном округе, Республике Алтай, Ямало-Ненецком автономном округе и в Москве — более 24%.
А вот Севастополь сильно отстал.
«В Чечне, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Севастополе и Крыму зафиксированы самые низкие показатели — около 10%», — сообщают эксперты.
Первое предположение, которое напрашивается после знакомства с этой информацией, — что дело в невозможности для жителей Крымского полуострова заказать товары на AliExpress и некоторых его аналогах. Да и многие российские производители, продающие свою продукцию через интернет-магазины, с доставкой в Крым и Севастополь не заморачиваются.
«Я с этим столкнулась, когда заказывала у одного из таких производителей шкаф — мне нужен был именно такой, но в итоге пришлось доставлять его из Краснодара в Севастополь с помощью транспортной компании. В другие регионы компания отправляла сама», — рассказала одна из жительниц нашего города.
Но только ли в этом дело?
Не все так однозначно
На несколько причин указывает кандидат экономических наук, доцент Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
«На мой взгляд, причин несколько. Севастополь (как, в принципе, и все черноморское побережье) относится к стратегически важной территории, которая подвергается максимальной защите со стороны государства. А это, в свою очередь, приводит к возможным перебоям в сети, и, как следствие, к проблемам в работе торговых онлайн-площадок. Причина вторая — оценка потенциальными трейдерами концентрации населения и его запросов в онлайн-маркете с точки зрения выгодности», — говорит она, напоминая, что рынок формирует не только предложение, но и спрос.
И еще один важный параметр, на который указывает эксперт, — развитие околорыночной инфраструктуры.
«Онлайн-торговля — это не только сама торговая площадка, наполненная товарами на все случаи жизни. Это еще и варианты доставки, хранения, перевалки и пунктов вручения товара. Следовательно, местные предприниматели должны быть заинтересованы в создании таких терминалов. Создаётся двоякая ситуация. С одной стороны, объёмы интернет-торговли в регионе могут быть ограничены из-за недостаточности инфраструктуры. А с другой — сама инфраструктура определяется динамикой онлайн-торговли», — подчеркивает Татьяна Марцева.
Именно развитием инфраструктуры объясняют серьезный рост онлайн-торговли в Приволжском, Дальневосточном, Уральском округах и на Северном Кавказе и эксперты АКИТ. На этих территориях, по их словам, «бизнес сконцентрировался на развитии региональной инфраструктуры». Севастополь и Крым в этой связи никак не упоминаются. Соответственно, можно предположить, что скоро мы останемся единственными антилидерами, лишившись компании регионов Северного Кавказа.
Еще один, пожелавший остаться неназванным эксперт заявил ForPost, что ничего удивительного в таком положении дел нет: одна из главных причин — пресловутая, но не желающая существенно улучшаться логистика. Ну а кардинально измениться, по его словам, ситуация может после улучшения общей обстановки. О чем идет речь, всем, думается, понятно.
Интересное предположение высказал председатель бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов: он полагает, что часть показателей нашей интернет-торговли в силу ряда причин плюсуются с показателями других регионов. И, наконец, мнение уполномоченного по правам предпринимателей в Севастополе Ильи Пестерникова.
«Отчасти, я думаю, дело в привычках людей. Во многих регионах, особенно с крупными мегаполисами, это началось раньше, и теперь эта сфера у них более развита. Второе — наличие инфраструктуры. У нас ее недостаточно. Есть и момент отдаленности от материка. Мы же понимаем, что у нас своего рода географический тупик. Но мое обывательское впечатление — что за последние пять лет мы в этом отношении развиваемся ударными темпами. И дело не только в открытии новых пунктов выдачи заказов: сейчас, как мы видим, в Крыму строится целый оптово-распределительный центр Wildberries, создается структура под Ozon. Так что мы, я думаю, постепенно догоним другие регионы», — предполагает бизнес-омбудсмен.
Напоследок успокоим читателей, опечаленных отсутствием у нас товаров с AliExpress. Преувеличивать значение этого фактора, считает Татьяна Марцева, не стоит: его доля незначительна, а цена товаров на этой площадке для российских граждан слишком высока.
«Дешевые китайские товары с бесплатной доставкой с «Алика» — давно уже просто миф», — говорит эксперт.
Подтверждением этих слов можно считать и впечатляющее преобладание доли отечественных площадок в общероссийском объеме интернет-торговли — она, напомним, составляет 97%. Так что не печалимся и ждем развития инфраструктуры в наших краях.
Ольга Смирнова

Однако наблюдается тенденция, что на маркетплейсах цена на некоторые товары (продукты питания)выше чем в обычном магазине. Но всё равно остается вменяемой в отличии от местных торгашей типа "Дикий мёд" и "ПУД"
zitramon,
У Пуд тоже есть свой интернет магазин. Правда, меньше чем за 800 рублей заказ не оформят.
Ну я , наверно, покупатель-первопроходец ))) Стала покупать на ВБ, как только появился первый пункт лет 10 назад, тогда это было на Новороссийской. Вошла во вкус ,и теперь 80% покупок у меня онлайн.
Uta,
Я с 2015го. Еще курьер из Симферополя привозил. ПВЗ на Новороссийской появился "очень сильно" потом.
Uta,
Я покупал игры через Розетку ещё в украинские времена в самом начале 10-х. В таких вещах очень важны акции и скидки, а "реальные" магазины таким занимались редко. По крайней мере в то время.
еще одна мама …,
вот специально посмотрела, первый заказ у меня в октябре 2015. И до этого они уже работали.
РобертБоберт,
не, ну мы те времена не берём ))) в той жизни конечно покупали тоже много. Последняя моя покупка из Хотлайна была в феврале 2014, чудом ещё доставили беспроблемно...
Uta,
Аналогично. Заказывали вплоть до 2014-го, а потом предложили "довести до Перекопа и забрать самому", я уже не решился.
Начнем с того, что город Севастополь давно превратился в город пенсионеров, их здесь всё с каждым годом всё больше и больше. А вот молодежь уезжает из города из-за того, что делать здесь молодеже нечего. А, как известно, пенсионерам не нужно столько всего, от вещей до мебели, сколько нужно молодым. Покупают что-то новое они редко. Отсюда и низкая покупательская способность
Absolu,
Не знаю, в каком районе города вы это наблюдаете. Я раньше жил в спальном районе пенсионеров, теперь вокруг полно незнакомых семей с детьми и школьников/студентов.
Absolu,
Он и раньше был городом пенсионеров: люди служили или работали на Севере, квартиры бронировали. Выходили на пенсию и возвращались домой. Выпускники СПИ и двух военных училищ практически полностью распределялись работать и служить по стране. Тут оставались единицы.
позвольте не согласится, цены на моторное топливо тому в подтверждение, многолетнее забота
А мы с кем-то соревнуемся?