Правительство продолжает исполнять поручения президента об улучшении условий оплаты труда медработникам. Уже принято решение о доведении доли окладов сотрудников в структуре фондов оплаты труда (ФОТ) больниц и поликлиник до уровня не ниже 50%. Ещё один бонус — мартовские надбавки некоторым категориям медработников.
Однако на фоне хороших новостей сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал заявил о новой оптимизации больниц и оттоке специалистов из них. О рисках предупредили и в профсоюзе работников здравоохранения России.
О том, почему возможен массовый исход людей в белых халатах, и кто будет лечить нас вместо них, — в материале ForPost.
Новые условия оплаты труда
В феврале президент России Владимир Путин пообещал повысить зарплаты медицинским работникам. С 1 апреля регионы должны увеличить до 50% окладную часть зарплаты всех медицинских работников, сохранив при этом дополнительные выплаты.
«Мы всё время говорим о том, что фиксированная часть должна быть обеспечена, безусловно. А дополнительные выплаты тоже важны. Но медицинские работники заинтересованы, конечно, в том, чтобы основная часть, оклад был повыше», — цитируют «Ведомости» слова главы государства.
Кроме этого, с 1 марта в городах с населением от 50 000 до 100 000 человек врачи дополнительно, помимо базовой заработной платы, получают 29 000 рублей, а средний медперсонал — 13 000 рублей. В муниципалитетах с населением менее 50 000 человек ежемесячный бонус к зарплате врачей составляет 50 000 рублей, среднего медперсонала — 30 000 рублей, младшего медперсонала — 13 000 рублей.
Разъяснения от Минздрава и Минтруда РФ
Но не всё оказалось так радужно. Сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал заявил, что в больницах может начаться новая оптимизация.
Его встревожило письмо за подписью министра здравоохранения Михаила Мурашко и министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, которое было направлено в органы исполнительной власти 29 марта. В нём даны разъяснения, как довести доли окладов сотрудников в структуре ФОТ больниц и поликлиник до 50%. Его копию Андрей Коновал опубликовал на своей странице в ВК.
Коновал обратил внимание на пункт №12. В нём сказано, что «при изменении условий оплаты труда предлагается рассмотреть перечень стимулирующих выплат и условий их назначения, в том числе, заменив при возможности выплаты в процентном соотношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат, а также провести оценку (ревизию) эффективных контрактов, заменив при возможности выплаты в процентном отношении от оклада (должностного оклада) на фиксированные размеры выплат».
Коновал объяснил, как эта рекомендация ударит по карману врачей:
«В рублях выплаты и надбавки могут даже после повышения оклада остаться прежних размеров. Но для работников это может сказаться негативно потом, когда при очередном повышении окладов надбавки повышаться уже автоматически не будут, а инфляция их будет постепенно ''съедать''».
Это только верхушка айсберга. Всё самое тревожное находится в достаточно объёмном 14 пункте письма. В нём сказано, что главврач при доведении доли оклада до указанного президентом уровня должен отсечь медработников, не участвующих напрямую в оказании медпомощи.
Коновал уверен, что «Минздрав РФ почти открыто намекает: если средств на повышенную зарплату хватать не будет — сокращайте штаты».
«При этом чётких нормативов и критериев, учитывающих все особенности работы медицинских организаций на местах, на самом деле нет. Это всегда спорные моменты и поле для произвола. В связи с этим прогнозирую угрозу нового витка ''оптимизации''. Перед нами, конечно, не нормативно-правовой акт, а ''рекомендации'', но по этим лекалам в той или иной степени будут работать региональные власти и главврачи», — считает Коновал.
На эти риски также указали в профсоюзе работников здравоохранения России, сообщает интернет-журнал «Медицинский вестник»:
«Основной риск — изменение структуры зарплаты предусмотрено без дополнительного финансирования. Таким образом, повышение окладов может быть реализовано только за счёт сокращения других частей зарплаты, прежде всего, стимулирующих выплат. А мы считаем, что нельзя трогать выплаты за категорию, за стаж. Изменять штаты тоже возможно, согласно постановлению, и это тоже угроза».
Коновал уверен: главврачи «стали заложниками ситуации». Им каким-то образом нужно повысить зарплаты без увеличения финансирования. Минздрав РФ «подсказывает, каким образом это нужно делать», уточнил наш собеседник.
«Когда какие-то решения правительства не обеспечены реальным финансированием — а в текущей ситуации это так, — применяются такие механизмы. Региональные власти также проталкивают тему: ''Давайте, подожмитесь!'' Они не хотят направлять дополнительные средства медучреждениям, которые сильно закредитованы. Повторюсь: всё это приведёт к новому витку ''оптимизации''», — выразил свою позицию сопредседатель профсоюза «Действие».
Коновал отметил: к ним «уже поступают сигналы о подрезании ставок».
«Да, пока подрезают свободные ставки, но это же неправильно», — уточнил наш собеседник.
Почему бастуют бригады скорой помощи?
Возникли проблемы и с мартовскими выплатами. Оказывается, «круг получателей не был расширен», пишет «Медицинский вестник» со ссылкой на постановление №343 от 20 марта 2024 года.
За бортом остались сотрудники скорой медицинской помощи, в том числе работающие в малых городах и в сельской местности, а также медперсонал межрайонных, городских и центральных городских больниц в населённых пунктах, где живёт менее 50 тысяч человек.
В постановлении фигурируют только районные, центральные районные и участковые больницы.
Медработники несогласны с таким поворотом событий. Они записывают видеообращения на имя президента. В числе обратившихся к главе государства — коллектив отделения скорой помощи Кривошеевской районной больницы в селе Красный Яр Томской области.
«Мы обслуживаем село Красный Яр с населением менее 50 тысяч человек. Однако, согласно постановлению №343, мы оказались подразделением первичного звена, которого не коснулись изменения размера специальных социальных выплат. Такое решение мы, как и наши коллеги из других регионов, считаем несправедливым по отношению к врачам скорой помощи. Наша выплата составляет 7000 рублей против выплат врачам 50 000 рублей, среднему медперсоналу — 30 000 рублей, младшему медперсоналу — 13 000 рублей. <…> Поэтому мы обращаемся к вам, к нашему президенту, которого мы выбирали: отнеситесь, пожалуйста, к нам с пониманием, пересмотрите постановление №343», — сказано в видеообращении.
Видео: паблик в ВК «Новостные сводки»
Андрей Коновал отметил: аналогичные обращение поступают и к ним в профсоюз — их более 70. В конце марта «Действие» направило два обращения в правительство с просьбой скорректировать постановление №343. Обращения были перенаправлены в Минздрав РФ, в «чьи полномочия не входит внесение изменений в постановление правительства», говорит наш собеседник.
«По этой теме поступили в регионы письма за подписью министра здравоохранения Михаила Мурашко и вице-премьера Татьяны Голиковой примерно такого содержания: ''Изучите ситуацию, соберите информацию''. С нашей точки зрения, те параметры, которые предложено изучить, не отражают реальной картины и могут послужить основанием для отказа врачам скорой помощи в удовлетворении их просьбы», — пояснил Коновал.
К чему это приведёт?
Коновал уверен: если власти не услышат врачей, больные «всё чаще будут сталкиваться не с участковым терапевтом, а с замордованным существом», работающим на двух-трёх участках на полторы-две ставки:
«На селе будут сокращать целые подразделения. Больные вынуждены будут ездить за медпомощью за несколько десятков километров в больницы второго уровня».
Второй риск — засилье мигрантов в медучреждениях. Ранее профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Павел Журавлёв сообщил, что в московских муниципальных поликлиниках «треть медперсонала — гастарбайтеры». В районах Люблино, Борисово, Гольяново (местах компактного проживания мигрантов в Москве), до 70% персонала — выходцы из бывших советских республик.
Занимают ставки и врачи из Африки. Например, уроженец Камеруна Леон Нганкама с 2013 года возглавляет нейрохирургическое отделение Тверской детской областной клинической больницы, а Мохамед Ариф Абдалла из Судана работает терапевтом в Лыткаринской поликлинике № 2 в Подмосковье.
Напомним, в 2023 году власти упростили трудоустройство мигрантов в российские медучреждения. Теперь им достаточно подтвердить соответствие заграничного образования российскому. Экзамен на знание русского языка они больше не сдают, его уровень оценивают на собеседовании.
Сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал надеется, что мигранты «не займут большинство ставок», если «оптимизация» случится.
«Для того, чтобы работать в больнице, нужно знать русский язык. Языковой барьер помешает мигрантам занять ставки в больницах и поликлиниках, которые должны быть привлекательны для граждан России», — отметил Коновал.
Ни в правительстве, ни в Минздраве РФ ситуацию пока никак не комментировали.
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
Деньги тратятся на чёрт знает что. Лет десять разные мутные конторы берут авансы на музей Крошицкого и исчезают. Историк - та же картина. Яхтмарина, опера-балет...а врачи? А больницы? А заводы? Что происходит?
UINSHEDOW,
Как что? Выполняются поручения Путина! Все вполне ожидаемо, как и с "майскими указами" мы же живем в капиталистической стране, где во главе угла для правящего класса их прибыль, а остальное по остаточному принципу. Кстати, при всех благих намерения и сделанных на публику распоряжениях, бюджет то на этот год выделенный на медицину меньше прошлогоднего!
UINSHEDOW,
Не сознательность проявляете!
Представляете, сколько стоят дома в Лондоне и пр. Англии?
Ведь надо успеть и не только. А наполнить те банки нужными средствами!? Чтобы жизнь их была счастлива!
С другой фамилией доктора не нашлось?...😄