В России снова встал вопрос об ответственности чиновников за неисполнение обязательств, на реализацию которых в бюджете нет средств. Оживлённая дискуссия по этому поводу разгорелась на заседании Совета Федерации 12 ноября.
Спор между председателем верхней платы парламента Валентиной Матвиенко и ещё несколькими сенаторами завязался после выступления представителя от Законодательного собрания Кемеровской области Надежды Ильиной, которая рассказала о проблеме с жильцами аварийных домов, которые не включены в программы расселения из-за отсутствия финансирования.
Непредусмотренные миллиарды
По словам Ильиной, жильцы подобных домов в городе Прокопьевск Кемеровской области уже обратились в суд с требованиями выплатить выкупную стоимость своего жилья, не дожидаясь включения в программу расселения.
По итогам рассмотрения более 170 подобных исков суды обязали муниципалитет выплатить людям больше 1 млрд рублей, что по прогнозам составляет почти десятую часть городского бюджета. В столице региона ― городе Кемерово ― такие процессы инициируются самой прокуратурой, а объём выплат по уже принятым, но не исполненным судебным решениям превышает 1,5 млрд рублей.
«Как следствие ― возбуждены уголовные дела за халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, судебные приставы привлекают к административной ответственности в виде наложения штрафов, что также несёт дополнительную финансовую нагрузку на муниципалитет», ― рассказала сенатор.
Отметим, что последнее уголовное дело по вопросу аварийного жилья, о котором сообщали в следственном управлении СК России по Кемеровской области ― Кузбассу, было возбуждено против экс-главы Осинниковского городского округа, обвинённого не в халатности, а в мошенничестве.
По версии следствия, чиновник в сговоре с другими фигурантами обеспечил заключение почти 30 контрактов на покупку квартир по завышенным ценам, из-за чего бюджету был причинён ущерб на сумму более 6,5 млн рублей.
Какому именно числу чиновников грозит административная или уголовная ответственность за нерасселение ветхих домов исключительно по причине отсутствия финансирования ― неизвестно, но сама проблема аварийного фонда актуальна для многих регионов страны.
Только за последнюю неделю журналисты ForPost обнаружили на ресурсах Следственного комитета более десятка сообщений об уголовных делах по аварийным домам в Амурской, Воронежской, Липецкой, Оренбургской и других областях, внимание на которые обратил или лично поручил возбудить председатель СК Александр Бастрыкин.
Без вины виноватые?
Несмотря на то, что выступление Надежды Ильиной касалось, скорее, финансовой стороны проблемы ― миллиардов рублей, которые города должны выплачивать по искам, сокращая другие статьи расходов бюджета (например, на ремонты дорог), спикера Совета Федерации изначально больше заинтересовал вопрос «преследования» региональных чиновников.
«За что штрафовать главу муниципального образования, если у него просто реально нет финансовых ресурсов? У нас просто разбегаются в муниципалитетах наши кадры, потому что прокуратура, строго говоря, формально действует правильно, а по существу получается негативная история», ― высказалась Валентина Матвиенко.
В ответ на это глава бюджетного комитета Анатолий Артамонов поспешил напомнить, что Совет Федерации уже утвердил закон, согласно которому должностные лица не могут привлекаться к ответственности за неисполнение обязательств, если деньги по этим мероприятиям не предусмотрены текущим бюджетом.
«К сожалению, закон не работает: прокуратура обращается в суд, и суд принимает решение», ― сделала вывод спикер верхней палаты парламента.
После этого в дискуссию вмешался уже глава конституционного комитета Андрей Клишас, который встал на защиту и органов прокуратуры, и самих граждан, права которых они защищают.
«Что должен делать прокурор? К нему приходит человек и говорит: ''Мне по закону положено вот это''. Давайте тогда вообще все законы отменим, скажем: ''Ну, нет у правительства денег, а что там написано в законе ― не имеет никакого значения!'' Выход один ― перестать принимать не обеспеченные финансово законы», ― высказал своё мнение Клишас.
В этот момент Валентина Матвиенко предприняла первую попытку положить конец спорам, в шуточной манере напомнив коллеге, что в стране действует программа стажировок, по которой сенатор мог бы попробовать себя в качестве главы муниципалитета, а по возвращении высказать свои мысли. Однако на этом дискуссия, разгоревшаяся под конец трёхчасового заседания, не прекратилась.
«Аналогичная ситуация, например, с предоставлением жилья детям-сиротам ― хроническое невыполнение принятых законов, и хроническая причина ― необеспеченность бюджетом. Поэтому я не считаю, что мы должны идти по пути ''правового нигилизма'' и влиять на суды или прокуратуру, которая принимает абсолютно законные решения. А то, что они не обеспечены финансами ― это, в том числе, и наша вина. Мы такие законы принимаем и принимаем бюджет, где заранее предусмотрено невыполнение этого закона», ― самокритично высказалась сенатор Людмила Нарусова.
Она обратилась к Андрею Клишасу:
«Мы никого никогда не призываем к правовому беспределу, нигилизму, ― парировала Валентина Матвиенко. ― Но какой закон важнее: о расселении аварийного жилья или о бюджете, который принимается исходя из реалий?» ― .
Сенатор ответил:
«Валентина Ивановна, выход тогда один: давайте в каждый закон записывать, что норма действует только в том случае, если в соответствующем бюджетном цикле на это выделены деньги».
В этот момент спикер СовФеда, как выражается «Коммерсантъ», окончательно «распалилась», призвав коллег не «скользить по поверхности», а «стоять на земле». Валентина Матвиенко подчеркнула, что в «таком огромном государстве» нельзя всех расселить «по щелчку пальцев», а потому программа ― поэтапная и рассчитана не на один год.
Сенатору Андрею Клишасу спикер верхней палаты парламента в очередной раз предложила «поработать годик председателем муниципального образования», охарактеризовав подобную практику как «очень полезную».
Как быть с чиновниками?
Из обширной дискуссии на тему аварийного жилья вытекли сразу два важных вопроса: как быть с чиновниками, которые не могут расселить аварийные дома, и как быть с людьми, подающими из-за этого в суды?
Что касается муниципальных служащих, то в случае реального отсутствия финансирования, ― они с конца прошлого года действительно защищены законом. Поправки, освобождающие чиновников от административной ответственности в таких случаях, публично обсуждались в самом Совете Федерации и были внесены в статью 24.5 КоАП РФ.
При этом суды в регионах, похоже, ещё сами не до конца понимают: в каких случаях норма применима, а в каких ― нет. К примеру, в июле Конституционный суд РФ рассмотрел запрос Костромского областного суда, который рассматривал процесс между жительницей из числа детей-сирот и администрацией Костромы.
«Российская газета» описывала суть того конфликта: ранее девушка добилась в суде постановки в очередь на жильё, но предоставить ей квартиру чиновники не могли из-за нехватки выделяемых средств. За неисполнение обязательств администрацию города трижды оштрафовали на общую сумму в 130 тысяч рублей.
«Обжалуя наказание, местные власти обратились в Костромской областной суд, который в свою очередь попросил разъяснений у высшей юридической инстанции страны», ― пишет «РГ».
В результате Конституционный суд заявил, что если объём субвенций был недостаточным для исполнения обязательств, то органы местного самоуправления освобождаются от административной ответственности за неисполнение данных полномочий. Однако изначальную обязанность обеспечить жильём детей-сирот с них при этом никто не снимает.
Как быть с жителями аварийных домов?
Буквально на следующий день после заседания Совета Федерации губернатор Кемеровской области Илья Середюк сообщил, что Кузбасс получит от Фонда развития территорий 657 млн рублей на переселение граждан из аварийного жилья, ещё порядка 680 млн рублей на эти цели должны выделить из областного бюджета.
В свете последних событий можно было предположить, что после резонанса область получила дополнительные средства на решение острой проблемы в ручном режиме. Однако в действительности все эти цифры уже были отражены в региональной программе, утверждённой несколько месяцев назад.
Согласно Постановлению Правительства Кемеровской области ― Кузбасса №561, с которым ознакомились журналисты ForPost, в течение 2025 ― 2026 гг. власти планируют переселить из аварийного жилья 338 семей (721 человек). Объём в 15,8 тыс. кв. м. аварийного жилья, подлежащего расселению до конца следующего года, может показаться внушительным, но только в отрыве от остальных цифр, демонстрирующих реальные масштабы проблемы.
«В Кемеровской области ― Кузбассе по состоянию на 01.01.2025 общая площадь аварийного жилья составляет 824,8 тыс. кв. метров. Из них площадь помещений, подлежащих расселению, в аварийных домах, признанных таковыми после 01.01.2017, составляет 744,6 кв. м», ― сказано в документе.
Таким образом, площадь аварийного жилья, планируемого к расселению в течение ближайших двух лет, примерно в 50 раз меньше всего аварийного жилья в регионе. Подобными темпами на расселение жителей аварийных домов в Кузбассе могут уйти десятилетия, а потому неудивительно, что граждане обращаются в суды.
По мнению самой Надежды Ильиной, которая подняла проблему в Совете Федерации, суды, рассматривающие подобные иски, должны исходить из оценки реального материального положения граждан.
«Зачастую решения выносятся в пользу граждан, которые имеют на праве собственности иные, другие жилые помещения. Тем самым мы оставляем проживать в непригодном жилье, которое находится в худшем состоянии, граждан, которые не обратились в суд, и вынуждены решать проблемы тех, кто пошёл в суд, но, тем не менее, имеет другое пригодное для проживания жилое помещение в собственности», ― сказала она в эфире «Вместе РФ».
Сенатор не уточнила, какое количество жителей региона, кроме аварийного, имеют в собственности другое жильё, а потому оценить, насколько существенно её предложение может изменить ситуацию ― пока непонятно. Кроме того, суды должны опираться на конкретные положения закона, а значит, что «принцип объективно малоимущности граждан», о необходимости которого говорит Надежда Ильина, предварительно должен быть закреплён самими законодателями.
Комплексное решение проблемы планируется выработать рабочей группой сенаторов, в состав которой, в частности, должны войти председатель комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, а также бывший мэр Липецка, сенатор Евгения Уваркина, которая предложила разделить аварийные дома по приоритетности и критичности работ, что могло бы позволить «двигать» их в программе.
Андрей Гринев
