Хранилища севастопольского музея-заповедника «Херсонес Таврический» прячут под своей сенью многочисленные древние загадки. Одну из них — тайну уникальных фрагментов краснолаковых сосудов с изображением неистовствующих танцовщиц приоткрывает заведующая отделом античной истории музея-заповедника «Херсонес Таврический» Виктория Нессель.
«Это фрагменты краснолаковых сосудов с так называемым рельефным орнаментом. Эта посуда, скорее всего была привезена в Херсонес в первых веках нашей эры. Где она изготавливалась, учёные достоверно не могут определить, но, скорее всего, что это был регион Чёрного моря», — рассказывает она.
Сосуды представляют собой предметы так называемого Дионисийского цикла, связанные с поклонением древнегреческому богу виноделия, плодородия, безумства и театра Дионису (по-древнегречески, Вакху), а также его адептов, участвовавших в культовых церемониях. Поэтому помимо посуды сюда входили также маски и многочисленные атрибуты дионисийского культа.
На черепках, найденных на территории древнего Херсонеса, отчётливо видны фигуры танцующих менад (от греческого «Мена» — Луна, небесный покровитель дионисийского культа) или как их ещё назвали, вакханок.
«Скорее всего, что наша танцовщица — это менада, которая погружена в экстатический танец. У неё распущены волосы, приподнятые руки, ноги, и мастер старался передать движение. И уже прошло более двух тысяч лет с момента изготовления этой посуды, а мы видим до сих пор, в каком неистовом танце изображена танцовщица», — говорит Виктория Нессель.
Известно, что в первые века нашей эры Херсонес находился под властью Римской империи. Так, летом этого года археологи смогли из 350 мелких фрагментов восстановить часть погребального ложа, выполненного из слоновой кости. По мнению учёных, такое ложе, использовавшиеся для погребения римской элиты, было специально завезено на территорию Херсонеса.
Ника Заринская
