Маркетплейсы с сентября планируют обязать по новым правилам продавать обувь, фототехнику, шины, парфюм, молочную продукцию и упакованную воду. За отсутствие специальной маркировки на этих товарах онлайн-площадки хотят штрафовать на 300 тысяч рублей.
Удастся ли таким образом избавить россиян от контрафакта и стоит ли ждать взрывного роста цен после вступления в силу новых правил — в материале ForPost.
По новым правилам
Претензий у потребителей, контролирующих органов и властей к маркетплейсам накопилось достаточно много: от несоблюдения прав работников, а также бизнес-партнёров до продажи в открытую контрафактной продукции.
Согласно февральскому исследованию Общественной потребительской инициативы доля нелегальных продавцов на Wildberries самая высокая: по обуви — 47%, парфюму — 66%, воде — 58%. На Ozon те же показатели составили всего 8–13%, на «Яндекс Маркете» — в диапазоне 4–7%.
Подробнее — в материале ForPost «Wildberries решили взять на поруки»
Эксперты отмечают: наказать маркетплейсы за торговлю контрафактом невозможно. Они не подпадают под действующие правила торговли, так как «формально являются электронной витриной, на которой выставлен товар», уточнил глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«Различные селлеры (поставщики — прим.) продают на маркетплейсах свою продукцию. Формально они несут ответственность за выставленный на продажу товар. Маркетплейсы оказывают только информационные услуги потребителю, при этом прибыль с проданного товара онлайн-площадка забирает себе», — сказал ForPost Карпов.
При текущей ситуации засудить маркетплейс за продажу контрафактного или некачественного товара непросто.
Яркий пример — иск художника Никаса Сафронова к Wildberries. Он требовал с онлайн-площадки 10 млрд рублей за то, что без его ведома продавали набор для вышивания крестом «Никас», пакет-майку «Никас», картину на дереве «Никас». Разрешение на использование личного бренда художник не давал.
Удивительно, но про эту историю, которую громко освещали в СМИ, все забыли. Почему?
Согласно картотеке арбитражных дел, сначала иск был оставлен без движения, а затем и вовсе возвращён истцу. Узнать причину возврата невозможно: все загруженные pdf-файлы с результативным и мотивировочным решениями суда повреждены.
Кейс Никаса Сафронова наглядно проиллюстрировал незавидное положение, в котором оказались потребители: доказать свою правоту в борьбе с маркетплейсами практически невозможно.
Это понимают и в ФАС.
Антимонопольщики хотели зарегулировать площадки, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей, и получить право согласовывать сделки на сумму свыше 7 млрд рублей. Эти предложения были отвергнуты.
Теперь Минпромторг разработал постановление, согласно которому маркетплейсы станут полноценными участниками рынка торговли и начнут нести административную ответственность за продажу контрафакта, сообщают «Известия» со ссылкой на проект документа.
Предположительно, новые правила торговли начнут действовать с сентября.
«Сейчас проект проходит регламентные процедуры, и озвучивать сроки его вступления в силу преждевременно. Рассчитываем, что он будет принят в ближайшее время», — сообщили «Известиям» в Минпромторге.
Читайте также: «И жучок, и червячок, и медведица!» Как Wildberries вписался в торговлю живностью
Как работает маркировка
Согласно тексту проекта постановления, на обувь, фототехнику, шины, парфюм, молочную продукцию и упакованную воду, которые продают маркетплейсы, должна быть нанесена специальная маркировка.
Она гарантирует потребителю, что товар, который он покупает, безопасный, изготовлен правообладателем бренда. Без специальной наклейки на упаковке товар признаётся контрафактным. Маркетплейсу грозит штраф в 300 тысяч рублей за его сбыт.
Кстати, в Wildberries ранее уже сообщили, что маркируют товар. Речь идёт о дорогостоящей компьютерной, бытовой техники, различных гаджетах.
Подробнее — в материале «Wildberries ужесточил условия осмотра, выкупа и возврата товаров»
Поставлена эта работа на поток и в Ozon. На этой онлайн-площадке с контрафактом борются с помощью нейросети.
«Яндекс. Маркет» не отстаёт от конкурентов: площадка уже работает с маркируемыми товарами и отслеживает те, которые проходят через собственные склады.
В Минпромторге уверены: принятых мер недостаточно.
Предполагается, что с осени специальные наклейки появятся на упаковках с менее дорогим и более популярным товаром. Сведения о нём маркетплейсы будут передавать в систему «Честный знак», основная задача которой гарантировать «потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции», сказано в описании.
Цифровой код на наклейке — это паспорт товара. Его «невозможно потерять или подделать», сказано на сайте «Честного знака».
Разработчики системы контроля уверены: цифровой код позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе — от завода до потребителя. Благодаря ему на онлайн-кассе невозможно продать контрафакт.
Читайте по теме: Владельцы филькина ПВЗ разорили Wildberries на 25 миллионов рублей
Мнения за и против
«Система этой маркировки хорошо задумана. Она достаточно сложная с точки зрения программно-аппаратного комплекса, поэтому её можно демонстрировать на выставке как удачный пример IT-решения. Однако на практике она малоэффективна. В магазинах до сих пор встречается молочная продукция, опасная для здоровья, которая вся промаркирована: марочки на упаковки приклеены, штрих-коды стоят. Также встречается достаточно много промаркированной бытовой техники сомнительного качества», — сказал ForPost сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
По его словам, в России «ещё не научились бороться с потоком некачественной продукции». Поэтому он не видит смысла «расширять маркировку», в том числе для товаров, которые продают на маркетплейсах.
«Мы можем заклеить этими марками всё, но если результата для потребителя не будет, то смысла в них нет никакого. Им бы [контролирующим органам] сейчас соединить воедино то, что уже заклеено, провести какую-то ревизию, а только потом двигаться вперёд», — считает наш собеседник.
Иной точки зрения придерживается глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Он не сомневается, что новые правила торговли дисциплинируют маркетплейсы, а граждане станут меньше сталкиваться с контрафактом.
«Если марктеплейсы станут полноценными участниками торгового оборота и будут нести ответственность за продукцию, которая у них реализовывается, то, конечно, онлайн-площадки будут более внимательно относиться к тому, какая продукция проходит через них», — считает эксперт.
К слову, с марта 2023 года маркетплейсы уже приравняли к участникам оборота товаров легпрома. Центр перспективных технологий зафиксировал снижение числа жалоб на эту продукцию на 14%.
Поэтому в Минпромторге настроены оптимистично. Аналитики министерства уверены: новые правила торговли «приведут к снижению доли нелегального оборота товаров на маркетплейсах».
Читайте по теме: Суд вынес решение по иску о платном возврате брака на Wildberries
Кто заплатит за безопасность
Отметим: власти, контролирующие органы, участники рынка внимательно изучают не только статистику, но и риски. В их числе — массовый уход селлеров и удорожание товара после вступления новых правил торговли в силу.
«Предположу, что марктеплейсы в договоры внесут дополнительные обязательства для селлеров. В случае, если маркетплейс будет оштрафован, то регрессом требования будут предъявляться поставщику, который будет возмещать онлайн-площадке понесённые расходы», — полагает глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин вовсе считает, что «за безопасность товара заплатит потребитель»: селлеры все финансовые издержки закладывают в конечную стоимость товара.
Наш собеседник отметил: избежать удорожания товаров на маркетплейсах можно только в том случае, если продукция разных производителей будет промаркирована на бюджетные деньги.
Однако, считает Егармин, «государство вряд ли отважится на этот шаг».
«Получается, ширпотреб, контрафакт не только останутся на онлайн-площадках, но и станут дороже. Это видно по более зрелому AliExpress: на этом маркетплейсе выставляются одни товары, а по факту приходят другие», — уточнил наш собеседник.
Он считает, что «онлайн-торговлю нужно облегчать», но при этом бороться за качество выставляемого на онлайн-площадках товара.
«В самом понятии «контрафакт» есть очень странные юридические моменты. Итальянские брюки от официального бренда, пошитые во Вьетнаме, — это контрафакт или оригинал? Потребитель надеется получить оригинальную продукцию из Италии, а не из Вьетнама. Согласитесь, спорный момент. К сожалению, пока не поддаётся сомнению только одно: побеждают маркетинг и жажда наживы за счёт потребителей», — считает Егармин.
Карпов просит не сгущать краски. Он уверен: после вступления в силу новых правил селлеры «одномоментно не исчезнут с онлайн-площадок», а следовательно, «резкого скачка цен ждать не стоит».
Как будет на практике, время покажет.
Читайте по теме: Параллельный обман. Кто и как разоряет россиян на Wildberries
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
Вся жизнь государства построена на "ниппельной системе": в него, дуй до посинения, - "с паршивой овцы хоть шести клок", при этом взамен получая только азартную игру "в одни ворота".
Перешли кому то дорогу, денежную...
Направили денежные потоки в один нужный карман.
- Чё эть там в клетчатых сумках потащили? Заворааачивай. Мзду давай!
- А Вы кто?
- Частный знак. Тьфу. Честный.
"Кто заплатит за новые правила торговли на Wildberries и прочих маркетплейсах... стоит ли ждать роста цен?" - Вопросы, как показывает жизнь, странные и даже неуместные. Конечно же конечный потребитель заплатит за неизбежное повышение цен - это аксиома.