Скандалы вокруг Wildberriesне утихают: сначала пункты выдачи заказов устроили забастовку против новой системы штрафов, а теперь крестовым походом против компании пошёл известный художник Никас Сафронов. Он хочет взыскать с маркетплейса 10 млрд рублей. О том, удастся ли художнику разорить «Дикие ягоды», — в материале ForPost.
Wildberries ни при чём?
Согласно картотеке арбитражных дел, иск Никаса Сафронова к компании Wildberries был зарегистрирован 7 апреля в Арбитражном суде Москвы. Известный художник хочет взыскать с маркетплейса 10 млрд рублей за нарушение авторских прав.
Он остался недоволен тем, что «Дикие ягоды» продают набор для вышивания крестом «Никас», пакет-майку «Никас», картину на дереве «Никас».
Разрешение на использование личного бренда художник не давал. Правду он решил искать в суде.
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов отметил: это не первая попытка взыскать сотни миллионов рублей с маркетплейсов за нарушение авторских прав.
Однако пока ни один иск не был удовлетворён. Всё дело в российском законодательстве, по которому работают маркетплейсы. Они предоставляют информационные услуги и не несут ответственности, в том числе за нарушение авторских прав.
Об этом, кстати, сказано в правилах Wildberries. Маркетплейс может только удалить товар по требованию правообладателя. Для этого нужно заполнить специальную форму на сайте WB.Partners.
В жалобе необходимо указать артикул товара, который несанкционированно попал на виртуальную витрину, а также наименование компании и бренда, пострадавших от действий недобросовестного продавца.
«Когда выявляется нелегальная продукция и правообладатель обращается с претензией в техподдержку, маркетплейсы снимают товар с реализации. Дело крайне редко доходит до суда», — сказал ForPost Павлов.
Но Никас Сафронов может создать юридический прецедент.
«Дело в том, что в последнее время маркетплейсы не всегда выступают в качестве посредника между продавцом и покупателем. Иногда они продают собственный товар. Если в Wildberries знали о контрафакте и при этом продолжали размещать его на своей площадке, то к «Диким ягодам» могут возникнут вопросы», — сказал ForPost Павлов.
Читайте также по теме: Как забастовка сотрудников Wildberries сказалась на Севастополе
Как «паль» попадает на Wildberries?
Владелец пункта выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries в Екатеринбурге Олег К. не удивлён иском Никаса Сафронова. По его данным, некоторые продавцы неосознанно нарушают авторские права.
«Чаще всего под раздачу попадают новички Wildberries. Они не хотят заморачиваться по поводу фотосессии — слишком дорого. Ноунеймы прибегают к услугам дизайнеров-самоучек, которые за небольшие деньги подготавливают принты, карточки товара с изображениями, на которые у них нет авторских прав. Что в итоге? Футболка с изображением героя мультфильма становится контрафактом. Её выпуск и продажа не согласованы с правообладателем», — сказал ForPost владелец ПВЗ.
Опытные продавцы указывают на ещё одну проблему: довольно часто их недобросовестные коллеги по площадке маскируют свой товар под известный бренд. Таким образом злоумышленники хотят «раскачать» свои продажи. Зачастую покупатели не замечают подвоха, чего нельзя сказать о правообладателе.
Заметив обман, хозяин бренда бьёт тревогу. В случае с Никасом Сафроновым — это иск к Wildberries на 10 млрд рублей.
Несмотря на угрозу разорения, продавцы продолжат нарушать авторские права, говорит председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
«Достаточно много правообладателей ушли из страны, в их числе — западные компании. Рыночный контроль ослаб, мораторий на проверки никто не отменял. Созданы все условия для продажи контрафакта на таких площадках, как Wildberries», — сказал Павлов.
Читайте также по теме: Вице-премьер Абрамченко призвала россиян не покупать новые джинсы каждый сезон
Удастся ли взыскать 10 млрд рублей?
Контролирующие органы не сидят сложа руки. На протяжении последних лет они пытаются расширить зону ответственности для маркетплейсов. ФАС, например, предлагает регулировать интернет-площадки, в том числе соцсети, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей. Антимонопольщики также хотят получить право согласовывать сделки на сумму свыше 7 млрд рублей.
Подробнее об этом — в материале «Wildberries решили взять на поруки»
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов считает, что иск Никаса Сафронова к Wildberriesможет помочь в борьбе с «немного обнаглевшими маркетплейсами».
«На мой взгляд, этот иск может стать одним из этапов на пути расширения ответственности и ужесточения контроля над маркетплейсами. Нельзя разрешать им нарушать авторские права», — сказал Павлов.
Иной точки зрения придерживается управляющий партнёр агентства PRТ Глеб Сахрай. Он считает, что разорительный иск Сафронова к Wildberries «не более чем пиар».
«С одной стороны, может быть, действительно, такой публичный наезд с попыткой получить компенсацию, разумеется, не 10 миллиардов, не миллиард, но хоть что-то. Я думаю, что это история про то, чтобы ввязаться в драку и что-нибудь получить: как минимум пиар, как максимум что-то ещё», — сказал в интервью BFM.ru Сахрай.
Почётный адвокат России Евгений Харламов лично знаком с Сафроновым. Он отметил, что известному художнику «дешёвый пиар не нужен».
«Никас дорожит честным, порядочным именем. Люди знают это и поэтому не подвергают сомнению товары, выпускаемые под его личным брендом «Никас». Его иск к Wildberries — предупреждение остальным. Если вы хотите скопировать бренд уважаемого человека, то, будьте добры, соблюдайте российские законы. Поэтому я целиком и полностью поддерживаю иск Сафронова и надеюсь, что суд по нему примет верное решение», — сказал ForPost Харламов.
Пресс-служба Wildberries пока никак не комментирует грядущий суд с Сафроновым. Дата рассмотрения гражданского иска художника к маркетплейсу пока не назначена.
Читайте также по теме: Параллельный обман. Кто и как разоряет россиян на Wildberries
Роберт Вочовский