Недавно популярные онлайн-маркетплейсы страны расширили свой перечень товаров, добавив к нему автомобили и мотоциклы. Теперь россияне могут буквально добавить машину в «корзину» вместе с кроссовками, тушью и другими уже привычными онлайн-покупками. Однако рисков с таким крупногабаритным товаром связано намного больше. Какие опасности в себе может таить автомобиль с маркетплейса, узнал ForPost.
Деньги вперёд
Возможность заказать машину прямо домой с помощью нескольких кликов появилась у россиян в октябре 2023 года: тогда один из крупных маркетплейсов страны анонсировал продажу машин на своей платформе. Уже в конце апреля 2024 года эту категорию товаров внедрила ещё одна крупная торговая онлайн-площадка.
С момента введения услуги прошло совсем немного времени, но первые покупатели уже успели поделиться опытом приобретения авто «на расстоянии». А специалисты в сфере автомобильной торговли — оценить возможные риски подобного алгоритма.
Как рассказал в беседе с изданием автоюрист и руководитель компании «Автоюрист 82» Дмитрий Таран, покупка машины удалённым способом и раньше была сопряжена со множеством нюансов. При проведении сделки через маркетплейс сохраняется главный из них — необходимость расстаться с накопленными или взятыми в кредит деньгами, полагаясь исключительно на честность продавца.
«Стоит отметить, что вопрос о рисках в данном случае связан с большими суммами сделки. Эмоционально расставаться с миллионами рублей в таком формате покупки крайне непривычно», — пояснил специалист.
Дополнительный стресс будет вызывать и процесс приобретения машины. Обычно прежде, чем доставать кошелёк, покупатель может осмотреть автомобиль со всех сторон, задать интересующие вопросы, провести тест-драйв. На маркетплейсах же работает принцип «утром деньги — вечером стулья», в котором человеку приходится оплачивать ещё не купленный товар, реальное качество которого остаётся под вопросом.
Туманными при покупке автомобиля через торговую онлайн-площадку пока остаются и юридические вопросы. По словам Дмитрия Тарана, согласно законодательству право собственности покупателя на товар по договору возникает в момент его передачи. Покупка машины, например, всегда сопровождается договором купли-продажи, а также актом приёма-передачи. Но в какой момент после доставки покупателя обязывают подписать эти бумаги, неизвестно.
«Риски могут быть связаны с тем, что машину вы можете получить со скрытыми повреждениями или явно битую. Если осмотр автомобиля возможен перед подписанием акта приёма-передачи, а также возможен возврат в том случае, если автомобиль не понравился или имеет дефект, то рисков нет», — объяснил автоюрист.
Впрочем, даже если отказ от машины возможен на этапе первичного осмотра, вернуть её будет не так просто, как любой другой товар с маркетплейса. Торговые площадки до сих пор не решили для себя вопрос о том, каким образом такие сложные и габаритные товары будут курсировать между регионами.
«В указанное время менеджер дилерского центра доставит автомобиль покупателю, подпишет с ним необходимый пакет документов и передаст ключи», — писала пресс-служба маркетплейса на старте проекта.
В рамках Москвы и Подмосковья, с чего и началась прошлой осенью торговля машинами на онлайн-маркетплейсах, вопрос с доставкой ещё можно было бы решить. Но в масштабах страны у процесса доставки и тем более возврата возникают дополнительные и дорогостоящие препятствия.
Допустим, крупные китайские производители, которые за последние несколько лет разжились развитой сетью дилерских центров по всей России, могут легко решить такой вопрос. С помощью автовозов партии автомобилей транспортируются между торговыми точками, откуда региональный менеджер может доставить машину на дом.
Но что делать, если салон частный и находится далеко? Вариантов решения проблемы два: либо в игру вступает старый-добрый «перегон», либо владелец арендует автовоз или эвакуатор. В любом из этих случаев возврат авто обойдётся покупателю недёшево.
«Поскольку транспортировка автомобиля на эвакуаторе или автовозе — удовольствие не из дешёвых, то отказ от товара в связи с тем, что он не понравился, может повлечь за собой необходимость оплатить транспортные расходы за так называемый возврат», — пояснил Дмитрий Таран.
Нет предела совершенству
Чтобы механизм реализации авто через онлайн-площадки стал более прозрачным и понятным, автоюрист предлагает доработать его несколькими способами. Например, вместо полной стоимости автомобиля покупатель мог бы вносить предоплату, а после доставки и осмотра машины подписывал бы необходимые бумаги и доплачивал остаток.
Для сделок по этой категории товаров можно было бы также привлечь портал Госуслуг.
«Подписание договора купли-продажи и оплата через Госуслуги, а уже подписание акта приёма-передачи только при доставке автомобиля и после осмотра», — объяснил свою идею Дмитрий Таран.
Пользуясь случаем, эксперт напомнил, что помимо машины покупатель должен потребовать у продавца ещё и целый пакет документов. Традиционно, в него входят два подлинника договора купли-продажи автомобиля с актами о приёме-передаче (один — для нового владельца, второй — для регистрации автомобиля в МРЭО ГИБДД — Прим.), выписка из электронного паспорта транспортного средства, товарный чек за покупку автомобиля, гарантийный талон, сервисная книжка, документ о предпродажной подготовке и инструкция по эксплуатации авто.
Как ForPost выяснил ранее, далеко не каждый россиянин в 2024 году сможет позволить себе покупку автомобиля. За год ценники выросли почти на треть и перешли отметку в 2 миллиона рублей. Сейчас самые дорогие отечественные легковушки «прямо с завода» продают в Мурманске, а иномарки — в Самаре.
Елена Фокина
Фото: скриншот маркетплейса Ozon, Алексей Лохвицкий|ForPost