Крым

Авто в мешке: крымский юрист рассказал о рисках покупки машины на маркетплейсах

Почему опасно заказывать автомобиль «в три клика»?

Взглянуть на «ласточку» можно только после оплаты.
Фото:
Наталия Назарук|ForPost
Взглянуть на «ласточку» можно только после оплаты.

Недавно популярные онлайн-маркетплейсы страны расширили свой перечень товаров, добавив к нему автомобили и мотоциклы. Теперь россияне могут буквально добавить машину в «корзину» вместе с кроссовками, тушью и другими уже привычными онлайн-покупками. Однако рисков с таким крупногабаритным товаром связано намного больше. Какие опасности в себе может таить автомобиль с маркетплейса, узнал ForPost.

Деньги вперёд

Возможность заказать машину прямо домой с помощью нескольких кликов появилась у россиян в октябре 2023 года: тогда один из крупных маркетплейсов страны анонсировал продажу машин на своей платформе. Уже в конце апреля 2024 года эту категорию товаров внедрила ещё одна крупная торговая онлайн-площадка.

С момента введения услуги прошло совсем немного времени, но первые покупатели уже успели поделиться опытом приобретения авто «на расстоянии». А специалисты в сфере автомобильной торговли — оценить возможные риски подобного алгоритма.

Как рассказал в беседе с изданием автоюрист и руководитель компании «Автоюрист 82» Дмитрий Таран, покупка машины удалённым способом и раньше была сопряжена со множеством нюансов. При проведении сделки через маркетплейс сохраняется главный из них — необходимость расстаться с накопленными или взятыми в кредит деньгами, полагаясь исключительно на честность продавца.

«Стоит отметить, что вопрос о рисках в данном случае связан с большими суммами сделки. Эмоционально расставаться с миллионами рублей в таком формате покупки крайне непривычно», — пояснил специалист.

Дополнительный стресс будет вызывать и процесс приобретения машины. Обычно прежде, чем доставать кошелёк, покупатель может осмотреть автомобиль со всех сторон, задать интересующие вопросы, провести тест-драйв. На маркетплейсах же работает принцип «утром деньги — вечером стулья», в котором человеку приходится оплачивать ещё не купленный товар, реальное качество которого остаётся под вопросом.

Теперь среди одежды, обуви и прочих товаров красуются автомобили.

Туманными при покупке автомобиля через торговую онлайн-площадку пока остаются и юридические вопросы. По словам Дмитрия Тарана, согласно законодательству право собственности покупателя на товар по договору возникает в момент его передачи. Покупка машины, например, всегда сопровождается договором купли-продажи, а также актом приёма-передачи. Но в какой момент после доставки покупателя обязывают подписать эти бумаги, неизвестно.

«Риски могут быть связаны с тем, что машину вы можете получить со скрытыми повреждениями или явно битую. Если осмотр автомобиля возможен перед подписанием акта приёма-передачи, а также возможен возврат в том случае, если автомобиль не понравился или имеет дефект, то рисков нет», — объяснил автоюрист.

Впрочем, даже если отказ от машины возможен на этапе первичного осмотра, вернуть её будет не так просто, как любой другой товар с маркетплейса. Торговые площадки до сих пор не решили для себя вопрос о том, каким образом такие сложные и габаритные товары будут курсировать между регионами.

«В указанное время менеджер дилерского центра доставит автомобиль покупателю, подпишет с ним необходимый пакет документов и передаст ключи», — писала пресс-служба маркетплейса на старте проекта.

В рамках Москвы и Подмосковья, с чего и началась прошлой осенью торговля машинами на онлайн-маркетплейсах, вопрос с доставкой ещё можно было бы решить. Но в масштабах страны у процесса доставки и тем более возврата возникают дополнительные и дорогостоящие препятствия.

Заказать машину на парковку ТЦ в другой регион – дело пяти минут.

Допустим, крупные китайские производители, которые за последние несколько лет разжились развитой сетью дилерских центров по всей России, могут легко решить такой вопрос. С помощью автовозов партии автомобилей транспортируются между торговыми точками, откуда региональный менеджер может доставить машину на дом.

Но что делать, если салон частный и находится далеко? Вариантов решения проблемы два: либо в игру вступает старый-добрый «перегон», либо владелец арендует автовоз или эвакуатор. В любом из этих случаев возврат авто обойдётся покупателю недёшево.

«Поскольку транспортировка автомобиля на эвакуаторе или автовозе — удовольствие не из дешёвых, то отказ от товара в связи с тем, что он не понравился, может повлечь за собой необходимость оплатить транспортные расходы за так называемый возврат», — пояснил Дмитрий Таран.

Доставить машину может автовоз или эвакуатор.

Нет предела совершенству

Чтобы механизм реализации авто через онлайн-площадки стал более прозрачным и понятным, автоюрист предлагает доработать его несколькими способами. Например, вместо полной стоимости автомобиля покупатель мог бы вносить предоплату, а после доставки и осмотра машины подписывал бы необходимые бумаги и доплачивал остаток.

Для сделок по этой категории товаров можно было бы также привлечь портал Госуслуг.

«Подписание договора купли-продажи и оплата через Госуслуги, а уже подписание акта приёма-передачи только при доставке автомобиля и после осмотра», — объяснил свою идею Дмитрий Таран.

Пользуясь случаем, эксперт напомнил, что помимо машины покупатель должен потребовать у продавца ещё и целый пакет документов. Традиционно, в него входят два подлинника договора купли-продажи автомобиля с актами о приёме-передаче (один — для нового владельца, второй — для регистрации автомобиля в МРЭО ГИБДД — Прим.), выписка из электронного паспорта транспортного средства, товарный чек за покупку автомобиля, гарантийный талон, сервисная книжка, документ о предпродажной подготовке и инструкция по эксплуатации авто.

Как ForPost выяснил ранее, далеко не каждый россиянин в 2024 году сможет позволить себе покупку автомобиля. За год ценники выросли почти на треть и перешли отметку в 2 миллиона рублей. Сейчас самые дорогие отечественные легковушки «прямо с завода» продают в Мурманске, а иномарки — в Самаре.

Елена Фокина

Фото: скриншот маркетплейса Ozon, Алексей Лохвицкий|ForPost

1601
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
4
В среднем: 4 (2 голосов)

Главное за день

Пляжи на юге Крыма закрыли после аварии на коллекторе

На время ремонтных работ подачу питьевой воды жителям ЮБК прекратили.
09:18
0
1603

С дырой в груди и пламенем в сердце: история крымского партизана

Тяжело больной писатель два года боролся с захватчиками в оккупированном Крыму.
17:20
0
613

Новые данные о жертвах атаки ВСУ в Севастополе: трое детей и двое взрослых

Тяжелораненых детей могут перевести в Москву. 
17:10
33
10748

Горхоз Севастополя вопреки здравому смыслу снёс важное ограждение

А жители бьют во все колокола, чтобы вернуть забор и обезопасить детей на игровых площадках.
17:02
12
3064

Севастопольские врачи борются за жизни пятерых детей

Предварительно от ракетного удара ВСУ пострадало 27 детей.
16:17
14
6388