Крым стал частью предметного разговора между российскими и американскими дипломатами в рамках мирной сделки по Украине, сообщил спецпосланник президента США по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф в интервью Fox News.
Он рассказал, каких гарантий от американцев требует президент России Владимир Путин и насколько Москва и Киев при посредничестве Вашингтона приблизились к миру.
О встрече с Путиным
Стив Уиткофф заявил, что провёл три встречи с главой российского государства. Последняя состоялась 11 апреля и длилась около пяти часов. На ней также присутствовали ближайшие советники Путина Юрий Ушаков и Кирилл Дмитриев.
«Тема встречи — аспекты украинского урегулирования», — кратко сообщили в Кремле.
По информации ТАСС, встреча проходила в здании Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге, в закрытом режиме.
Разговор Уиткофф назвал «содержательным».
«Мы пришли к тому, что Путин выразил желание достичь постоянного мира. То есть не просто прекращения огня, но у нас есть ответ и на этот счёт», — приводит ведущая телеканала «Россия 1» Ольга Скабеева слова американского дипломата.
Однако в команде Трампа далеко не все настроены столь оптимистично. Высокопоставленные помощники советуют своему боссу надавить на Москву. По их мнению, Путин «не доказал на деле, что хочет прекратить боевые действия», пишет The Wall Street Journal.
«Группа, в которую, по словам источников издания, входят госсекретарь Марко Рубио и спецпредставитель по Украине Кит Келлог, призывает Трампа проявить осторожность в отношениях с Владимиром Путиным и занять более жёсткую позицию к требованиям, которые сейчас выдвигает РФ. В первую очередь это касается территориальных претензий России, которая требует признания всех четырёх областей», — сказано в тексте.
Крым, НАТО и гарантии безопасности
Журналист Fox News задал Уиткоффу вопрос: какие пункты в мирной сделке по Украине «выходят за рамки привычного и о которых сейчас никто не думает»?
Отвечая на него, американский дипломат подчеркнул, что Крым является предметом для обсуждения. Также решается будущее ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, которые, согласно Конституции РФ, являются частью России.
Контекст обсуждения он не раскрыл.
«Формально эта мирная сделка касается так называемых пяти территорий [Крым, Донецкая, Луганская, Запорожская и Херсонская области], но на самом деле это намного больше. Речь идёт о протоколах безопасности, о НАТО, о пятой статье. Очень много деталей», — сказал Уиткофф.
Напомним, статья 5 Североатлантического договора гласит, что, если одно государство-член НАТО становится жертвой вооружённого нападения, все остальные члены альянса будут считать этот акт насилия вооружённым нападением на все страны НАТО и предпримут соответствующие действия.
Американист, главный редактор сайта «Русская истина» Борис Межуев считает, что речь идёт о признании Вашингтоном новых субъектов федерации.
«Едва ли Соединённые Штаты смогут вытребовать это признание со стороны Украины, со стороны Европы и так далее. Да и в США принятие такого решения под большим вопросом. Нужно, чтобы его утвердил Конгресс, что маловероятно. Скорее всего, Россия должна будет дать стопроцентные гарантии, что на этом её территориальные претензии заканчиваются. В обмен — какие-то экономические преференции, разрешение проблемы с расширением НАТО [на Восток]. Если все сложности будут преодолены, Вашингтон признает новые территории, пойдёт цепь признаний: Венгрия, Словакия и другие страны будут идти в фарватере Вашингтона. Процесс пойдёт», — сказал ForPost Межуев.
Он сомневается, что Украина, а также страны коллективного Запада признают Крым, ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области российскими. Раскола в этом вопросе не избежать, уверен наш собеседник.
«Также непонятно, в каких границах Россия согласится ограничиться. Я более чем сомневаюсь, что речь пойдёт об административных границах. Скорее всего, будет какая-то линия боевого соприкосновения. Вывод войск будет совсем унизительным для Украины. Она на это точно не пойдёт и формального признания не сделает», — сказал Межуев.
Поэтому, если и ждать признания, то только формального, и со стороны Вашингтона с последующим созданием совместных экономических проектов, в том числе на признанных территориях, сказал политолог.
«Конечно, всё это пока на воде вилами писано. Всё это трудно реализуемо. Но, повторюсь, если будет какая-то принципиальная договорённость России и США о готовности принять перемирие на таких условиях — это будет большой шаг в сторону мира. Никто торпедировать это пытаться не будет», — выразил свою точку зрения Межуев.
Уиткофф подчеркнул, что переговорный процесс проходит достаточно сложно. Однако есть чёткое понимание того, что «Путин хочет достичь постоянного мира», следовательно, недостижимых целей нет, считает спецпосланник Трампа.
«Я думаю, мы стоим на пороге чего-то очень важного для всего мира. Более того, я верю, что существует возможность переформатировать российско-американские отношения через привлекательные коммерческие возможности, которые, по моему мнению, способны обеспечить реальную стабильность в регионе. Партнёрство создаёт стабильность», — уточнил Уиткофф.
Реакция Москвы
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал встречи через спецпредставителя Трампа «эффективными и полезными».
«Эффективны они за счёт того, что фактически сложился очень востребованный канал доведения информации друг до друга. Таким образом главы государств получают информацию из первых рук», — пишет РБК.
Несмотря на сдержанный оптимизм, пресс-секретарь президента попросил «не ждать моментальных результатов», так вопросы, которые обсуждают российская и американская стороны, «весьма сложны».
Разве это мир?
При таком количестве противоречий является ли выбранный путь мирным?
«Уиткофф — человек не пустой. Значит, он понимает, что это единственный шаг [к миру]. Российская сторона тоже понимает, что никакого света в конце туннеля, по-видимому, нет. Сторонники этого решения понимают, что находиться всё время на игле военной экономики нельзя. Это наркотическая эйфория, не создающая стабильного роста. Демографическая ситуация также не улучшается. Да, можно ещё лишить экономику огромного количества мужчин, но надеяться потом на какой-то мистический рывок не стоит. Экономика будет терять рабочих людей, а экономическая конъюнктура внешняя будет только ухудшаться. Я думаю, аргументы в пользу принятия этого решения [признания новых субъектов РФ], если оно действительно было, довольно значительные», — считает Борис Межуев.
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Еще и всё Левобережье, Николаевская и Одесская области. И никак иначе.
Bip1,
Киев тоже. Ибо нехрен.
Всё только начинается