Правительство РФ изменило правила уплаты утилизационного сбора — налога, который уплачивается при ввозе автомобилей. В данном случае речь идёт о параллельном импорте машин из стран ЕАЭС.
Теперь с 1 апреля при начислении утилизационного сбора будет учитываться не только разница в размере таможенной пошлины — фактически уплаченной и официально положенной, но и разницы в НДС и акцизе.
Говоря простым языком, используя заниженную таможенную стоимость машин, а также разность в налогообложении, через страны ЕАЭС в Россию сейчас привозят иномарки, существенно удешевляя этот процесс.
Однако теперь эта разница всё равно будет рассчитываться и взиматься, что в конечном счёте закроет возможность пользоваться подобного рода «опциями», которые у экспертов получили название «серого» импорта или «киргизской схемы», потому что чаще всего ввоз машин таким образом осуществлялся именно через эту страну.
«Национальный автомобильный союз давно предупреждает россиян, что правительство РФ недовольно существованием лазейки в виде стран ЕАЭС, позволяющей обходить российскую таможню и занижать таможенные пошлины на авто, и найдёт способы собрать то, что «сэкономили», — так прокомментировал изданию «Фонтанка» нововведение вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Не нужно жульничать
По словам руководителя московского общественного центра «Автомобилист» Максима Едрышова, главной составляющей «киргизской схемы» являлось намеренное занижение стоимости импортных автомобилей при их растаможке.
«Нынешнее решение правительства следовало ожидать, потому что очень часто автомобили проходили киргизскую таможню по заниженной стоимости. Но таможенные платежи напрямую зависят от стоимости авто. А там ситуация зачастую выглядела так, что даже непрофессионалу было понятно, что стоимость не соответствует рыночной», — пояснил автоэксперт в беседе с ForPost.
Чтобы не допустить выпадение бюджетных доходов и неравенства стран ЕАЭС в этих вопросах, власти РФ ввели новые правила ввоза машин, продолжил Максим Едрышов:
«В том числе речь идёт и о справочниках о стоимости транспортных средств. К слову, такие справочники российская таможенная служба ведёт уже достаточно давно. Они позволяют определить, сколько в реальности стоит тот или иной автомобиль. Теперь эта практика распространится и на Киргизию, и другие страны ЕАЭС. Да, по этому «серому» импорту сейчас завозятся машины, но, по сути, их стоимость занижается в результате обмана».
Лазейка закрыта
Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто тоже отметил, что решение российского правительства является вполне логичным и закономерным.
«Нужно понимать, что таким образом через страны ЕАЭС часть авто приходило по параллельному импорту, а часть — через множество посредников, в том числе физлиц, когда любой автомобиль по пути обретал в среднем двух владельцев, в том числе и владельца — гражданина страны ЕАЭС. Именно через такого владельца автомобиль и растаможивался. У нас с ЕАЭС, казалось бы, единое таможенное законодательство, но есть внутренние льготы для местных жителей и другие возможности для снижения расходов на оформление авто. В результате платежи при растаможке уплачивались вдвое, а то и втрое меньшие, чем если бы не использовались подобные схемы. В этой ситуации российское государство и решило прикрыть эту лазейку для ввоза авто с применением не слишком законных льгот», — пояснил эксперт.
А что по деньгам?
Если перевести новое решение в деньги, то ликвидация «киргизской схемы» будет означать одно — без неё авто подорожают на миллионы.
«Я очень грубо прикидывал, что BMW X5 30d Pro будет стоить в районе 17 млн рублей, тогда как сейчас такие машины продают за 13–14 млн рублей», — рассказал «Фонтанке» руководитель проекта Black Rock Premium Cars & Club Дмитрий Ерёменко.
А вот ещё пример: электрокар Zeekr 001, привезённый по «серой» схеме, можно было взять за 5,5 млн рублей. Однако теперь он будет стоить ровно столько, сколько стоит у официальных дилеров, — 7,5–8 млн рублей.
Но главное здесь в том, что государство может взыскать недоплаченные платежи с тех граждан, что уже успели приобрести авто по «киргизской схеме».
«Само постановление правительства не имеет обратной силы и начнёт действовать только с 1 апреля. Однако Федеральная таможенная служба уже анонсировала, что будет работать с автовладельцами, которые не доплатили те или иные сборы», — отметил автоюрист Лев Воропаев в беседе с «Фонтанкой».
Впрочем, по мнению Игоря Моржаретто, вполне может быть, что это коснётся не всех, кто воспользовался возможностями «серого» импорта через страны ЕАЭС.
«Но в данном случае не стоит говорить об обратной силе закона. Ещё осенью прошлого года, когда в очередной раз ужесточали правила ввоза машин, были скандалы, связанные с тем, что кто-то ввёз по старым правилам и якобы должен доплатить. Но тогда решили, что этого делать не стоит. В данном случае, я полагаю, что правоприменительная практика пойдёт по пути определения степени нарушения норм», — высказал мнение заместитель главреда журнала «За рулём» в беседе с ForPost.
Тут можно предположить, что если будет установлено существенное занижение стоимости машины при её растаможке, то избежать доплаты сборов не удастся. Если же снижение расходов на ввоз связано лишь с особенностями налогообложения страны ЕАЭС, то вполне может быть, что доплачивать и не придётся.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Китайский автопром вытеснит всех сомневающихся.
Надоест вытеснять - скажет. Кому нужна нормальная машина,те ее и купят.