Дом литературоведа Бориса Томашевского в Гурзуфе обычно знают как «соседа» более известной дачи Антона Чехова. Однако он и сам может удивить огромным количеством не менее интересных историй. Какие приключения пережил вековой памятник культуры без крыши и как шторм заставил людей привести дом в порядок, узнавал ForPost.
Первые достижения
Как рассказала ForPost краевед и председатель ялтинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (далее — ВООПИиК) Марина Забродская, известный советский литературовед-пушкинист Борис Томашевский начал своё активное знакомство с Южным берегом Крыма в тридцатые годы двадцатого века.
«Борис Викторович с женой Ириной Медведевой-Томашевской приехал в Гурзуф в поисках Пушкина, который в своё время гостил в Гурзуфе в доме Ришелье», — поделилась Марина Забродская.
И хотя работа главы семейства была сосредоточена в Гурзуфе, первые годы чета Томашевских не могла там остановиться. Ирина и Борис вместе со своими детьми Зоей и Колей были гостями Дома творчества писателей в Коктебеле или проводили лето в деревне Рыбачье недалеко от Алушты. К концу тридцатых годов, если верить книге «Таврида: земной Элизий» Ирины Медведевой-Томашевской, семья решилась на покупку домика в деревне Коккоз (село Соколиное — Прим.).
Те 10 довоенных лет, когда литературовед искал следы Пушкина в Крыму, оказались весьма плодотворными. Согласно данным, которые в своей статье «Музей Томашевского в Гурзуфе: проблемы и поиски» приводит директор музея А.С. Пушкина Наталья Богданова, именно благодаря Борису Томашевскому в 1927 году на доме Ришелье была установлена мемориальная доска, посвящённая великому поэту (не сохранилась — Прим.).
А в 1937 году, к столетию со дня смерти писателя, при значительной помощи Бориса Томашевского в доме Ришелье открылся музей имени А.С. Пушкина. Правда, экспозиция проработала всего четыре года: с началом войны работу музея приостановили, экспонаты эвакуировали.
Не повезло и даче Томашевских в деревне Коккоз. Как говорится в книге «Таврида: земной Элизий», единственный снаряд, попавший в деревню, уничтожил именно этот дом.
Синяя калитка
После войны Борис Томашевский решил вернуться в Крым, чтобы восстановить музей Пушкина в доме герцога Ришелье. Возвращаться в деревню Коккоз у литературоведа не было ни возможности, ни желания. Зато, как заметила Марина Забродская, у учёного появилась возможность получить в аренду жильё на Южном берегу Крыма.
«В 1947 году Борис Викторович заключил договор с местными властями и арендовал дом №24 по улице Чехова», — добавила председатель ялтинского отделения ВООПИиК.
Правда, как отмечала супруга учёного Ирина Медведева-Томашевская, новый дом семьи с трудом можно было назвать домом. В своём очерке «Синяя калитка» женщина называет арендованное место «послевоенными руинами».
В книге «Таврида: земной Элизий» приводится более точное описание того, что представлял собой дом Томашевских по улице Чехова в Гурзуфе.
«Домик оказался совершенно пустым и без крыши. Состоит он из четырёх помещений — трёх жилых комнат и кухни, двери которых выходят в широкий коридор, и находится на мыске. Участок упирается в высокую скалу, справа и слева от него море. Левее – огромная скала, на которой некогда находилась крепость», —сказано в главе «Гурзуф Томашевских».
В период с 1947 по 1952 годы в гостях у четы Томашевских в Гурзуфе побывало много известных личностей. Тесная дружба связывала семью литературоведов и с ближайшей соседкой, Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой.
Интересно, что первое знакомство с вдовой писателя оказалось для Томашевских не самым удачным. Как вспоминала в очерке «Синяя калитка» Ирина Медведева-Томашевская, история произошла в июне 1947 года, когда они с мужем решили покрасить входную калитку.
«Мы выпросили на лодочной станции ультрамарина и вдохновенно красили свою калитку. <…> И мы не были удивлены, когда явилась к нам старуха, вида зловещего, и не без иронии в маленьких быстрых глазах молвила: “Очень недовольны вашей оградой и калиткой, просили перекрасить в другой цвет”», — писала владелица арендованного дома №24.
Как пояснила изданию краевед Марина Забродская, такую нелестную характеристику Ирина Томашевская дала домоправительнице Ольги Леонардовны, Софье Баклановой, которая и вышла к чете литературоведов, чтобы передать слова хозяйки. Оказалось, что уже долгие годы по традиции на всей улице лишь чеховская калитка имела синий цвет. Из уважения к вдове писателя Томашевские перекрасили свою калитку в светло-зелёный цвет.
Дом тысячи гостей
Несмотря на то, что изначально Борис Томашевский заключал договор аренды на 20 лет, уже в 1952 году местные власти расторгли его в одностороннем порядке. Согласно предположению, которое выдвигалось в книге «Таврида: земной Элизий», муниципалитет решил организовать в доме общежитие для учителей.
«Вполне возможно, свою роль сыграло и то, что незадачливые арендаторы привели развалины без крыши в образцовый порядок», — написано в главе «Гурзуф и Томашевские».
Начиная с 1952 года в доме №24 по улице Чехова действительно стали жить учителя. Но, как рассказала изданию краевед Марина Забродская, спустя какое-то время всем жителям импровизированного общежития выделили квартиры, а двери дома Томашевского заколотили. Примерно в это же время домик на скалах вошёл в состав Гурзуфского отдела дома-музея А.П. Чехова в Ялте.
В девяностые годы, если верить воспоминаниям внучек литературоведа Марии и Анастасии Томашевских, собранным в книге «Таврида: земной Элизий», едва открытый в 1987 году дом-музей Чехова использовал домик Томашевских для размещения гостей, приезжавших в Гурзуф на Пушкинский праздник поэзии каждый июнь.
«В конце 1990-х — начале 2000-х годов активно прорабатывался вопрос об организации там музея Б.В.Томашевского, на доме была помещена его мемориальная доска», — писали внучки в одном из фрагментов книги.
Однако до реализации задуманного так и не дошло. Как рассказала председатель ялтинского отделения ВООПИиК, в украинские времена дом Томашевского внезапно оказался закрыт, и в нём стали отдыхать никому не известные люди. По слухам, участок и здание взяла в аренду тогдашний министр культуры Автономной Республики Крым. В 2014 году арендные договоры были расторгнуты.
А уже в 2015 году дом Томашевского стал главным героем трагикомедии «Сдаётся дом со всеми неудобствами», снятой по мотивам повести Маши Трауб «Домик на юге». По сюжету предприимчивый посредник сдаёт домик у моря сразу нескольким семьям, что приводит к разным комическим ситуациям.
«Дом был в очень хорошем состоянии. Но приехали работники киностудии и всё испортили: для создания образа старого дома они сделали искусственные кракелюры, придали всему ветхий вид. Из белоснежного дом превратился в грязно-бежевый, и в таком виде стоит до сих пор», — поделилась Марина Забродская.
В 2016 году дом Томашевского внесли в Единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Больше фильмов в нём не снимали.
И снова шторм
В прошлом ноябре памятник культуры, как и многие другие ценные исторические объекты в Крыму, стал жертвой непогоды. Как рассказали ForPost в Министерстве культуры Республики Крым в ответ на информационный запрос, дом Томашевского серьёзно пострадал из-за чрезвычайной ситуации – так называемого «шторма века».
«С целью ликвидации последствий из резервного фонда Совета Министров Республики Крым ГБУК РК “Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник” выделены средства на разработку соответствующей научно-проектной документации», — сообщила изданию заместитель министра культуры Крыма Лилия Меметова.
Соответствующее распоряжение ещё летом подписал глава Крыма Сергей Аксёнов. Согласно документу, разработку проекта противоаварийных и консервационных работ доверили ООО «Архимед групп». По данным ЕГРЮЛ, это микропредприятие зарегистрировано в Иркутской области, его основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий.
«Цена контракта — 2,4 миллиона рублей. Предельный срок, на который заключается контракт, — 30 ноября 2024 года», — сказано в распоряжении.
Найти документы, свидетельствующие о других фактах сотрудничества общества с ограниченной ответственностью и крымского правительства, изданию не удалось.
Но пока одни объекты культурного наследия степенно ждут проведения противоаварийных работ, за жизнь других приходится хлопотать правоохранительным органам. Так случилось и в Бахчисарае, где, как рассказывал ForPost, уже долгое время без внимания остаётся особняк купца Пачаджи. Красивое здание обезображено разрухой, вместо окон и дверей — дыры, а по комнатам гуляет ветер.
Елена Фокина
Фото: Полина Ласькова|ForPost, скриншот фильма «Сдаётся дом со всеми неудобствами» (реж. Вера Сторожева, киноконцерн «Мосфильм», киностудия Вертикаль»|YouTube