Россия

Российский авторынок взбодрился — но готов ли «робкий покупатель»?

Цены на новые машины вышли на плато, но всё же будут подрастать.

Российский авторынок взбодрился — но готов ли «робкий покупатель»?
Фото:
коллаж ForPost / Арина Розанова

Продажи новых авто в России в январе 2024 года выросли на 77% по сравнению с январём 2023-го. Об этом сообщило аналитическое агентство «Автотстат».

«Объём реализации новых легковых машин в январе нынешнего года оказывается на 77% больше, чем в январе 2023-го. С другой стороны, он на 7% ниже уровня января 2022 года», — говорится в сообщении агентства.

Лидером продаж среди марок стала отечественная Ladа, а среди моделей — Lada Granta, далее следуют другие модели этой отечественной марки. Общий удельный вес продукции «АвтоВАЗа» в объёме продаж января составил почти 30%, или 22,3 тыс. автомобилей.

Лучшей иномаркой можно назвать Haval — 9,6 тыс. экземпляров, но нужно напомнить, что модель Haval Jolion собирается в России, а их было продано 4,3 тыс.

В лидерах продаж также оказались и «настоящие китайцы», то есть те, что не собираются на территории РФ. Это марки Geely — 9 тыс. шт., Chery — 8,8 тыс. шт., Changan — 4,9 тыс. шт.

К слову, в совокупности они дают 22,7 тыс. проданных машин, что, как видим, даже превышает показатель «АвтоВАЗа».

Похожую статистику даёт и Минпромторг, по данным которого в начале 2024 года продажи новых авто в России выросли на 62% в годовом выражении. Причём лидером продаж остаётся всё та же Lada — 21 тыс. проданных экземпляров.

Хороший результат

По оценкам экспертов, прошлый год действительно показал существенный рост на автомобильном рынке России, что отразилось и на продажах января 2024 года.

«Успешное начало года внушает некоторый оптимизм, при том, что январь с его чередой праздников традиционно считается месяцем сравнительно невысоких продаж. Однако результаты Lada в январе выросли и по сравнению с 2023 годом, и с 2022 годом», — так прокомментировал изданию «Взгляд» эти результаты вице-президент по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа» Дмитрий Костромин.

По словам заместителя главного редактора журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, успех 2023 года, который перешёл и на начало 2024 года, — это во многом результат эффекта низкой базы.

«Нужно понимать, что в начале прошлого года ещё продолжалось падение, которое произошло в 2022 году. Напомню, обрушение началось летом 2022 года — и это были самые тяжёлые месяцы для российского авторынка. Поэтому нынешний рост в 77% в январе 2024 года — это эффект низкой базы января 2023 года. Если же сравнивать с декабрём 2023 года, то роста нет, а есть небольшое падение, что является нормальным, потому что январь никогда не был показательным месяцем для авторынка», — пояснил он в беседе с ForPost.

В Национальном рейтинговогом агентстве (НРА) при этом указали, что в прошлом году к ноябрю продажи новых авто выросли на 65% по сравнению с 11 месяцами 2022 года.

«Однако вернуться на уровень 2021 года не удалось: продажи 2023 года на 40% ниже, чем были в 2021 году (около 1,7 млн машин)», — отметили в НРА.

А что теперь?

В целом, по оценкам экспертов, нынешний год вряд ли покажет столь стремительный рост, какой наблюдался в 2023 году. Во многом росту помешает денежно-кредитная политика ЦБ, то есть высокая ключевая ставка, которая попросту мешает кредитованию при покупке машин.

«Но рынок развивается и будет развиваться. Мой прогноз солидарен с прогнозом «Автостата». Это примерно 15% роста по итогам года, если не будет других потрясений. А они вполне возможны. Например, это может быть существенное колебание курса рубля. В итоге в 2024 году может быть продано от 1 млн. 150 тыс. до 1 млн. 250 тыс. новых машин. Это неплохо, хотя в лучшие годы российский рынок показывал продажи на уровне 3 млн новых машин. Тем не менее, как говорится, для поддержания штанов это уже хорошо», — высказал мнение автоэксперт Игорь Моржаретто.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев спрогнозировал три сценария развития ситуации с продажами новых авто.

«В худшем случае эксперты ожидают падения продаж на 10% от уровня 2023 года, в реалистичном — рост порядка 24%, а в самом лучшем случае — рост на 36%», — отметил он в разговоре со «Взглядом», добавив, что лично придерживается мнения о росте продаж в пределах 10%.

А что с ценами?

По мнению экспертов, рост цен на новые машины сейчас существенно замедлился и, можно сказать, вышел на плато.

«Расти дальше цены будут очень медленно, потому что рынок слабый, а покупатель сейчас робкий. При этом из-за высокой ключевой ставки кредиты стали очень дорогими. Желание производителей поднять цены наталкивается на эти обстоятельства», — пояснил ForPost Игорь Моржаретто.

При этом, по его словам, субсидирование автокредитов со стороны государства не оказывает на рынок существенного влияния.

«Госпрограмма льготного автокредитования, конечно, влияет, но это мизер. Потому что в прошлом году по ней было продано лишь 30 тыс. автомобилей на фоне более 1 млн общего объёма продаж. К слову, в 2024 году на реализацию программы выделено гораздо больше денег, и, скорее всего, по ней будет реализовано примерно 130 тыс. новых машин, но и этот объём не окажет существенного влияния на рынок», — отметил Моржаретто.

Отметим, на 2024–2026 годы на госпрограмму льготного автомобильного кредитования выделено порядка 65 млрд рублей, что позволит реализовать примерно 330 тыс. авто.

Вместе с тем программа действует не для всех, а только для работников сферы медицины и образования, инвалидов, а также для мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту, принимающих участие в СВО и членов их семей.

Базовая скидка на продажную цену составляет 20% годовых, а купить по программе можно только отечественный автомобиль, в том числе и упомянутый выше Haval Jolion российской сборки. Цена авто не должна превышать 2 млн рублей, а первоначальный взнос составляет не менее 10% от стоимости машины.

В то же время, по словам Игоря Моржаретто, набирает обороты сотрудничество банков с автомобильными дилерами, за счёт чего клиентам предлагают пониженные ставки автокредитования.

«Банки работают в контакте с производителями и дистрибьюторами, и они берут на себя часть процентов по кредиту. На практике это выгладит так. Если обычная коммерческая ставка по автокредиту — это примерно 25%, то по подобным программам ставка может составлять, например, 15–19%, но при этом заёмщик на время погашения кредита обязан обслуживать авто у конкретного дилера», — пояснил Игорь Моржаретто.

Андрей Мединский

618
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (1)

Profile picture for user sev-gor-glav-dum
219

"Рост цен на новые машины сейчас существенно замедлился" - то есть за последние 2 года они недостаточно подорожали???

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
830

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
5
986

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
34558

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2410

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
90
9681

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12910