Стоимость автомобилей в России год от года становится всё выше. По данным аналитиков агентства «Автостат», в 2020 году в среднем машины подорожали на 7%, а в 2021 — уже на 18%. В сложном 2022 году рост цен составил 20%, и только за первый квартал нынешнего года средневзвешенная цена авто увеличилась на 11%.
По мнению Союза защиты прав потребителей, на рост стоимости автомобилей влияют не только экономические факторы, но и непомерные аппетиты автодилеров, которые искусственно завышают конечную цену.
Чтобы этого не происходило, в Союзе предложили ограничить финальную наценку 15% от стоимости производителя. Речь идёт только об автомобилях российского производства. Письмо об этом уже направлено в адрес премьера Михаила Мишустина, пишут «Известия».
ForPost пообщался с экспертами о целесообразности этой инициативы.
Много вопросов
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков в разговоре отметил, что инициатива Союза защиты прав потребителей вызывает множество вопросов.
«Эту идею невозможно реализовать, потому что это невозможно полностью контролировать. Например, машина может быть куплена дилером по одной цене, а реализовываться спустя довольно длительное время, потому что не продана по какой-то причине. А нам предлагают поставить наценку к её средней стоимости, хотя к моменту продажи всё уже могло поменяться. Кроме того, цены производителя в принципе могут отличаться для разных дилеров. Как проверить каждый конкретный автомобиль?» — отметил Кадаков.
Кроме того, по его словам, вопрос состоит и в том, что вообще считать российским автомобилем.
«Российская машина — это Lada, ГАЗ и УАЗ? Или это то, что у нас тоже выпускается, например, китайский Haval? Или это какая-то степень локализации производства на территории РФ? Но это всё же детали. Самое главное, что предложенный метод ещё мог бы работать, если бы машин на рынке было много. Но у нас дефицит, а это значит, что всё равно кто-то будет навариваться на этом. Это рыночный механизм — товар будет стоит столько, за сколько его приобретут, а не так, как кто-то захотел», — отметил автоэксперт.
Единственным решением проблемы удорожания авто в России он назвал увеличение производства и насыщение рынка. Пока этого не будет, по словам Кадакова, подобные инициативы выглядят попросту популизмом.
Читайте по теме: В России решили возродить «Оку» — будет ли она маленькой, да удаленькой?
Что говорят дилеры
Дилеры в свою очередь на проблему завышенных цен смотрят очень по-разному.
Как пояснил «Известиям» замглавы по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев, существенно завышают цены «серые» дилеры. Для этого они могут привлекать к кредитованию банки «третьего эшелона», выдающие займы по повышенным ставкам, навязывать допуслуги и опции и так далее.
К слову, крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ сам следит за фактами необоснованного увеличения цен.
Как отмечал глава автоконцерна Максим Соколов, некоторые дилеры существенно завышали стоимость авто с первых дней продаж. В отношении этих фактов производителем проводятся проверки.
По словам гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, как только предложение на рынке становится ограниченным, дилеры пользуются этим и повышают цены. Однако так происходит далеко не всегда, потому что в обратной ситуации продавцы машин, наоборот, теряют.
«Проблема высоких цен возникает волнами. Ведь у нас были периоды, когда дилеры вообще не зарабатывали, только тогда это никого не волновало, никто их не спасал и не говорил, что покупатели должны платить больше. Это были проблемы дилеров. Тогда ради увеличения объёмов продаж они давали большие скидки, бесплатное ТО, дарили шины и так далее. Сейчас ситуация обратная», — отметил в разговоре с ForPost главред журнала «За рулём» Максим Кадаков.
Читайте по теме: «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
Диктат продавца
По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, специфика российского рынка, причём не только автомобильного, но и любого другого, состоит в том, что на нём присутствует монополистический диктат продавца.
«Но при этом речь не может идти об ограничении цены и установлении предельной надбавки к цене производителя. По сути — это вторжение в рыночные механизмы. Мы должны ограничить аппетиты дилеров, иными словами, порог должен определяться не как разница с ценой производителя, а как заработок самого дилера. Таким образом, мы сможем не допускать монополистических перекосов, но при этом дадим нормально заработать дилерам, не допуская получения сверхприбыли», — пояснил в беседе с ForPost экономист.
По словам Беляева, следить за этим должна Федеральная антимонопольная служба, это её прямая обязанность.
Читайте по теме: Должны ли китайские машины в России стоить на 1 млн рублей меньше
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
А контролировать и реализовать не просто, а ОЧЕНЬ просто. Надо чтобы завод просто продавал автомобиль прямо с завода потребителю, с доставкой до указанного потребителем дилера.
Вот и все. Зашел на сайт "Автоваза" заказал авто с доставкой, цену тебе определил завод. А дилер может предложить свои допы. Хочешь - бери без допов по заводской цене, скажем +5-10% дилерских, хочешь - бери допы без наценки.