Россия

Почему у российского автопрома всё хорошо только на бумаге?

Отрасли никак не удаётся полноценно восстановиться.

Почему у российского автопрома всё хорошо только на бумаге?
Фото:
ForPost

Несмотря на заверения властей о восстановлении отечественного автопрома, дела в отрасли по-прежнему идут далеко не так, как хотелось бы.

В этом материале ForPost расскажет, с какими проблемами приходится сталкиваться отечественным производителям машин, и, прежде всего, флагману автопрома — компании АвтоВАЗ.

Позитивные отчёты

В октябре вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров докладывал президенту Владимиру Путину о практически полном восстановлении автомобильной промышленности в России.

Об этом же в ноябре сказал в Совете Федерации заместитель Мантурова Альберт Каримов, по словам которого за десять месяцев с начала года в РФ продано 567 тыс. автомобилей, что превышает прошлогодний показатель на 10%.

Выросли и планы по производству машин у флагмана отечественного автопрома компании АвтоВАЗ. В нынешнем году было запланировано выпустить с конвейера 400 тыс. новых авто против 188 тыс. годом ранее. К слову, прошлый год для компании был действительно провальным, потому что объём выпущенных машин оказался на 46% ниже прошлых значений.

Прошлогодние показатели, конечно, объясняются просто — всё дело в санкциях, лишивших российский автопром импортных комплектующих, а также в уходе с рынка РФ западных брендов и экономической нестабильности в целом.

На этом фоне сообщения о восстановлении отрасли выглядят более чем оптимистично. Хотя как пояснил ForPost главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, позитивные изменения видны лишь на фоне прошлогоднего провала.

«Конечно, если в 2022 году ничего не было, то сейчас любой рост кажется достижением. Но если сравнить с постковидным 2021 годом, который тоже был очень проблемным, когда комплектующих не хватало по всему миру, то никакого роста российского автопрома нет. И это очевидно», — пояснил автоэксперт.

Читайте по теме: Обнародована цена самой дорогой Lada Vesta в версии Sportline Black

А как на деле?

В реальности говорить о полном восстановлении российского автопрома пока точно рано. Более того, даже планам на нынешний год суждено сбыться только отчасти.

Президент АвтоВАЗа Максим Соколов уже заявил, что планы по выпуску новых авто в нынешнем году пришлось снизить на 10%. Кроме того, пришлось сместить во времени и выпуск некоторых новых моделей.

Причина такого положения дел кроется в том, что иностранные транзакции АвтоВАЗа попали под санкции. Причём речь идёт не только о расчётах с недружественными странами, но и об угрозе применения вторичных санкций в отношении лояльных к России партнёров.

«Иностранные банки просто блокируют как наши исходящие платежи, так и в сторону АвтоВАЗа, если говорить об экспортной продукции», — сообщил глава автоконцерна Соколов.

Рассказал Максим Соколов и о сложностях с финансами. Дело в том, что концерн имеет большие кредитные обязательства, часть которых досталась от ушедшего из России Renault. А в условиях высокой ключевой ставки ЦБ АвтоВАЗу ещё сложнее привлекать инвестиции в производство. По словам главы АвтоВАЗа, процентные обязательства компании перед кредиторами в 2024 году составят 20 млрд рублей.

«Эти деньги не пойдут на инвестиции и другую производственную программу АвтоВАЗа. Мы будем вынуждены платить по кредитам», — резюмировал он.

Читайте по теме: «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?

Денег нет

В этих обстоятельствах АвтоВАЗу ничего не остаётся, как просить поддержки у властей.

В частности, речь идёт о переносе сроков уплаты утилизационного сбора.

«В переносе сроков уплаты утилизационного сбора нет ничего нового, потому что такая практика уже применяется. Дело в том, что утильсбор платится раз в квартал, а потом эти средства возвращаются в виде промышленных субсидий. Но если его платить в конце года, то эти деньги можно пустить на развитие производства, уплату зарплат и обслуживание долгов. Эта практика применяется и в нынешнем году, то же самое было и в предыдущие годы», — пояснил Максим Кадаков.

Он высказал уверенность, что перенос срока уплаты утилизационного сбора на конец года будет применен и в 2024 году. По данным «Известий», проект постановления об этом уже успешно согласовывается в министерствах.

«Документ будет рассмотрен максимально быстро», — цитирует издание слова директора департамента транспорта аппарата правительства России Анатолия Мещерякова.

Читайте по теме: Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?

Локализуйтесь!

Помимо этого, глава АвтоВАЗа Максим Соколов просит усилить контроль над локализацией производства иностранных (можно читать — китайских) машин в России. Потому что зачастую под сборкой авто скрывается их банальный импорт. В конечно счёте, по мнению Соколова, это ведёт к технологической зависимости.

«Низколокализованные сборщики не дают никакой добавочной и прибавочной стоимости на территории России. Как правило, не инвестируют в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и локализацию, не развивают инженерные компетенции», — пояснил глава АвтоВАЗа.

По мнению Соколова, усиление этого контроля позволит не допускать производства с низкой локализацией к госпрограммам поддержки российского автопрома.

«Дело в том, что машины Evolute, ''Москвич'', отчасти ''Автотор'' — это крупноузловая сборка. На деле локализованные производства автомобилей — это АвтоВАЗ, частично Haval и отчасти УАЗ. В этом смысле Соколов прав, потому что локализованные производства вкладывают свои средства, а кто-то этого не делает. При этом в программу государственного автокредитования допущено ограниченное число автомобилей. Но сделано исключение для электромобилей ''Москвич'' и Evolute. Соколов в преддверии запуска электрического Largus вполне справедливо говорит о том, что низкая локализация не должна участвовать в госкредитовании. Ведь e-Largus будет самым локализованным в России электромобилем, но при нынешнем положении дел он оказывается в тех же условиях, что и нелокализованные электромобили», — отметил главред журнала «За рулём» Максим Кадаков.

Читайте по теме: «Лада» с двойным дном: российская марка может стать китайской машиной «Дунфэн»

Сложные перспективы

По мнению Кадакова, в следующем году российский автопром всё так же ждут нелёгкие времена.

«Как видим, сейчас у АвтоВАЗа возникли проблемы с платежами. До сих пор полностью не закрыт вопрос с комплектующими. Кроме того, нет никаких прорывных результатов. Например, российский автопром не представил какой-то новый двигатель или технологию. В этих условиях следующий год тоже не обещает быть простым», — высказал мнение Максим Кадаков.

По его словам, с учётом существующих ограничений и проблем в следующем году АвтоВАЗ может выйти на выпуск 500 тыс. новых машин, хотя продать в реальности можно и больше.

Читайте по теме: «Москвич» готовится выпустить на дороги России новое китайское чудо

Андрей Мединский

872
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Николай Орлов
2569

Если цены на машины подняли как минимум в 1,5 раза, то о чём разговор?

Profile picture for user ulogin_yandex_81250142
983

А моё мнение такое - пока все рабы на галерах во главе с гарантом реально, а не на бумаге, пересядут на продукцию автоваза (с большой буквы рука не поднимается), вот тогда может быть и будут какие то подвижки.

Profile picture for user Александр Царицын
8303

Машины не лучше китайских. Единственный  положительный момент  то, что можно найти запчасти в любом магазине.

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1494

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
523