Севастополь

Пятьдесят учёных бьются над загадкой Севастополя

Вчера они презентовали первые результаты работы над трёхтомником по истории города.

Пятьдесят учёных бьются над загадкой Севастополя
Фото:
Людмила Шаблевская

Вчера в библиотеке им. Толстого состоялась презентация трёхтомной монографии по истории Севастополя, которая создаётся по инициативе севастопольского отделения Российского исторического общества. О том, что будет собой представлять этот труд, мы писали в октябре 2018 года, когда трёхтомник ещё задумывался как двухтомник. Анонсировал его тогда председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. А примерно через полгода руководитель регионального отделения РОО Екатерина Алтабаева подписала трёхстороннее соглашение о сотрудничестве с представителями Фонда «История Отечества» и Института российской истории РАН.

Предполагаемый общий объём трёхтомника — 4 млн печатных знаков (около 1100 книжных страниц). Основным источником финансирования проекта являются средства фонда «История Отечества» и АО «Объединённая судостроительная корпорация». Организационную поддержку проекта осуществляют Севастопольский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова и МИМК «35-я береговая батарея», консультационную — Институт российской истории РАН. Работа над монографией велась более года, и вот вчера организаторы работы и авторы собрались, чтобы ответить на вопросы севастопольцев.

Вопросов было не слишком много: все понимают, насколько сложная задача стоит перед авторами. Материалов по истории города огромное количество, в том числе и тех, что никогда ещё не публиковались. Вычленить главное не просто трудно — думать, насколько ценная информация остаётся за кадром, по-настоящему больно.

«История Севастополя за эти годы вместила в себя так много, что рассказать обо всём в рамках монографии невозможно. Один только пример — работа до 2014 года общественных организаций, которые помогали возвращению Севастополя и Крыма в состав России», — говорит руководитель проекта, директор МИМК «35-я батарея» Валерий Володин.

На начало 2000 года, добавляет Валерий Иванович, в Севастополе было зарегистрировано 383 общественных организации. И это только один пример, а их множество. Есть, например, бесценные воспоминания участников второй обороны Севастополя. Поэтому в процессе работы многократно высказывались пожелания не ограничиваться монографией и создать хотя бы электронную хрестоматию, которая вместила бы уникальные документы и свидетельства. Необходим, уверены участники пресс-конференции, и музей истории Севастополя.

Один из первых вопросов касался стиля, которым будет написан масштабный исторический труд. Будет ли он понятен молодёжи и школьникам, интересно ли будет его читать?

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений филиала МГУ в городе Севастополе Вадим Хапаев заверил, что коллектив сделает для этого всё возможное.

«Мы боремся и поборем ситуацию для того, чтобы текст был понятным», — сказал он.

Для издания первого тома, текст которого написан полностью, будут использованы средства Фонда президентских грантов. Однако до завершения работы над монографией, подчёркивает Екатерина Алтабаева, ещё очень и очень далеко: авторские тексты нужно отредактировать, снабдить иллюстрациями и картами. Что касается авторского коллектива, он, по словам Екатерина Борисовны, отбирался по единственному критерию: научной состоятельности и погружённости в ту эпоху, о которой автору предстояло писать.

«Авторский коллектив составляет около 50 человек, и в абсолютном большинстве это севастопольские историки. Есть отдельная группа авторов, которые писали главу о природе Севастополя — это кандидаты и доктора географических и биологических наук», — говорит Вадим Хапаев.

Есть в составе авторского коллектива и несколько учёных из других городов. Например, раздел по генуэзскому и феодорийскому периодам пишет ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Виктор Мыц. Зато второй и третий тома, которые начинаются с момента создания Севастополя, написаны полностью севастопольскими авторами или теми, кто жил и работал здесь бóльшую часть своей жизни. Промежуточным результатом работы, по словам Вадима Хапаева, он доволен.

«Есть качественные научные тексты, и сделано это очень быстро. Когда мы сообщаем своим коллегам из других регионов, что такая работа сделана за год, они не верят. Это севастопольский энтузиазм в чистом виде», — говорит он.

Главное, что хотелось бы подчеркнуть — это цель, о которой говорили сразу несколько выступающих: монография должна дать читателю понимание — что же такое город Севастополь. И добавить к этому нечего.

 

Ольга Смирнова

По заказу БФ "35-я Береговая Батарея"

5196
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (23)

Profile picture for user Школа-жизни
152

Будет ли он понятен молодёжи и школьникам, интересно ли будет его читать?

А для кого, как не для молодёжи такие книги надо писать? Как им историю преподадут, так они нам старость и обеспечат.

Profile picture for user ulogin_facebook_265313147262813
111

Главное, чтобы не получилась "История СССР с древнейших времен до конца XVIII века" (Рыбаков Б.А. (ред.) Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1983)

Profile picture for user витюха
208

Взгляд на историю нынешнего руководства страны.

Profile picture for user Andronson
78

Бьются, бьются, да никак не убьются))) А, вообще то, кто платит, тот и заказывает музыку.

Profile picture for user Банщик
24591

Пятьдесят учёных бьются

После первой обороны осталось 10 тысяч населения. После второй тоже 10 тысяч.Почти всех поубивали, а Севастополь остался русским.Вот это загадка для Запада...haha

Profile picture for user gevi
1876

to Anton Konstantinov:  От этого уклоняться точно не будут.  Переписывание Нового Российского Завета  дело и хлебное, и надёжное.

Profile picture for user Н_иколай
1579

"А для кого, как не для молодёжи такие книги надо писать? Как им историю преподадут, так они нам старость и обеспечат." К сожалению, писать для молодежи и "моложежь читает"  - это две большие разницы, как говорили в Одессе. В настоящее время у многих школьников и студентов сформировалось клиповое мышление, то есть они вопринимают мир в виде коротких, ярких строк, эпизодов. Всё, что длинее -  они оставляют "за бортом". Но, если ввести моду на цитирование страниц этой книги, сделать желательной ссылки на неё, как авторитета, то школьник и студенты читать будут. Хотя бы выборочно. А это уже наше с вами, дорогие форпостовцы, дело. Главное, сделать книгу доступной для всех.

Profile picture for user MOY KUN
43

Необходим, уверены участники пресс-конференции, и музей истории Севастополя.

 Будет ли он понятен молодёжи и школьникам, интересно ли будет его читать?

Нужен талант уровня Валентина Пикуля для описания  истории всех значимых усилий русских организаций приведших в результате к триумфу Русской весны. Нужен и музей "Русской весны" где хранить артефакты и видеоматериалы этапов борьбы с насильственной украинизацией великого Русского города.

Profile picture for user Город Севастополь
2189

К Русской весне Севастополь вели множество общественных организаций, ветераны, флот, казаки, церковь и все Севастопольцы! Надеюсь обо всех и напишут. 

Profile picture for user Мимо проходил
58

to Школа-жизни (Севастополь)

А для кого, как не для молодёжи такие книги надо писать? Как им историю преподадут, так они нам старость и обеспечат.

Выходит, написание истории - дело меркантильное? Чтоб обеспечить себе старость?

А если завтра появится ментально и идеологически другая группа людей, видящая или воспринимающая события с другой точки зрения или ракурса? И перепишут уже переписанную историю уже для "обеспечения" своей старости?

А что, история Севастополя ещё не написана?  Или мы, сегодняшние,  лучше знаем Севастополь, чем его знали современники?  Думаю, нам бы разобраться в своей, сего-денной истории. Потому как именно события сегодняшнего дня творят историю завтрашнего Севастополя. Которую нам, сегодняшним, не дано знать.

Profile picture for user Мимо проходил
58

все понимают, насколько сложная задача стоит перед авторами. Материалов по истории города огромное количество, в том числе и тех, что никогда ещё не публиковались.

Возникает вопрос: Почему она не публиковалась? По какой причине? Но тогда публикация этих материалов вызовет  изменение уже принятой обществом истории, то есть ее "искажение", как буква (или слово), вставленные в хорошо знакомое слово (или предложение) - коренным образом может изменить их значение.

Вычленить главное не просто трудно — думать, насколько ценная информация остаётся за кадром, по-настоящему больно.

Тогда будущие историки, подняв "оставленную за кадром" ценную информацию, в свете вновь открывшихся обстоятельств  "подправят" нашу историю, что собственно и происходило всегда и происходит сейчас.  Ведь совсем недавно Ленин был для нас всем, а его слова - молитвой, то сегодня он уже воспринимается как не очень хорошим человеком.  В прошлой истории, где престол держатели России характеризовались как душители народа - сегодня отмываются и отношение наше к ним стало значительно теплее (если мягко сказать). В прошлой истории религию считали опиумом для народа и расстреливали священнослужителей, в современной истории - не требует напоминания...И так далее...

Profile picture for user Школа-жизни
152

to Мимо проходил:  Вы хоть читаете, что сами пишете? Если бы мой дед и мой отец не рассказывали мне о своих родителях и дедах, переживших кто первую, кто вторую оборону города, если б они мне не рассказывали о городе-герое то, чего нет в учебниках, в т.ч. и много существующих баек о городе, тем самым привив мне с малых лет любовь к городу-герою и уважение к старшему покалению, которым я горжусь, то и не мечталось бы мне о Русской весне 23 года. А вот для таких как Вы, видимо только меркантильность во всём и видится.

         Не хотелось бы мне, чтоб мои внуки с фашизмом заигрывать начали, не зная подлинной истории города-героя и своих предков.  Вот о какой старости я пишу. 

Profile picture for user kostoprav
6245

50 ученых умов пытаются впихнуть Русскую весну под руководством Меняйло и Овсянникова? 

Profile picture for user sapun
7900

Когда книгу пишут 50 авторов, это не книга, а энциклопедия!

Profile picture for user Мимо проходил
58

to Школа-жизни (Севастополь)  Вы хоть читаете, что сами пишете?

А Вы уверенны, что прочитали именно то, что там было написано?  Ведь у людей по-разному устроено восприятие. Восприятие цвета, восприятие жизни и соответственно, восприятие написанного… Если бы наши деды громящие в своей молодости  церкви, расстреливающие священников узнали что мы сейчас "творим" - они бы из гробов повставали…  И странного в этом ничего нет. Они были в плену той идеологии. А для человека очень трудно изменить своё мышление, иногда даже невозможно.  Как сказал Козьма Прутков: "Человек - что сосиска. Чем его напихают - с тем и ходит". И далеко не каждый  может перетряхнуть себя в свете вновь открывшихся обстоятельств.

привив мне с малых лет любовь к городу-герою и уважение к старшему покалению, которым я горжусь, 

На ветках этого Форума очень многие клянутся в любви к городу, но именно с нашего молчаливого согласия  Севастополя в Севастополе остаётся все меньше и меньше.

В "уважении к старшим" клянутся все, включая власть города,  но замечается это уважение в основном на 9 мая, в День Победы.. И это красочно подтверждает Вами помещенная фотография.  У тех, кого мы победили, инвалиды (тем более участники войны) на подшипниках не ездят.

Profile picture for user Школа-жизни
152

to Мимо проходил:  

У тех, кого мы победили, инвалиды (тем более участники войны) на подшипниках не ездят.

Мои Деды отстояли  Севастополь и приняли участие в моем воспитании. К моему сожалению и наверное к Вашему счастью их уже нет в живых. Но я уверен, если бы я им показал то, что вы здесь пишите, они мне бы рассказали, как они поступали с провокаторами на фронте. 

 

Profile picture for user Мимо проходил
58

to Школа-жизни (Севастополь)

Мои Деды отстояли  Севастополь и приняли участие в моем воспитании.

На русском языке более правильно было бы сказать ОТСТАИВАЛИ, но не отстояли. Ну так получилось. И мой отстаивал, не Севастополь, но не вернулся. Второй вернулся и рассказывал жестокую правду о войне, о человеческой мерзости, которая она высветила и которую мы лишь только сейчас как-бы начали узнавать, да и то, частично.  Военные архивы тех лет ещё не раскрыты.. . И воевали не только наши деды.

И ведите предметный разговор, а не бросайте эмоции.. Цитируйте фрагмент, с которым Вы не согласны и аргументируйте его ошибочность. Только не своими эмоциями. Эмоции - это не константа, а очень непостоянная и мимолётная величина и не всегда адекватно описывающая текущий вопрос…

А то, что наши деды и прадеды до сих пор живут в таких нынешних условиях  - это наш позор, это мы, живущие, их "внучки" обеспечили им, выжившим, такую старость. Сплошь и рядом на уровне прожиточного минимума.

И хватит козырять заслугами наших дедов. Мы, нынешние, чем можем похвастаться?

Profile picture for user Н_иколай
1579

to Мимо проходил:  

Что Вы, уважаемый, сделали лично, чтобы ветераны Великой Отечественной войны и их потомки жили достойно? Если Вы обвиняете кого-то, то, наверное, имеете какое-то внутренне право на это? Если не имеете, то лучше  скорбно промолчать.Иначе это назвается демагогией. Лично я помню себя на бесконечных субботниках и воскресниках в 70-е и 80-е годы. А Вы?

Profile picture for user Мимо проходил
58

to Н_иколай (Севастополь)

Что Вы, уважаемый, сделали лично, чтобы ветераны Великой Отечественной войны и их потомки жили достойно?

Зачем задавать вопрос, ответ на который Вы проверить не сможете,  ответ на который  Вам ничего не даст, да и не нужен. Заполнить пустое место или для проформы? Или просто вопросом ответить на мой вопрос:

И хватит козырять заслугами наших дедов. Мы, нынешние, чем можем похвастаться?

А то, что наши деды и прадеды до сих пор живут в таких нынешних условиях  - это наш позор, это мы, живущие, их "внучки" обеспечили им, выжившим, такую старость. Сплошь и рядом на уровне прожиточного минимума.

Если Вы обвиняете кого-то, то, наверное, имеете какое-то внутренне право на это?

И где-же Вы увидели, что я обвиняю, и кого? Я лишь веду разговор, высказывая то, что думаю. Не согласны - возражайте. Это принцип спора, в котором может и родится истина.  Внутреннее право каждого человека - возражать тому, с чем не согласен.

И я не об ком, а об обществе нашем, во многом чёрством, бездушном, в том числе и к ветеранам.

Лично я помню себя на бесконечных субботниках и воскресниках в 70-е и 80-е годы. А Вы?

Субботники, воскресники - своеобразный ритуал советского времени, как правило связанный с коллективной пьянкой, завершающей этот ритуал.  Обычно им затыкали недоделы, которые оставались в результате недовыполнения своих трудовых обязанностей ответственными должностными лицами.

Только каким образом эти "бесконечные субботники и воскресники" спасли страну от гибели?

Profile picture for user Н_иколай
1579

to Мимо проходил:  

Согласен с Вами, что субботники не спасли страну от развала. Но мы тогда хоть что-то делали.

Profile picture for user Школа-жизни
152

to Мимо проходил:

 

«Желчь и горечь - это исповедь человека, который вдруг понял, что не на то потратил жизнь – ломая и разрушая, отрицая и ничего не предлагая взамен».© 

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
16
479

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1454

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3481