Вчера в библиотеке им. Толстого состоялась презентация трёхтомной монографии по истории Севастополя, которая создаётся по инициативе севастопольского отделения Российского исторического общества. О том, что будет собой представлять этот труд, мы писали в октябре 2018 года, когда трёхтомник ещё задумывался как двухтомник. Анонсировал его тогда председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. А примерно через полгода руководитель регионального отделения РОО Екатерина Алтабаева подписала трёхстороннее соглашение о сотрудничестве с представителями Фонда «История Отечества» и Института российской истории РАН.
Предполагаемый общий объём трёхтомника — 4 млн печатных знаков (около 1100 книжных страниц). Основным источником финансирования проекта являются средства фонда «История Отечества» и АО «Объединённая судостроительная корпорация». Организационную поддержку проекта осуществляют Севастопольский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова и МИМК «35-я береговая батарея», консультационную — Институт российской истории РАН. Работа над монографией велась более года, и вот вчера организаторы работы и авторы собрались, чтобы ответить на вопросы севастопольцев.
Вопросов было не слишком много: все понимают, насколько сложная задача стоит перед авторами. Материалов по истории города огромное количество, в том числе и тех, что никогда ещё не публиковались. Вычленить главное не просто трудно — думать, насколько ценная информация остаётся за кадром, по-настоящему больно.
«История Севастополя за эти годы вместила в себя так много, что рассказать обо всём в рамках монографии невозможно. Один только пример — работа до 2014 года общественных организаций, которые помогали возвращению Севастополя и Крыма в состав России», — говорит руководитель проекта, директор МИМК «35-я батарея» Валерий Володин.
На начало 2000 года, добавляет Валерий Иванович, в Севастополе было зарегистрировано 383 общественных организации. И это только один пример, а их множество. Есть, например, бесценные воспоминания участников второй обороны Севастополя. Поэтому в процессе работы многократно высказывались пожелания не ограничиваться монографией и создать хотя бы электронную хрестоматию, которая вместила бы уникальные документы и свидетельства. Необходим, уверены участники пресс-конференции, и музей истории Севастополя.
Один из первых вопросов касался стиля, которым будет написан масштабный исторический труд. Будет ли он понятен молодёжи и школьникам, интересно ли будет его читать?
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений филиала МГУ в городе Севастополе Вадим Хапаев заверил, что коллектив сделает для этого всё возможное.
«Мы боремся и поборем ситуацию для того, чтобы текст был понятным», — сказал он.
Для издания первого тома, текст которого написан полностью, будут использованы средства Фонда президентских грантов. Однако до завершения работы над монографией, подчёркивает Екатерина Алтабаева, ещё очень и очень далеко: авторские тексты нужно отредактировать, снабдить иллюстрациями и картами. Что касается авторского коллектива, он, по словам Екатерина Борисовны, отбирался по единственному критерию: научной состоятельности и погружённости в ту эпоху, о которой автору предстояло писать.
«Авторский коллектив составляет около 50 человек, и в абсолютном большинстве это севастопольские историки. Есть отдельная группа авторов, которые писали главу о природе Севастополя — это кандидаты и доктора географических и биологических наук», — говорит Вадим Хапаев.
Есть в составе авторского коллектива и несколько учёных из других городов. Например, раздел по генуэзскому и феодорийскому периодам пишет ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Виктор Мыц. Зато второй и третий тома, которые начинаются с момента создания Севастополя, написаны полностью севастопольскими авторами или теми, кто жил и работал здесь бóльшую часть своей жизни. Промежуточным результатом работы, по словам Вадима Хапаева, он доволен.
«Есть качественные научные тексты, и сделано это очень быстро. Когда мы сообщаем своим коллегам из других регионов, что такая работа сделана за год, они не верят. Это севастопольский энтузиазм в чистом виде», — говорит он.
Главное, что хотелось бы подчеркнуть — это цель, о которой говорили сразу несколько выступающих: монография должна дать читателю понимание — что же такое город Севастополь. И добавить к этому нечего.
Ольга Смирнова
По заказу БФ "35-я Береговая Батарея"
Обсуждение (23)
А для кого, как не для молодёжи такие книги надо писать? Как им историю преподадут, так они нам старость и обеспечат.
Главное, чтобы не получилась "История СССР с древнейших времен до конца XVIII века" (Рыбаков Б.А. (ред.) Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1983)
Сообщите где будет продажа!
Взгляд на историю нынешнего руководства страны.
Бьются, бьются, да никак не убьются))) А, вообще то, кто платит, тот и заказывает музыку.
После первой обороны осталось 10 тысяч населения. После второй тоже 10 тысяч.Почти всех поубивали, а Севастополь остался русским.Вот это загадка для Запада...
to Anton Konstantinov: От этого уклоняться точно не будут. Переписывание Нового Российского Завета дело и хлебное, и надёжное.
"А для кого, как не для молодёжи такие книги надо писать? Как им историю преподадут, так они нам старость и обеспечат." К сожалению, писать для молодежи и "моложежь читает" - это две большие разницы, как говорили в Одессе. В настоящее время у многих школьников и студентов сформировалось клиповое мышление, то есть они вопринимают мир в виде коротких, ярких строк, эпизодов. Всё, что длинее - они оставляют "за бортом". Но, если ввести моду на цитирование страниц этой книги, сделать желательной ссылки на неё, как авторитета, то школьник и студенты читать будут. Хотя бы выборочно. А это уже наше с вами, дорогие форпостовцы, дело. Главное, сделать книгу доступной для всех.
Нужен талант уровня Валентина Пикуля для описания истории всех значимых усилий русских организаций приведших в результате к триумфу Русской весны. Нужен и музей "Русской весны" где хранить артефакты и видеоматериалы этапов борьбы с насильственной украинизацией великого Русского города.
К Русской весне Севастополь вели множество общественных организаций, ветераны, флот, казаки, церковь и все Севастопольцы! Надеюсь обо всех и напишут.
to Школа-жизни (Севастополь)
Выходит, написание истории - дело меркантильное? Чтоб обеспечить себе старость?
А если завтра появится ментально и идеологически другая группа людей, видящая или воспринимающая события с другой точки зрения или ракурса? И перепишут уже переписанную историю уже для "обеспечения" своей старости?
А что, история Севастополя ещё не написана? Или мы, сегодняшние, лучше знаем Севастополь, чем его знали современники? Думаю, нам бы разобраться в своей, сего-денной истории. Потому как именно события сегодняшнего дня творят историю завтрашнего Севастополя. Которую нам, сегодняшним, не дано знать.
Возникает вопрос: Почему она не публиковалась? По какой причине? Но тогда публикация этих материалов вызовет изменение уже принятой обществом истории, то есть ее "искажение", как буква (или слово), вставленные в хорошо знакомое слово (или предложение) - коренным образом может изменить их значение.
Тогда будущие историки, подняв "оставленную за кадром" ценную информацию, в свете вновь открывшихся обстоятельств "подправят" нашу историю, что собственно и происходило всегда и происходит сейчас. Ведь совсем недавно Ленин был для нас всем, а его слова - молитвой, то сегодня он уже воспринимается как не очень хорошим человеком. В прошлой истории, где престол держатели России характеризовались как душители народа - сегодня отмываются и отношение наше к ним стало значительно теплее (если мягко сказать). В прошлой истории религию считали опиумом для народа и расстреливали священнослужителей, в современной истории - не требует напоминания...И так далее...
to Мимо проходил: Вы хоть читаете, что сами пишете? Если бы мой дед и мой отец не рассказывали мне о своих родителях и дедах, переживших кто первую, кто вторую оборону города, если б они мне не рассказывали о городе-герое то, чего нет в учебниках, в т.ч. и много существующих баек о городе, тем самым привив мне с малых лет любовь к городу-герою и уважение к старшему покалению, которым я горжусь, то и не мечталось бы мне о Русской весне 23 года. А вот для таких как Вы, видимо только меркантильность во всём и видится.
Не хотелось бы мне, чтоб мои внуки с фашизмом заигрывать начали, не зная подлинной истории города-героя и своих предков. Вот о какой старости я пишу.
50 ученых умов пытаются впихнуть Русскую весну под руководством Меняйло и Овсянникова?
Когда книгу пишут 50 авторов, это не книга, а энциклопедия!
А Вы уверенны, что прочитали именно то, что там было написано? Ведь у людей по-разному устроено восприятие. Восприятие цвета, восприятие жизни и соответственно, восприятие написанного… Если бы наши деды громящие в своей молодости церкви, расстреливающие священников узнали что мы сейчас "творим" - они бы из гробов повставали… И странного в этом ничего нет. Они были в плену той идеологии. А для человека очень трудно изменить своё мышление, иногда даже невозможно. Как сказал Козьма Прутков: "Человек - что сосиска. Чем его напихают - с тем и ходит". И далеко не каждый может перетряхнуть себя в свете вновь открывшихся обстоятельств.
На ветках этого Форума очень многие клянутся в любви к городу, но именно с нашего молчаливого согласия Севастополя в Севастополе остаётся все меньше и меньше.
В "уважении к старшим" клянутся все, включая власть города, но замечается это уважение в основном на 9 мая, в День Победы.. И это красочно подтверждает Вами помещенная фотография. У тех, кого мы победили, инвалиды (тем более участники войны) на подшипниках не ездят.
to Мимо проходил:
Мои Деды отстояли Севастополь и приняли участие в моем воспитании. К моему сожалению и наверное к Вашему счастью их уже нет в живых. Но я уверен, если бы я им показал то, что вы здесь пишите, они мне бы рассказали, как они поступали с провокаторами на фронте.
На русском языке более правильно было бы сказать ОТСТАИВАЛИ, но не отстояли. Ну так получилось. И мой отстаивал, не Севастополь, но не вернулся. Второй вернулся и рассказывал жестокую правду о войне, о человеческой мерзости, которая она высветила и которую мы лишь только сейчас как-бы начали узнавать, да и то, частично. Военные архивы тех лет ещё не раскрыты.. . И воевали не только наши деды.
И ведите предметный разговор, а не бросайте эмоции.. Цитируйте фрагмент, с которым Вы не согласны и аргументируйте его ошибочность. Только не своими эмоциями. Эмоции - это не константа, а очень непостоянная и мимолётная величина и не всегда адекватно описывающая текущий вопрос…
А то, что наши деды и прадеды до сих пор живут в таких нынешних условиях - это наш позор, это мы, живущие, их "внучки" обеспечили им, выжившим, такую старость. Сплошь и рядом на уровне прожиточного минимума.
И хватит козырять заслугами наших дедов. Мы, нынешние, чем можем похвастаться?
to Мимо проходил:
Что Вы, уважаемый, сделали лично, чтобы ветераны Великой Отечественной войны и их потомки жили достойно? Если Вы обвиняете кого-то, то, наверное, имеете какое-то внутренне право на это? Если не имеете, то лучше скорбно промолчать.Иначе это назвается демагогией. Лично я помню себя на бесконечных субботниках и воскресниках в 70-е и 80-е годы. А Вы?
to Н_иколай (Севастополь)
Зачем задавать вопрос, ответ на который Вы проверить не сможете, ответ на который Вам ничего не даст, да и не нужен. Заполнить пустое место или для проформы? Или просто вопросом ответить на мой вопрос:
И хватит козырять заслугами наших дедов. Мы, нынешние, чем можем похвастаться?
А то, что наши деды и прадеды до сих пор живут в таких нынешних условиях - это наш позор, это мы, живущие, их "внучки" обеспечили им, выжившим, такую старость. Сплошь и рядом на уровне прожиточного минимума.
И где-же Вы увидели, что я обвиняю, и кого? Я лишь веду разговор, высказывая то, что думаю. Не согласны - возражайте. Это принцип спора, в котором может и родится истина. Внутреннее право каждого человека - возражать тому, с чем не согласен.
И я не об ком, а об обществе нашем, во многом чёрством, бездушном, в том числе и к ветеранам.
Субботники, воскресники - своеобразный ритуал советского времени, как правило связанный с коллективной пьянкой, завершающей этот ритуал. Обычно им затыкали недоделы, которые оставались в результате недовыполнения своих трудовых обязанностей ответственными должностными лицами.
Только каким образом эти "бесконечные субботники и воскресники" спасли страну от гибели?
to Мимо проходил:
Согласен с Вами, что субботники не спасли страну от развала. Но мы тогда хоть что-то делали.
to Мимо проходил:
«Желчь и горечь - это исповедь человека, который вдруг понял, что не на то потратил жизнь – ломая и разрушая, отрицая и ничего не предлагая взамен».©