На фоне трагедии с беспилотниками, вылетевшими из кузова фуры, общественность обеспокоилась вопросом обеспечения безопасности грузоперевозок. В Правительство РФ поступило обращение о внесении поправок в разрабатываемый законопроект. В чём суть предлагаемых изменений и где на самом деле притаилась угроза, выяснял ForPost.
Анонимные грузы
О том, что в России хотят ввести дополнительные меры контроля за грузоперевозками, стало известно недавно. По данным издания «Известия», в конце июня Общественная потребительская инициатива обратилась в Правительство России с просьбой обязать цифровые биржи перевозок проверять своих заказчиков и поставщиков на легальность. Таким образом планируют избавиться от злоумышленников, которые могут использовать платформы для отправки запрещённых грузов и контрабанды.
«В законопроекте о реестре грузоперевозчиков, который рассматривается Госдумой, отсутствует обязанность транспортно-логистических платформ (бирж грузоперевозок, агрегаторов заказов и т.п.) проверять легальность допускаемых на свои площадки заказчиков и исполнителей», — процитировало издание письмо ОПИ к правительству.
Однако за благородной, на первый взгляд, инициативой общественников стоит непонимание работы системы грузоперевозок. Таким мнением в беседе с ForPost поделился глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым и бывший министр транспорта региона Анатолий Цуркин.
По словам специалиста, на данный момент в России существует всего несколько крупных площадок, которые выступают посредниками между владельцами грузов и перевозчиками. Каждая платформа-агрегатор требует новых пользователей зарегистрироваться по номеру телефона, который, согласно закону, должен быть привязан к паспортным данным.
«Но агрегатор не может проверить, действительно ли Иван Иванов зарегистрировался с помощью телефона Ивана Иванова. Это невозможно, тем более с учётом того, что злоумышленники могут купить сим-карту, активированную на постороннего человека! Разумеется, законодательно мы можем его (агрегатора — Прим.) обязать “каким-то образом” проверять всех регистрирующихся, но это будет просто ерунда», — высказался глава республиканской Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов.
В качестве эксперимента корреспондент ForPost попытался завести аккаунт на одной из крупных цифровых бирж для грузоперевозок. И действительно: для регистрации потребовался только номер телефона и электронная почта. Однако сразу же после создания профиля система отметила, что доверие водителей не будет высоким — так как контакт не подтверждён.
Биржа предложила изменить статус профиля, привязав к аккаунту свой идентификатор из банка либо приложения оператора связи. Говоря простыми словами, подтвердить свою личность с помощью какого-либо сервиса, в котором уже хранятся паспортные данные.

Кроме того, выяснилось, что система даёт грузоперевозчикам возможность самостоятельно проверить подозрительных заказчиков. Например, в случае с юридическими лицами можно запросить оценку рисков, комплексную проверку, просмотреть список всех судебных разбирательств фирмы, узнать о прошлых блокировках счетов и связях с другими контрагентами.
А чтобы узнать, можно ли доверять какому-нибудь Ивану Ивановичу (именно под таким именем корреспондент зарегистрировал свой аккаунт), агрегаторы предлагают водителям воспользоваться комплексной проверкой физических лиц. За считанные минуты платформа проверяет паспорт, ИНН, привязку номера телефона к реальному ФИО, а также находит все связанные с данным лицом задолженности, зарегистрированные правонарушения, связи с юридическими лицами и ИП.
«Возможно, механизм верификации на агрегаторах не прописан законодательно, и его действительно надо прописать. Но насколько мне известно, все крупные цифровые биржи грузоперевозок уже давно требуют у своих пользователей каким-либо образом подтверждать свою личность», — заметил Анатолий Цуркин.
Гораздо более анонимным, по словам специалиста, уже долгое время остаётся рынок малотоннажных междугородних грузоперевозок. Несмотря на то, что водители «Газелей» и микроавтобусов никогда не пользуются биржами, предпочитая им интернет-доски объявлений, общественники, подчеркнул глава республиканской Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов, не торопятся обращать на них своё внимание.
Например, одна из крупнейших отечественных платформ объявлений не потребовала от корреспондента ForPost зарегистрироваться, чтобы просматривать объявления и пытаться связаться с потенциальными грузоперевозчиками. Конечно, написать им сообщение на платформе без аккаунта оказалось невозможно, но система дала возможность позвонить водителям, пусть и через временный номер.
«Ту же бомбу могут привезти на машине, а затем отдать какому-нибудь водителю “Газели” и попросить доставить по адресу. А откуда он узнает, что там, в коробке?» — подчеркнул Анатолий Цуркин.

Все на сканер
Тема безопасности грузоперевозок стала для россиян особенно острой после инцидента в Сибири, который случился 1 июня текущего года. Напомним, как сообщал ForPost, в тот день впервые с начала СВО украинские беспилотники атаковали Иркутскую область. В глубокий тыл России их доставили внутри жилых боксов, которые перевозила фура.
«У меня сразу возникает вопрос: а заключался ли договор на перевозку такого “домика”? Кто его передал, кто принял, на основании каких документов? Нужно понимать: условно, сегодня это были фуры, а завтра угроза может быть где угодно ещё. Так что вопросы должны возникать не к агрегаторам, а к серому рынку, где процветают нелегальные перевозки за наличные деньги», — заметил Анатолий Цуркин.
Согласно данным цифровой биржи грузоперевозок ATI.su, в среднем за день в Республику Крым приезжает от 7 до 8,4 тысячи разных грузов. Среди них — товары народного потребления, пиво, стройматериалы, трубы, посуда и многое другое.
Часть грузов, по словам главы республиканской Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов, приезжает со стороны Керчи: фуры с товарами первой необходимости, медикаментами и скоропортящимися продуктами пересекают пролив на пароме. Превалирующее большинство грузовиков попадает в регион через новые территории.
«Это порядка, наверное, трёх тысяч грузовиков ежесуточно. На въезде в Ростовскую область и Республику Крым оборудовано до 18-20 полос с пунктами пропуска, где потоком досматривают легковые и грузовые автомобили. Сканер пропускает примерно 80-90 грузовиков в час, всё просвечивается, люди проходят режим паспортного контроля», — поделился Анатолий Цуркин.
Напомним, подробнее о переоборудовании пропускных пунктов «Джанкой» и «Армянск» ForPost рассказывал ранее. По последним данным, суммарная пропускная способность двух точек на севере Крыма составляет примерно 7000 машин в день.
Елена Фокина
Фото: скриншот сервиса ATI.su, Алексей Лохвицкий|ForPost
Обсуждение (1)
беспилотники это меньшее из зол, внимание должно было быть к этому ещё до момента подрыва крымского моста грузовиком, а инцидент с беспилотниками вылетевшими из фуры это халатность и не дальновидность