Украинская атака на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в районе порта Новороссийск даже несколько недель спустя остаётся одной из ключевых тем в информационном поле Казахстана.
Пока органы исполнительной власти отчитываются о ходе восстановления объектов, представитель законодательной власти страны предлагает привлекать к ответственности казахстанцев, публично поддержавших атаку.
Масштабная атака на КТК
Напомним, последняя и самая масштабная атака на объекты КТК в районе Новороссийска случилась 29 ноября. Тогда безэкипажными катерами (БЭК) было значительно повреждено одно из выносных причальных устройств (ВПУ-2), из-за чего погрузочные и иные операции были приостановлены, а танкеры отведены за пределы акватории КТК.
«Образовалась большая пробоина размером примерно два с половиной на три метра. Эта пробоина возникла в результате направленного взрыва на объекте. Сейчас водолазы проводят все работы по восстановлению плавучести данного ВПУ. Далее необходимо будет попасть внутрь ВПУ и оценить повреждения технологического оборудования», — рассказывал 15 декабря министр энергетики Республики Казахстан Ерлан Аккенженов.
Кроме работ непосредственно на повреждённом ВПУ казахстанские власти прикладывают максимальные усилия к тому, чтобы ускорить поставку двух новых устройств, заказанных в ОАЭ. Если изначально речь шла об апреле, то сейчас в Минэнергетики республики рассчитывают, что сложное технологическое оборудование будет доставлено уже в январе.
Как Казахстан стал пострадавшей стороной
Несмотря на то, что Каспийский трубопроводный консорциум объединяет крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса не только России и Казахстана, но и США, а также ряда стран Западной Европы, именно для Казахстана он играет ключевую роль.
Профильные издания называют КТК самым мощным и выгодным маршрутом, который обеспечивает транспортировку нефти как минимум с трёх крупных казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак.
«Ни для кого не секрет, что 80 процентов нефти, добываемой в Казахстане, идёт через Каспийский трубопроводный консорциум. Этот трубопроводный консорциум создан в соответствии с международным законодательством, в нём присутствует большинство акционеров — компании из Европы, США и Казахстана. Только малая часть принадлежит российской компании», — цитирует Ерлана Аккенженова издание Tengrinews.kz.
Реакция Казахстана на атаки на КТК
Изначально на инцидент с КТК отреагировали Минэнерго и МИД Казахстана. Первое ведомство охарактеризовало атаку как недопустимую и угрожающую глобальной энергетической безопасности. Второе выразило протест — внешнеполитическое ведомство Украины сообщило, что приняло это к сведению.
Однако в самом Казахстане, занимающем в украинском конфликте, скорее, нейтральную позицию, на атаку, по всей видимости, отреагировали тоже по-разному. Судя по словам депутата Айдоса Сарыма, среди жителей республики были и те, кто в социальных сетях открыто поддержал украинские действия, несмотря на то, что последствия коснулись и их государства.
«Подобные действия явно выходят за рамки конституционного права на свободу слова и наносят прямой ущерб национальным интересам», — заявил парламентарий 17 декабря.
Сарым считает необходимым проверить действия людей, которые публично призывают атаковать важные для Казахстана объекты, и при возможности и необходимости привлечь их к ответственности по статьям о пропаганде терроризма и государственной измене.
Соответствующий депутатский запрос он направил на имя генерального прокурора Берика Асылова и министра культуры и информации Аиды Балаевой.
Украинские атаки на нефтяную инфраструктуру
С конца октября Украина, по ряду источников, атаковала как минимум четыре танкера в Чёрном море. Последний инцидент, как сообщал военно-аналитический канал «Рыбарь», произошёл вечером 10 декабря, когда БЭК ударили по судну, направлявшемуся в сторону Новороссийска.
По мнению севастопольского политолога, соискателя кафедры политических наук и международных отношений КФУ им. Вернадского Сергея Абрамова, атаки на торговый флот России (под каким бы флагом ни было судно), буровые платформы, НПЗ и терминалы — это воздействие со стороны Украины на всю цепочку российской нефтяной отрасли.
«Это создаёт уязвимость российского транспортного коридора в Каспийско-Черноморском регионе и ставит перед странами, в первую очередь Центральной Азии, проблему стратегического выбора: или торговать в нестабильном российском коридоре, или уходить на Транскаспийский маршрут в обход России», — отмечал собеседник ForPost.
Напомним, что после атаки на объекты морской инфраструктуры КТК Министерство энергетики Казахстана активизировало план по перенаправлению экспортных объёмов нефти на альтернативные маршруты.
Андрей Гринев
