Мощности завода Hyundai в Санкт-Петербурге вышли из простоя после двухлетнего перерыва в работе. Но что за машины будет производить это крупное и дорогостоящее предприятие, пока до конца не ясно.
В вопросе разбирался ForPost.
Hyundai в России
Предприятие в Санкт-Петербурге начало работать в 2010 году. Как ранее писал ForPost, его мощности рассчитаны на 200 тыс. экземпляров авто в год. И до 2022 года тут выпускались популярные у россиян Hyundai Solaris, Hyundai Creta, KIA Rio и KIA Rio X-Line.
Но весной 2022 года начались проблемы с комплектующими и завод встал. Его владельцы были вынуждены нести большие издержки по содержанию производства, которые фактически уходили в пустоту — завод почти ничего не производил, за исключением кузовов для казахского подразделения Hyundai.
При этом, как рассказывал изданию заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто, сам завод в своё время обошёлся корейцам в огромную сумму инвестиций. Речь может идти о нескольких миллиардах долларов. Естественно, терять предприятие им совершенно не хотелось.
В то же время, по мнению экспертов, возвращение в РФ для корейцев могло бы обойтись ещё дороже, а поэтому завод было проще продать.
По словам бывшего главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимира Моженкова, Hyundai до последнего не хотел покидать Россию, но вынужден был это сделать из-за «твердолобых политиков». Для корейцев уход — это не только потеря самого завода, но и миллиардных прибылей в России от продаж десятков тысяч своих машин.
«Сейчас лидер мирового автопрома — Китай. Hyundai захочет вернуться, и, если такое будет через 15–20 лет, вход будет очень дорогой», — заявил Моженков.
Читайте по теме: Что происходит на бывшем автозаводе «Пежо» в России — тайна, покрытая мраком
Кому продать?
В ноябре прошлого года в СМИ прошла информация о том, что предприятие может купить российская компания AGR (она же — крупный автодилер «Авилон»). Было даже предположение, что на заводе будут производиться те же «корейцы», но замаскированные под китайский бренд GAC.
Очевидно, что эти версии на деле оказались домыслами. В конце декабря прошла информация, что завод может быть продан другой российской компании — «Арт-Финанс», к этому времени уже выкупившей активы Volkswagen в Москве.
Тогда же Совет директоров Hyundai Motor одобрил план по продаже завода, а глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что «запустить сборку автомобилей на бывшем заводе южнокорейского концерна Hyundai в Петербурге планируется до середины 2024 года».
Однако достоверных сведений о том, что именно компания «Арт-Финанс» приобрела завод Hyundai в Санкт-Петербурге, пока нет. На самом предприятии сообщили лишь, что завод вышел из простоя, и на нём сейчас работает 800 человек.
«Простой не продлён. Занимаемся обучением персонала и обслуживанием оборудования», — цитирует ТАСС пресс-службу компании.
Примечательно, что в момент ухода завода в простой в марте 2022 года, на нём числилось 2,5 тыс. работников, большая часть из которых осталась не у дел — лишь порядка 300 человек были задействованы на еле теплящемся производстве.
Читайте по теме: Почему у российского автопрома всё хорошо только на бумаге?
Ходят слухи
Никакой проверенной информации о том, что теперь будет происходить на заводе Hyundai в Северной столице, нет. Об этом ForPost рассказал заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто.
«Пока никто ничего не знает, и что там будет — покрыто тайной. Якобы по слухам там есть некоторое количество корейских машинокомплектов, которые хотят собрать под неким китайским брендом. Якобы именно из-за этого компания «Арт-Финанс» и купила этот завод. Потому что он заточен под производство конкретных моделей, которые без помощи корейцев выпускать нельзя. Для налаживания производства других моделей нужно полностью переделывать всю сварку, а это миллиардные вложения. Сейчас называются фантастические цифры, что на заводе есть 70 тыс. корейских машинокомплектов, но я в эти цифры не верю», — рассказал автоэксперт.
Он отметил, что такое количество машинокомплектов на одном предприятии вряд ли вообще может находиться.
«На современных заводах просто не бывает таких запасов. Нет таких возможностей для складирования. Сейчас все работают по системе «точно и вовремя», когда завозится на один, максимум — на три дня работы, но не на несколько месяцев», — пояснил Моржаретто.
Читайте по теме: Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
А надо ли?
Конечно, о возрождении и восстановлении российского автопрома сейчас говорится много. Но одно дело отечественный АвтоВАЗ, другое — приобретение мощностей ушедших брендов, чтобы под китайской ширмой выпускать машины, которые теперь выпускать в России как бы нельзя.
Возникает закономерный вопрос, а зачем тогда упомянутая российская компания вообще скупает мощности ушедших из страны иностранных автопроизводителей? К примеру, зачем приобретены мощности немецкого Volkswagen.
«Ходят слухи, что там теперь хотят разместить мебельную фабрику. Дело в том, что в России настроили мощности для производства 3,5 млн машин. Всё это появилось потому, что в стране до 2014 года и продавалось порядка 3 млн авто и были перспективы, в том числе и по экспорту. Но теперь внутренний рынок — это 1 млн машин в год, а экспорт почти исключён. Зачем нам мощности на 3,5 млн машин?» — пояснил Игорь Моржаретто.
Читайте по теме: «Лада» с двойным дном: российская марка может стать китайской машиной «Дунфэн»
Андрей Мединский