Крым

Почему в Крыму никак не откроют памятный знак морскому артефакту с интригующей историей

Раритет ещё ждёт своих исследователей.

Фото:
ForPost
Долгие годы якорь хранился во дворе спасотряда, а теперь украшает набережную Феодосии.

С прошлого года на юго-востоке Крыма остаётся незавершённой история якоря, поднятого со дна Феодосийского залива. Местные власти обещали завершить установку памятного знака до 31 декабря, однако торжественного открытия не произошло до сих пор. ForPost узнал новые подробности и выяснил, чем вызвана заминка.

Якорь и ныне там

В конце декабря 2024 года на набережной Десантников в Феодосии появился крупный стопар, относящийся по типу к якорям Холла и принадлежавший, по разным версиям, либо флагману Черноморского флота броненосцу «Евстафий», либо однотипному с ним кораблю «Иоанн Златоуст», либо линкору «Севастополь».

До начала января 2025 года находку планировалось превратить, как сообщил тогда глава администрации города Игорь Ткаченко, в новый исторический объект, который бы напоминал жителям и гостям о славной морской истории России. Однако прошёл почти месяц, а якорь и ныне там.

«Пока на памятном знаке не установлена ещё табличка, поэтому дата [церемонии открытия] неизвестна», — пояснили ForPost в пресс-службе муниципалитета.

Из-за чего возникла сложность изготовить аннотацию к объекту, в пресс-службе затруднились пояснить.

История с продолжением

Тем временем в редакцию ForPost пришло сообщение от одного из главных инициаторов установки памятного знака — Союза советских офицеров и ветеранов СВО Феодосии. Начальник его штаба, капитан первого ранга запаса Антон Грязнов предоставил в распоряжение ForPost своё обращение в адрес администрации города, в котором делится этапами развития проекта.

До 2010 года якорь с линкора «Евстафий» покоился на дне Феодосийского залива.

По его данным, в 2010 году в акватории Феодосийского залива был найден раритетный якорь Холла со штоком, скобой на веретене и частью якорной цепи. Семь лет спустя городские общественники и краеведы выступили с инициативой поднять артефакт со дна моря и передать его в дар Феодосии. Энтузиасты попросили содействия у собеседника ForPost, который в 2017 году был ответственным секретарём Секции по военно-морской деятельности Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, а также возглавлял Санкт-Петербургский Союз суворовцев, нахимовцев и кадет. Антон Грязнов откликнулся на обращение крымчан.

«Последовало обращение к командованию Черноморского флота, на которое был получен положительный ответ. В конце 2019 года Командующий флотом принял решение о подъёме якоря силами 5-й группы судов обеспечения 205-го ОСО флота. Для практической реализации требовалось официальное обращение со стороны руководства Феодосии. К сожалению, руководители города той поры не откликнулись на предоставленную возможность», — сообщается в письме.

Однако в 2020 году, по определению собеседника ForPost, «воспользовавшись заминкой», Феодосийское отделение Российского Союза спасателей по собственной инициативе подняло якорь, определив его на хранение и консервацию в Феодосийский аварийно-спасательный отряд ГКУ РК «КРЫМ-СПАС».

Якорь подняли спасатели.

Впрочем, узнав о перемещении артефакта на сушу, феодосийский Союз советских офицеров, чей штаб уже возглавлял собеседник ForPost, не отказался от исследования находки.

В качестве отправной точки, по данным Антона Грязнова, было взято обнаруженное на якоре клеймо «А.И.З. 1906 N 2079 вѢс 441 п.». Чтобы установить, какому кораблю принадлежал стопар, феодосийцы направили запросы в Институт военной истории Минобороны России в Москве, Российский государственный архив ВМФ в Санкт-Петербурге и Музей истории Ижорских заводов в городе Колпино Ленинградской области. Вскоре пришли ответы.

«Это позволило подтвердить гипотезу о том, что якорь был изготовлен в 1906 году на Адмиралтейских Ижорских заводах под номером 2079 весом 441 пуд (более 7 тонн) для оснащения флагмана Российского Императорского Черноморского флота линкора “Евстафий”», — сообщил Антон Грязнов.

Кроме этого, Союз советских офицеров Феодосии продолжил работу по созданию памятного знака. Одним из достижений стал проведённый в 2022 году молодёжный конкурс исследовательских и творческих кадетских проектов, в результате которого городская набережная Десантников была определена как место окончательной «прописки» раритетного якоря.

На якоре читается заводское клеймо.

Следующие два года, по словам Антона Грязнова, были посвящены разработке и согласованию архитектурных решений будущего «Памятника-якоря “Кораблям и корабелам”», а также поиску финансирования.

«Этот крупнейший раритетный якорь, найденный в современной России, символизирует тесную связь Балтийского и Черноморского флотов, судостроительных предприятий Северо-запада и Юга России, Крыма и Санкт-Петербурга, Феодосии с другими Городами воинской славы — Кронштадтом и Колпино», — подчёркивается в обращении в адрес администрации Феодосии.

Открытием памятного знака эта история не закончится. По данным Антона Грязнова, ещё остаются белые пятна: пока неизвестно, как именно стопар оказался на дне Феодосийского залива, ведь информации о том, что линкор «Евстафий» здесь бывал, нет, да и осадка не позволила бы кораблю зайти на столь малую глубину.

ForPost продолжит следить за развитием темы.

Пелагея Попова

Фото предоставлены Союзом советских офицеров и ветеранов СВО Феодосии

331
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Главное за день

В Севастополе подешевел бензин

Стоимость АИ-95 на крупнейших автозаправках упала на три рубля.
16:10
5
1020

В севастопольской новостройке продолжаются инциденты с лифтами

Проблема может быть не связана с оборудованием.
13:02
4
1460

Как продвигается строительство яхтенной марины в Балаклаве

Подрядчик рассказал об итогах работы в 2024 году и поделился планами на этот год.
12:06
15
1562