В июне 2020 года крымские спасатели подняли со дна Феодосийской бухты якорь Холла со штоком начала ХХ века. Операция продолжалась несколько дней с привлечением местных историков и археологов, которые предположили, что якорь мог принадлежать легендарному линкору «Севастополь».
Чтобы подтвердить эту версию, общественники обратились в ФКУ «Российский государственный архив Военно-Морского Флота». В деталях этой истории разбирался ForPost.
Тайный якорь
Несмотря на длительное нахождение в морской воде, на якоре сохранились клейма изготовителя «А.И.З. 1906 № 2079 вес 441 п.». Эти данные говорят о том, что якорь весом 7,22 тонны был произведён в 1906 году.
Согласно данным ФКУ «Российский государственный архив Военно-Морского Флота», якоря системы Холла со штоком были приняты морским министерством Российской империи для снабжения судов флота в начале ХХ века. До этого в российском флоте был широко распространён якорь системы Мартина.
В 1904 году в Севастополе и Николаеве началось строительство эскадренных броненосцев «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».
Изначально их планировалось оснастить якорями системы Мартина, однако в августе 1904 года капитан над Севастопольским портом направил главному инспектору кораблестроения ходатайство о замене назначенных для броненосца «Иоанн Златоуст» якорей на более тяжёлые якоря системы Холла.
Просьба была удовлетворена, и отдел сооружений Главного управления кораблестроения и снабжения выдал начальнику Адмиралтейских Ижорских заводов наряд за № 32906 на изготовление для черноморских броненосцев «Иоанн Златоуст» и «Св. Евстафий» становых и запасных якорей системы Холла со штоком весом по 430 пудов каждый, всего шесть якорей.
Линейный кораль "Евстафий"
Однако поднятый якорь имеет вес 441 пуд. Впрочем, разница в весе вполне объяснима.
Изготовленные по одним нарядам изделия в то время довольно часто могли серьёзно отличаться по весу.
В качестве примера Российский государственный архив Военно-Морского Флота приводит вес идентичных становых якорей броненосца «Бородино» — один весил 456 пудов, другой — 473 пуда. Разница в весе была и у якорей броненосца «Слава» — один якорь весил 453 пуда, другой — 458 пудов. На броненосце «Император Александр III» один якорь также был тяжелей другого на 9 пудов.
«Иоанн Златоуст» был заложен в Севастополе 31 октября 1904 года, спущен на воду 30 апреля 1906 года, вошёл в строй 1 апреля 1911 года. «Св. Евстафий» заложен в Николаеве 10 ноября 1904 года, спущен на воду 21 октября 1906 года, вошёл в строй 15 мая 1911 года. В 1907 году оба корабля были переквалифицированы в линейные корабли.
Во время Первой мировой войны «Евстафий» был флагманом Черноморского флота. Вместе с «Иоанном Златоустом» они участвовали в боях у мыса Сарыч в октябре 1914 года и в Босфоре в мае 1915-го. Сталкивались с немецким линейным крейсером «Гёбен». Помогали высадке десанта, обстреливали крепости на турецком побережье, прикрывали походы транспортов и рейды более мелких кораблей.
В 1918 году оба корабля были захвачены германскими войсками, после поражения немцев перешли в руки англо-французских войск. В 1919 году по приказу английского командования механизмы линейных кораблей были выведены из строя. В 1923 году оба корабля разделаны на металл.
В ФКУ «Российский государственный архив Военно-Морского Флота» делают предположение, что, весьма вероятно, обнаруженный в районе Феодосии якорь мог входить в состав якорного устройства «Иоанна Златоуста» или «Евстафия».
«Севастополь»
Касательно возможной принадлежности якоря линкору «Севастополь» в архиве ВМФ сообщают, что для линейных кораблей этого типа изначально предусматривались становые якоря системы Холла без штоков ввиду специфики якорного устройства. Кроме того, вес таких якорей был более 500 пудов.
Впрочем, на многочисленных исторических фотографиях чётко видно, что кормовые якоря линкора «Севастополь» всё же были со штоками и по внешнему виду довольно похожи на поднятый со дна Феодосийской бухты.
Кроме того, довольно часто кормовые якоря меньше по весу и размеру, чем носовые.
Корма линкора "Парижская Коммуна" ("Севастополь")
Если проследить боевой путь линкора, то во время Великой Отечественной войны он трижды принимал участие в операциях у берегов Феодосии. В этот период он вполне мог потерять один из якорей.
Поэтому версию о принадлежности якоря линкору «Севастополь» всё же не стоит списывать со счетов.
В настоящее время якорь хранится на базе феодосийских спасателей.
Впрочем, в Севастополе уже заинтересовались этим артефактом. Заведующий филиалом «Музей Черноморского флота» Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ Владимир Клюев рассказал ForPost, что его учреждение начало работу по идентификации якоря и возможности его перемещения в Севастополь.
Якорь одного из знаковых для города и Черноморского флота линкоров может вернуться домой.
Андрей Киреев
ForPost благодарит за помощь в подготовке публикации МЧС Республики Крым.
Фото МЧС РК
Обсуждение (3)
Хорошо сохранился и схож с тем,что на фото 30 года
Хорошая статья, спасибо!
И фото интересные!
В жидком грунте Севастопольских бухт достигающие в некоторых местах более 20 метров в хорошем состоянии лежат тысячи якорей, якорных цепей, башни линейных кораблей, части корпусов затонувших кораблей и тысячи мин, арт. снарядов. К сожалению, не знаю как разместить фото на этих страничках.