Инцидент, произошедший с журналистом белорусской «Комсомольской правды» Геннадием Можейко, шокировал журналистское сообщество.
Мужчину якобы задержали в Москве и тайно этапировали в Минск. Глава RT Маргарита Симонян потребовала объяснений. Союз журналистов России настаивает на освобождении сотрудника «комсомолки».
Эксперты уверены: инцидент с Можейко ярко иллюстрирует отношения между Москвой и Минском.
По их мнению, президент Белоруссии Александр Лукашенко и дальше продолжит «чудить», так как «пока остается ферзём на этой политической шахматной доске».
Журналист = экстремист?
История «похищения» журналиста белоруской Комсомолки Геннадия Можейко тесно переплетается с гибелью бойца подразделения «Альфа» Дмитрия Федосюка. Он в составе оперативной группы находился в многоквартирном доме на улице Якубовского в Минске.
Силовики в квартире 31-летнего Андрея Зельцера проводили обыски. Неожиданно Зельцер начал стрелять из охотничьего ружья. Он смертельно ранил Федосюка. Зельцер был убит ответным огнем.
Силовики возбудили уголовное дело об «Убийстве лица в связи с осуществлением им служебной деятельности» (ч.2 ст. 139 УК РБ). Вдову Зельцера задержали по подозрению в соучастии в убийстве правоохранителя и отправили в изолятор на Окрестина в Минске.
После этого белорусские правоохранители по всей стране задержали более 80 человек в рамках уголовных дел «Об оскорблении представителя власти» (ст. 369 УК РБ) и «О разжигании социальной розни» (ст. 130 УК РБ).
Правозащитники считают, что их задержание связано с комментариями в соцсетях о смерти Зельцера.
После перестрелки на улице Якубовского на сайте «Комсомольская правда» появилась статья
Можейко об Андрее Зельцере. В ней знакомая Зельцера характеризовала его с положительной стороны.
После выхода материала сайт «Комсомольской правды» в Беларуси был заблокирован.
Как объяснили в Мининформе РБ, ограничение доступа к сайту было связано с тем, что на интернет-ресурсе «размещена публикация, в которой содержатся сведения, способствующие формированию источников угроз национальной безопасности», сообщали «Известия».
Николай Петров/БелТА/ТАСС
Далее информация разнится.
По сообщению одних СМИ, сразу после блокировки сайта Можейко выехал в Россию, откуда планировал вылететь в третью страну. Однако правоохранительные органы РФ приняли решение о нежелательности пребывания журналиста «Комсомолки» в нашей стране и отказали ему в выезде с территории России. Как гражданину Белоруссии, ему было предписано убыть в Минск.
Можейко в установленном порядке вернулся домой, где в последующем и был задержан.
Другие СМИ пишут, что силовики «похитили Можейко в Москве» и «тайно вывезли в Беларусь».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Кремль не располагает какой-то доподлинной информацией о том, где произошло задержание журналиста».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя ситуацию, отметила, что «КП в Беларуси» — филиал российского издания, и исходя из этого российская сторона «надеется на соблюдение прав журналистов в соответствии с общепринятыми международными нормами». Посольство РФ, по ее словам, постоянно контактирует по этим вопросам с белорусской стороной.
По данным адвоката Можейко, его подзащитный сейчас находится в Минске в изоляторе на Окрестина. Ему вменяют две статьи: «Разжигание социальной вражды или розни» (ст. 130 УК РБ) и «Оскорбление представителя власти» (ст. 369 УК РБ), пишет «Комсомольская правда».
Читайте также: Лукашенко заявил, что в случае агрессии Белоруссия превратится в единую военную базу с РФ
Политический инфошум
В стороне скандального задержания не осталась главред RT Маргарита Симонян. На своей странице в Twitter он потребовала разъяснений.
«Что происходит с журналистом Можейко? Наш коллега, сотрудник нашей Комсомолки. Мы ждем объяснений и освобождения коллеги», - написала Симонян.
Прокомментировал скандальное задержание и секретарь Союза журналистов России (СЖР) Тимур Шафир.
«Мы настаиваем на том, и сейчас будем связываться с коллегами и в Белоруссии, и с рядом других коллег, чтобы полная информация о том, где находится наш журналист, была обнародована. Чтобы было обнародовано, что именно ему инкриминируется. И естественно, если это связанно с его профессиональной деятельностью, чтобы он был немедленно освобожден», - заявил секретарь СЖР ТАСС.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен: несмотря на все призывы, ситуация не изменится. Таким образом «просто создают информационный шум».
«Это частный случай (задержание Можейко) в большой политике, не более того», - оценил ситуацию в беседе с корреспондентом ForPost Мухин.
Политолог, журналист Виталий Третьяков напомнил: журналистика – политическая профессия. Поэтому в момент гражданских конфликтов, которые порой перерастают в столкновения, «крайне мало остается журналистов, которые демонстрируют нейтральную и профессиональную позицию». Большинство работников СМИ становятся на ту или иную сторону.
Поэтому, например, оппозиционно настроенные журналисты «используют свои удостоверения для достижения конкретных политических целей и часто пополняют ряд протестующих», считает Третьяков.
Получается, им заслуженно предъявляют обвинения, так как они «вышли за рамки правового поля».
«Безусловно, красть человека из одной страны и скрытно вывозить в другую – недопустимо. Но при этом нужно учитывать, что политическая борьба продолжается. Спецслужбы, которые существуют в каждой стране, такими вещами могут заниматься. Это входит в их функции. Они более или менее правовым образом зафиксированы», – уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Третьяков.
politring.com
Политолог уверен: журналистов России и Беларуси от инцидентов, задержаний и «похищений» защитить можно.
Москва и Минск развивают концепцию союзного государства. Следовательно, можно принять двухстороннее соглашение «О правилах поведения полицейских из специальных служб в отношении журналистов», которые на акциях протеста исполняют свой профессиональный долг.
Разработать этот документ должны Союзы журналистов России и Белоруссии при участии МВД двух государств и, возможно, ФСБ и КГБ.
«Этим соглашением будет снято 99% вопросов, которые могут возникать во время различных эксцессов к журналистам. В настоящий момент такого документа нет, поэтому каждая сторона, каждое силовое ведомство может трактовать ту или иную ситуацию, как угодно», – уточнил Третьяков.
Однако далеко не все верят в силу такого соглашения.
Эксперты отмечают: подобного рода документы предлагается разработать регулярно после возникновения инцидентов с журналистами. На памяти Мухина «это происходит 20 лет».
«Ну, примем мы такую декларацию. И что? Силовики всё равно будут руководствоваться ведомственным инструкциями. Эти вещи можно рассматривать в качестве факультатива, но в качестве инструкции к действию их рассматривать невозможно. Подобного рода вещи достигаются межведомственными соглашениями силовых ведомств разных стран», – уточнил Мухин.
Читайте также: Лукашенко: убивший офицера КГБ транслировал происходящее в квартире в США
«Пока ему все можно…»
Порой правила игры устанавливают лично главы государств.
Яркий тому пример – задержание журналиста белорусской Комсомолки Геннадия Можейко, уверен вице-президент Центра политических технологий, историк Алексей Макаркин.
«Я думаю, что в случае с журналистом Александру Григорьевичу (Лукашенко) ничего не угрожает. На это есть несколько причин», – сообщил корреспонденту ForPost Макаркин.
Россия сегодня вынуждена противостоять Западу. Без союзника это делать сложно. Чтобы не потерять его, российские власти «закрывают глаза на некоторые проступки Минска».
Ранее в аналогичной ситуации были США, которые поддерживали Аугусто Пиночета.
Американские власти вынуждены были мириться с инцидентами, которые устраивали агенты чилийского политика. В 1976 году в Вашингтоне был взорван автомобиль Орландо Летельера -
ведущего противника Пиночета. Летельер был убит вместе с гражданкой США Ронни Карпен. Убийство было совершено агентами чилийской тайной полиции (DINA).
Википедия
После взрыва американцы «не направили никаких действий на устранение Пиночета», напомнил Макаркин.
Чилийскому политику «просто объяснили, что так поступать нельзя» и попросили «задвинуть силовиков».
Поддержка Пиночета прекратилась только тогда, когда американцы посчитали, что холодная война с СССР закончилась.
Читайте также: БелРосоюз: о чём на самом деле договорились Путин и Лукашенко
Можно и потерпеть
Аналогичная история происходит с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, уверен вице-президент Центра политических технологий, историк Алексей Макаркин.
«Со стороны российских элит разное отношение к тому, что произошло с Можейко. Есть провластная медийная элита, к которой относится Маргарита Симонян. Для них задержание журналиста – плохой прецедент. Мол, что это Александр Григорьевич (Лукашенко) себе позволяет», - уточнил Макаркин.
В российских провластных элитах есть и другая позиция: «Минск и Москва плечом к плечу борются с одним общим врагом». Силовики понимают, почему так действует Лукашенко. Поэтому «они не имеют ничего против обысков и задержаний в Белоруссии». Для них Лукашенко – человек, который защищает своих.
«Погибший боец белорусского подразделения «Альфа» Дмитрий Федосюк для силовиков – коллега, товарищ. Следуя их логике, журналист не должен был занимать никакой позиции. Но он позвонил знакомым и стал спрашивать о том, каким человеком был убийца силовика. После телефонного звонка журналист стал врагом. Даже если разоблачающий текст появился всего на несколько минут – это плохой прецедент. Значит, работник СМИ ненадежный. Поэтому не думаю, что российские силовики так сильно осуждают Александр Григорьевича за задержание Можайко. Окно возможностей для Лукашенко пока не закрыто», – уточнил Макаркин.
РИА Новости
Читайте также: Союз России и Белоруссии принесет хороший урожай для Крыма и Севастополя
Сегодня существует популярное мнение, что Александр Лукашенко зависит от России. Люди уверены: Москва финансирует его экономику, спасает от госпереворотов.
Однако мало кто из граждан обращает внимание на другой аспект, казалось бы, понятной ситуации. Лукашенко не скрывает, что Беларусь является единственным союзником России на Западе. За лояльность надо платить.
Поэтому, уверен Макаркин, власти закрывают глаза на задержание журналиста «Комсомольской правды», боясь потерять Беларусь.
Взамен они требуют от Лукашенко на весь мир признать Крым.
В итоге во главе угла опять большая политика, в которой разменной монетой может стать кто угодно: от кухарки до журналиста.
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
Эммм... Они вообще перечитывают то, что пишут, или нет?