Новости мира

Об основах импортозамещения: как ослабить зависимость от западных поставок

Служба новостей ForPost

Павел Кухмиров о мерах, которые способны помочь.

Об основах импортозамещения: как ослабить зависимость от западных поставок
Для форсирования импортозамещения могут быть приняты определённые меры
Фото:
pxhere.com

Большинство российских компаний заменило импортные запчасти и оборудование из недружественных стран на китайские, показал опрос предприятий.

Политика импортозамещения, усиленно внедряемая правительством, на самом деле имеет обширную предысторию. На протяжении всей постсоветской истории промышленный импорт оптимизировался, и речь о замещении импорта отечественными аналогами заводилась не раз.

В принципе, подобное импортозамещение в нашей стране проводится уже не менее полутора десятилетий. За это время пройден путь от прямолинейного использования западных технологий до планомерного понижения зависимости от импорта в технологических цепочках стратегических отраслей экономики и замещения выпадающих звеньев производства. 

Тем не менее, ранее подобная политика была более стихийной, и только в крайние три года она приобрела систематический характер. Причиной стали санкционная война Запада против нашей страны и осложнение условий международной торговли. Вступление в ВТО себя не оправдало — доступа к передовым западным технологиям оно не открыло. Но это, в свою очередь, простимулировало развитие уже российской научной базы и НИОКР.

На данный момент российский промышленный комплекс зависим от импорта менее чем на 40 процентов. Этот показатель сравним с аналогичным в Америке и Индии. Но за минувшие годы данную зависимость снизили на 15 процентов. 

Надо понимать, что импорт сам по себе является следствием интеграции в мировое хозяйство и не несёт в себе негатива. Тем не менее, западные страны используют в политических целях своё превосходство в сфере технологий. Их цель — попытка сохранения за счёт государств «третьего мира» установившегося уровня потребления. 

При этом Россия уже фактически полностью вышла на самообеспечение в сфере стройматериалов, в сфере чёрной металлургии и в сфере транспортного машиностроения — везде более 90 процентов. До сих пор серьёзна зависимость от импорта в станкостроительной и инструментальной сферах промышленности, в сфере фармацевтики, в медицине и в товарах для детей — везде от 25 до 35 процентов. 

Если смотреть на ситуацию комплексно, то по итогам «реформ» 90-х годов сложилась стратегия роста экономики за счёт развития самых примитивных производств, имеющих низкий уровень добавленной стоимости.

В такой геополитической ситуации для форсирования импортозамещения могут быть приняты определённые меры, основанные на сочетании административно-плановых и стимулирующих методов. Прямого планирования и такой же прямой финансовой поддержки предприятий.

Необходима постановка в приоритет отраслей высокотехнологичного характера и агропромышленного производства. Необходимо субсидирование НИОКР. Необходимо протекционистское ограничение доступа на внутренний рынок ряда зарубежной продукции. Особенно такое решение необходимо в госзакупках. Это должно сочетаться со стимулированием спроса на отечественную продукцию. И так далее.

Реализовывать это должны специальные правительственные структуры развития. Отдавать вопрос на откуп «рынку» — это вредительство. Только государство может и должно всё это инициировать и держать под контролем. Это вопрос стратегического планирования, а не «свободного рынка».

В то же время значительную роль в насыщении потребительского рынка, которое также необходимо, должен сыграть малый и средний бизнес. Вот здесь именно у него неоспоримые преимущества, такие как оперативность и гибкость. В этом смысле российское правительство уже создало систему поддержки предпринимателей в сфере импортозамещения. Это и льготы, и кредитование, и лизинг, и многое другое. Всё для раскрытия потенциала этого пласта экономики.

Именно таким образом проблему импортозамещения можно решить если и не полностью, то в достаточной мере. Что ж, осталось посмотреть, как это всё будет реализовано.

Читайте по теме: Стратегии выживания экономики в условиях санкций: что показал минувший год

Павел Кухмиров

601
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:
Обсуждение (4)
Верещагин
15564
Верещагин

Точно "в сфере транспортного машиностроения — везде более 90 процентов."? В авиационной и автомобильной тоже? И двигатели для судостроения?... А это вообще возможно если "до сих пор серьёзна зависимость от импорта в станкостроительной и инструментальной сферах промышленности"? "Необходимо субсидирование НИОКР" - это да, но вот если в бюджете на науку 1% всего ( в Японии 4% в США-3%) в этом году, причем уже не первый год, то с каких шишей? И где взять  ученых и инженеров для этих НИОКР, если их надо было начинать готовить еще 10-20 лет назад?

zhenyas
2340
zhenyas

Пока сидят в правительстве России люди которым это выгодно чтобы с Запада ввозили, а наши фермеры не знают что с урожаем делать ведь везде импорт особенно в супермаркете...

Serggio
26666
Serggio

Если смотреть на ситуацию комплексно, то по итогам «реформ» 90-х годов сложилась стратегия роста экономики за счёт развития самых примитивных производств

Рост количества примитивных производств за счёт уничтожения и деградации производств наукоёмких называется "ростом экономики"? Не знал...

sergey-ka
5493
sergey-ka

Чудес не бывает. Сколько лет разрушали, как минимум столько же потребуется для восстановления.

P.S. Девять женщин за месяц ребёнка не родят...

Главное за день

Кто и зачем ходит на «птичьи прогулки» в Крыму

Любители природы могут способствовать развитию науки.
17:24
4
777

Какие перспективы у Telegram и WhatsApp* на фоне новой волны блокировок в России

Почему вообще блокируют мессенджеры, и какие сервисы ещё остаются доступны в 2025 году?
13:18
2
1141

В Крыму непогода перейдёт с выходных на следующую неделю

Но температура воздуха будет выше нормы.
09:30
0
2141

Пострадавшую от атаки ВСУ в Севастополе девочку транспортировали в Москву

Чтобы стабилизировать её состояние, потребовалось несколько операций.
09:08
4
1801

Как поедет общественный транспорт Севастополя в 2026 и 2027 годах

Так ли страшны цифры в новых контрактах или будет как привыкли?
20:00
11
2915

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Искушение взяткой/ Умный ритейл будущего/ Чаевые для Ozon

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
16:00
0
362
Туризм

В Крыму создана Ассоциация гостевых домов: как это поможет туристам

Уже объединились около ста владельцев средств размещения.
12:34
0
371

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования

Эксперты разобрали шаг к узакониванию «серых» средств размещения в России.
14:18
0
318

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
5850

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1378

В Крыму выпустили первую географическую энциклопедию полуострова

«Словарь» дает возможность популяризировать уникальное наследие нашего региона».
10:02
0
624