Новости мира

Об основах импортозамещения: как ослабить зависимость от западных поставок

Павел Кухмиров о мерах, которые способны помочь.

Об основах импортозамещения: как ослабить зависимость от западных поставок
Для форсирования импортозамещения могут быть приняты определённые меры
Фото:
pxhere.com

Большинство российских компаний заменило импортные запчасти и оборудование из недружественных стран на китайские, показал опрос предприятий.

Политика импортозамещения, усиленно внедряемая правительством, на самом деле имеет обширную предысторию. На протяжении всей постсоветской истории промышленный импорт оптимизировался, и речь о замещении импорта отечественными аналогами заводилась не раз.

В принципе, подобное импортозамещение в нашей стране проводится уже не менее полутора десятилетий. За это время пройден путь от прямолинейного использования западных технологий до планомерного понижения зависимости от импорта в технологических цепочках стратегических отраслей экономики и замещения выпадающих звеньев производства. 

Тем не менее, ранее подобная политика была более стихийной, и только в крайние три года она приобрела систематический характер. Причиной стали санкционная война Запада против нашей страны и осложнение условий международной торговли. Вступление в ВТО себя не оправдало — доступа к передовым западным технологиям оно не открыло. Но это, в свою очередь, простимулировало развитие уже российской научной базы и НИОКР.

На данный момент российский промышленный комплекс зависим от импорта менее чем на 40 процентов. Этот показатель сравним с аналогичным в Америке и Индии. Но за минувшие годы данную зависимость снизили на 15 процентов. 

Надо понимать, что импорт сам по себе является следствием интеграции в мировое хозяйство и не несёт в себе негатива. Тем не менее, западные страны используют в политических целях своё превосходство в сфере технологий. Их цель — попытка сохранения за счёт государств «третьего мира» установившегося уровня потребления. 

При этом Россия уже фактически полностью вышла на самообеспечение в сфере стройматериалов, в сфере чёрной металлургии и в сфере транспортного машиностроения — везде более 90 процентов. До сих пор серьёзна зависимость от импорта в станкостроительной и инструментальной сферах промышленности, в сфере фармацевтики, в медицине и в товарах для детей — везде от 25 до 35 процентов. 

Если смотреть на ситуацию комплексно, то по итогам «реформ» 90-х годов сложилась стратегия роста экономики за счёт развития самых примитивных производств, имеющих низкий уровень добавленной стоимости.

В такой геополитической ситуации для форсирования импортозамещения могут быть приняты определённые меры, основанные на сочетании административно-плановых и стимулирующих методов. Прямого планирования и такой же прямой финансовой поддержки предприятий.

Необходима постановка в приоритет отраслей высокотехнологичного характера и агропромышленного производства. Необходимо субсидирование НИОКР. Необходимо протекционистское ограничение доступа на внутренний рынок ряда зарубежной продукции. Особенно такое решение необходимо в госзакупках. Это должно сочетаться со стимулированием спроса на отечественную продукцию. И так далее.

Реализовывать это должны специальные правительственные структуры развития. Отдавать вопрос на откуп «рынку» — это вредительство. Только государство может и должно всё это инициировать и держать под контролем. Это вопрос стратегического планирования, а не «свободного рынка».

В то же время значительную роль в насыщении потребительского рынка, которое также необходимо, должен сыграть малый и средний бизнес. Вот здесь именно у него неоспоримые преимущества, такие как оперативность и гибкость. В этом смысле российское правительство уже создало систему поддержки предпринимателей в сфере импортозамещения. Это и льготы, и кредитование, и лизинг, и многое другое. Всё для раскрытия потенциала этого пласта экономики.

Именно таким образом проблему импортозамещения можно решить если и не полностью, то в достаточной мере. Что ж, осталось посмотреть, как это всё будет реализовано.

Читайте по теме: Стратегии выживания экономики в условиях санкций: что показал минувший год

Павел Кухмиров

585
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Верещагин
15516
Верещагин

Точно "в сфере транспортного машиностроения — везде более 90 процентов."? В авиационной и автомобильной тоже? И двигатели для судостроения?... А это вообще возможно если "до сих пор серьёзна зависимость от импорта в станкостроительной и инструментальной сферах промышленности"? "Необходимо субсидирование НИОКР" - это да, но вот если в бюджете на науку 1% всего ( в Японии 4% в США-3%) в этом году, причем уже не первый год, то с каких шишей? И где взять  ученых и инженеров для этих НИОКР, если их надо было начинать готовить еще 10-20 лет назад?

Profile picture for user zhenyas
2250
zhenyas

Пока сидят в правительстве России люди которым это выгодно чтобы с Запада ввозили, а наши фермеры не знают что с урожаем делать ведь везде импорт особенно в супермаркете...

Profile picture for user Serggio
26261
Serggio

Если смотреть на ситуацию комплексно, то по итогам «реформ» 90-х годов сложилась стратегия роста экономики за счёт развития самых примитивных производств

Рост количества примитивных производств за счёт уничтожения и деградации производств наукоёмких называется "ростом экономики"? Не знал...

Profile picture for user sergey-ka
5301
sergey-ka

Чудес не бывает. Сколько лет разрушали, как минимум столько же потребуется для восстановления.

P.S. Девять женщин за месяц ребёнка не родят...

Главное за день

Когда ждать хороших новостей на топливном рынке Севастополя? — прогноз профессионала

Причин нынешнего кризиса больше, чем думают рядовые автомобилисты.
15:00
10
1234

Жители ЮБК протестуют против строительства «китайской стены»

Крымчане опасаются оползней, разрушения склонов и новых заборов.
14:24
4
1068

Море у берегов Севастополя пережило опасную ситуацию

И, по утверждению учёных, вышло из неё без фатальных последствий.
20:02
2
5015

Скандально известный застройщик хочет лишить севастопольцев дороги

Складывается впечатление, что это дело принципа.
19:01
9
4668

Туризм

Море у берегов Севастополя пережило опасную ситуацию

И, по утверждению учёных, вышло из неё без фатальных последствий.
20:02
2
5012

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
16029

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1532

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
8366

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
762

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1706