Крым
Рисование — настоящее спасение: каким видит Крым художник Евгений Бадусев
Крым издавна вдохновляет талантливых людей на творчество. Симферопольский художник Евгений Бадусев не исключение. В преддверии Международного дня художника, который отмечается ежегодно 8 декабря, ForPost поговорил с мастером о делах художественных: с чего начинается работа над шедевром, какие тенденции наблюдаются сегодня в крымской живописи и как меняется публика.
И художник, и полиглот
Будущий член Союза художников России и Русского географического общества, филолог и полиглот Евгений Бадусев родился в 1975 году в Днепропетровске. Первые два года жизни мальчик провёл в местечке Эльсталь Олимпишесдорф на западной окраине Берлина (Германия). Потом семья снова переехала и обосновалась в Симферополе.
Отец мастера Валентин Бадусев работал в Крымском художественном училище имени Н.С. Самокиша. Но преподавал не художественные, как можно было бы ожидать, а общеобразовательные дисциплины. Поэтому Евгений по праву называет себя «первым художником в семье».
«Рисую, сколько себя помню, поэтому выбор образования после школы был логичен», — рассказывает собеседник ForPost о своём поступлении в училище имени Самокиша в Симферополе.
Постигая премудрости живописи, юноша открыл в себе ещё один талант. Совершенствуя английский язык, он с лёгкостью овладел испанским и болгарским. Иностранные языки давались настолько легко, что в 17 лет юноша подрабатывал синхронным переводчиком, а два года спустя уже давал частные уроки.
Окончив училище, Евгений Бадусев решил получить академическое образование и поступил на филологический факультет Симферопольского государственного университета имени М.В.Фрунзе (сейчас — КФУ имени В.И.Вернадского).
Впрочем, со временем тяга к изобразительному искусству всё же взяла вверх над лингвистическими талантами.
Природа как муза
Художественный стиль Евгения Бадусева сложился не сразу. Зато теперь его полотна легко узнаваемы.
«Большая часть моих работ относится к философско-романтическому пейзажу, если так можно выразиться. Он сформировался как визуализация внутренних переживаний, жизненного опыта, ностальгии о прошлом, размышлений о вечном, а также любви к природе и истории», — признаётся собеседник ForPost.
Создавая картины, мастер может использовать сразу несколько художественных техник: пастель, тушь, краски. По его словам, средства и материалы он подбирает по наитию, окружая себя всем, что есть в наличии. После этого «рука сама в нужный момент тянется к нужному материалу».
При этом зачастую мастерской Евгению Бадусеву служат каменистый пляж или пещерный город, горное ущелье или цветущий фруктовый сад.
«У меня много любимых мест, в которые я часто возвращаюсь. На моих картинах вы чаще всего увидите берега Симферопольского водохранилища, Воронцовский парк (ботанический сад КФУ), горные массивы Чатырдага и Демерджи, Долгоруковскую яйлу с Кизилкобинским ущельем и водопадом Су-Учхан, куэсты внутренней гряды Крымских гор, пещерные города Бахчисарайского района, морское побережье вдоль Большой Алушты», — перечисляет художник.
По мнению мастера, не меньше природных уголков в Крыму фактурны и интересны улочки городов: Симферополя, Бахчисарая, Севастополя, Алушты, Ялты, Евпатории, Феодосии и Судака.
Впрочем, Евгений Бадусев пишет картины не только на пленэрах, но и дома, опираясь на воспоминания и собранные впечатления. Именно живопись в некоторых обстоятельствах становится буквально спасательным кругом.
«Помню, во время мучительного локдауна 2020 года рисование было настоящим спасением. Творческий процесс начинается с появления непреодолимого желания что-то нарисовать», — подчёркивает собеседник.
Живопись на подъёме
Евгений Бадусев — участник различных выставок и автор многочисленных мастер-классов. Наблюдая за творчеством коллег и подопечных, симферополец отмечает несколько тенденций в крымской живописи.
«Уходят старые мастера, а вместе с ними — высочайший уровень мастерства и общего развития, который они получили в лучших художественных вузах Советского Союза. Молодые люди, ожидаемо, выбирают смелые эксперименты, компьютерное искусство, стрит-арт, дизайн. В то же время в Крыму сохраняется критическая масса творцов среднего возраста, которые продолжают традиции классической в широком смысле школы — русской, советской, крымской», — рассуждает о современности художественного ремесла собеседник ForPost.
Любопытно то, что в последние годы в Крыму живопись живёт не только в профессиональных мастерских.
«Я наблюдаю небывалый интерес людей, не имеющих художественного образования, к занятиям изобразительным искусством, посещению мастер-классов профессиональных художников. Меня радует эта тенденция», — признаётся Евгений Бадусев.
По его словам, растёт и интерес крымской публики к художественному искусству. На выставки сегодня приходят люди в основном старшего возраста, но также школьники и студенты. Из-за того, что в выставочных залах региона традиционно господствует живопись, графика у многих вызывает живой интерес, а иногда удивление. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы художнику от зрителей.
Между тем, как писал ForPost, крымские художники фактически лишены возможности прямого контакта с публикой: в республике очень мало помещений для экспозиций. После того, как выставочный зал Дома художников был закрыт в 2022 году, мастера находят пристанище в частных галереях и библиотеках.
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Евгением Бадусевым
Обсуждение (1)
💪