Крым

Рисование — настоящее спасение: каким видит Крым художник Евгений Бадусев

Природу и города полуострова мастер пишет и с натуры, и по памяти.

Евгений Бадусев за работой в Гурзуфе.
Евгений Бадусев за работой в Гурзуфе.
Фото:
предоставлены Евгением Бадусевым
Евгений Бадусев за работой в Гурзуфе.

Крым издавна вдохновляет талантливых людей на творчество. Симферопольский художник Евгений Бадусев не исключение. В преддверии Международного дня художника, который отмечается ежегодно 8 декабря, ForPost поговорил с мастером о делах художественных: с чего начинается работа над шедевром, какие тенденции наблюдаются сегодня в крымской живописи и как меняется публика.

И художник, и полиглот

Будущий член Союза художников России и Русского географического общества, филолог и полиглот Евгений Бадусев родился в 1975 году в Днепропетровске. Первые два года жизни мальчик провёл в местечке Эльсталь Олимпишесдорф на западной окраине Берлина (Германия). Потом семья снова переехала и обосновалась в Симферополе.

Улочки Симферополя.

Отец мастера Валентин Бадусев работал в Крымском художественном училище имени Н.С. Самокиша. Но преподавал не художественные, как можно было бы ожидать, а общеобразовательные дисциплины. Поэтому Евгений по праву называет себя «первым художником в семье».

«Рисую, сколько себя помню, поэтому выбор образования после школы был логичен», — рассказывает собеседник ForPost о своём поступлении в училище имени Самокиша в Симферополе.

Постигая премудрости живописи, юноша открыл в себе ещё один талант. Совершенствуя английский язык, он с лёгкостью овладел испанским и болгарским. Иностранные языки давались настолько легко, что в 17 лет юноша подрабатывал синхронным переводчиком, а два года спустя уже давал частные уроки.

Окончив училище, Евгений Бадусев решил получить академическое образование и поступил на филологический факультет Симферопольского государственного университета имени М.В.Фрунзе (сейчас — КФУ имени В.И.Вернадского).

Впрочем, со временем тяга к изобразительному искусству всё же взяла вверх над лингвистическими талантами.

Чёрное море как источник вдохновения художника.

Природа как муза

Художественный стиль Евгения Бадусева сложился не сразу. Зато теперь его полотна легко узнаваемы.

«Большая часть моих работ относится к философско-романтическому пейзажу, если так можно выразиться. Он сформировался как визуализация внутренних переживаний, жизненного опыта, ностальгии о прошлом, размышлений о вечном, а также любви к природе и истории», — признаётся собеседник ForPost.

Создавая картины, мастер может использовать сразу несколько художественных техник: пастель, тушь, краски. По его словам, средства и материалы он подбирает по наитию, окружая себя всем, что есть в наличии. После этого «рука сама в нужный момент тянется к нужному материалу».

На пленэре в Херсонесе.

При этом зачастую мастерской Евгению Бадусеву служат каменистый пляж или пещерный город, горное ущелье или цветущий фруктовый сад.

«У меня много любимых мест, в которые я часто возвращаюсь. На моих картинах вы чаще всего увидите берега Симферопольского водохранилища, Воронцовский парк (ботанический сад КФУ), горные массивы Чатырдага и Демерджи, Долгоруковскую яйлу с Кизилкобинским ущельем и водопадом Су-Учхан, куэсты внутренней гряды Крымских гор, пещерные города Бахчисарайского района, морское побережье вдоль Большой Алушты», — перечисляет художник.

По мнению мастера, не меньше природных уголков в Крыму фактурны и интересны улочки городов: Симферополя, Бахчисарая, Севастополя, Алушты, Ялты, Евпатории, Феодосии и Судака.

Бахчисарай — один из любимых городов художника.

Впрочем, Евгений Бадусев пишет картины не только на пленэрах, но и дома, опираясь на воспоминания и собранные впечатления. Именно живопись в некоторых обстоятельствах становится буквально спасательным кругом.

«Помню, во время мучительного локдауна 2020 года рисование было настоящим спасением. Творческий процесс начинается с появления непреодолимого желания что-то нарисовать», — подчёркивает собеседник.

Живопись на подъёме

Евгений Бадусев — участник различных выставок и автор многочисленных мастер-классов. Наблюдая за творчеством коллег и подопечных, симферополец отмечает несколько тенденций в крымской живописи.

«Уходят старые мастера, а вместе с ними — высочайший уровень мастерства и общего развития, который они получили в лучших художественных вузах Советского Союза. Молодые люди, ожидаемо, выбирают смелые эксперименты, компьютерное искусство, стрит-арт, дизайн. В то же время в Крыму сохраняется критическая масса творцов среднего возраста, которые продолжают традиции классической в широком смысле школы — русской, советской, крымской», — рассуждает о современности художественного ремесла собеседник ForPost.

Название работы «Музыка старого города».

Любопытно то, что в последние годы в Крыму живопись живёт не только в профессиональных мастерских.

«Я наблюдаю небывалый интерес людей, не имеющих художественного образования, к занятиям изобразительным искусством, посещению мастер-классов профессиональных художников. Меня радует эта тенденция», — признаётся Евгений Бадусев.

По его словам, растёт и интерес крымской публики к художественному искусству. На выставки сегодня приходят люди в основном старшего возраста, но также школьники и студенты. Из-за того, что в выставочных залах региона традиционно господствует живопись, графика у многих вызывает живой интерес, а иногда удивление. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы художнику от зрителей.

Монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму.

Между тем, как писал ForPost, крымские художники фактически лишены возможности прямого контакта с публикой: в республике очень мало помещений для экспозиций. После того, как выставочный зал Дома художников был закрыт в 2022 году, мастера находят пристанище в частных галереях и библиотеках.

Пелагея Попова

Фото: предоставлены Евгением Бадусевым

1881
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Обсуждение (1)

Profile picture for user ЯКОРЬ
785
ЯКОРЬ

💪

Главное за день

Это не субботник: что нужно знать перед сбором мазута в Севастополе

Инструкции, рекомендации и наблюдения – в специальном материале ForPost.
16:02
7
1276

Тоннельный свет: что ждёт крымскую недвижимость в новом году

В первой половине года просветов не ожидается.
13:14
0
657

Какой след 2024 год оставил в истории Крыма

Полуостров отметил десять лет в составе России.
13:20
0
748

Чудеса случаются, если в них не только верить: техника исполнения желаний оказалась проста

«Вопрос действительно серьёзный, особенно для кризисных времен».

18:30
0
893

Интерактивные зарисовки крымских редкостей получили признание и любовь россиян

Как местная художница решилась на создание графических «записок натуралиста».
15:16
1
469