Премьера в любимом театре – самый лучший подарок, который можно получить в предновогодние дни. Особенно если это – комедия Шекспира, на которой можно и посмеяться, и попереживать, и насладиться удивительными бессмертными строками. Ну и отдельное удовольствие – предвкушать, как перевоплотятся в шекспировских персонажей наши любимые актеры.
Возможность немного поторопить время и уже сейчас увидеть некоторых героев «Двенадцатой ночи», премьера которой состоится в театре им. Луначарского 7 и 8 декабря, театр предоставил журналистам за три дня до первого спектакля. На сцену актеры не поднимались, зато вместе с журналистами поучаствовали в празднике, устроенном в замке герцога Орсино (Илья Синькевич).
Развлечения на празднике были вполне светскими: исполнение положенных на музыку шекспировских сонетов, пара творческих заданий, над которыми весело трудились разбившиеся на команды гости. И, конечно, светские беседы.
«Мне кажется, главное в спектакле – как правильно и вовремя разглядеть настоящую, а не псевдолюбовь. И как важно в жизни найти своего человека», – отвечает на вопрос журналистов «о самом главном» режиссер спектакля Василий Заржецкий.
Пьеса «Двенадцатая ночь» родилась в самом начале 17-го века, и ею, подчеркивает режиссер, заканчивается период шекспировских комедий. Позже будут написаны «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра»… Но Шекспир не был бы Шекспиром, если бы комедия его вызывала только гомерический смех.
«Пьеса чрезвычайна многогранна: есть и сцены кутежей и попоек, и тонкий драматизм, приближенный к уровню «Ромео и Джульетты» и «Отелло», и роскошные философские сцены, монологи шута с его юмором, иронией и порой жестким цинизмом», – рассказывает Василий Заржецкий.
Обещание тонкого драматизма уровня «Ромео и Джульетты» может смутить тех, кто пьесу хорошо помнит. Уж слишком быстро утешился герцог, окончательно отвергнутый и тут же нашедший замену своей возлюбленной!
«Настоящая любовь приходит, когда узнаешь душу человека. Герцог – это мое личное мнение – был в графиню Оливию не столько влюблен, сколько задет ее неприступностью. Этот человек не привык к отказам, а тут – постоянный отказ. Запретный плод, как известно, сладок. Но когда он узнал Виолу – а ее он сначала узнал, как человека – их души нашли точки соприкосновения, и он понял, что вот это его настоящая любовь», – возражает на это Илья Синькевич, которого увидим в роли герцога Орсино.
Сейчас работники театра, без которых не было бы возможно никакое волшебство, заканчивают шить костюмы для самого грандиозного бала. Специально для этого спектакля Александром Жемчужниковым, которого севастопольский зритель уже знает по спектаклям «Горе от ума», «Обыкновенное чудо», «Тайные письма» и «Звезда экрана», написана музыка, о которой Василий Заржецкий отзывается с неподдельным восхищением. И, конечно, к премьере готовятся прекрасные и любимые севастопольские актеры.
Один из них – Евгений Овсянников, лучший на свете Коровьев в «Мастере и Маргарите», завораживающе разрушительный Верховенский в «Бесах», трагикомичный князь Тугоуховский в «Горе от ума», и пр., и пр. В «Двенадцатой ночи» он сыграет шута.
«Шут у нас влюблен в Оливию – естественно, безответно, но где-то в его фантазиях рождается мир, в котором все иначе. И он читает монолог Ромео из «Ромео из Джульетты». Перечитывая пьесу, я понял, что там много юмора, больше, возможно, понятного англичанам. Нам, учитывая удаленность от нас той эпохи и трудности перевода, приходится кое-что разжевывать. Но спектакль, на мой взгляд, должен получиться динамичным. Хотя каким получится результат – обычно до самой премьеры загадка и для самих актеров», – говорит Евгений.
Помимо других предновогодних дней, увидеть «Двенадцатую ночь» зрители смогут и 31 декабря. Увы – заботиться об этом следовало заранее, ибо сейчас билетов на этот день в кассе уже нет. Ведь приходить в любимый театр за несколько часов до новогодней полночи уже стало для севастопольцев замечательной традицией.
«Пьеса очень игровая, легкая – как раз для Нового года. Все-таки это такой праздник, когда хочется чего-то особенного. Не раздумывать над серьезными проблемами, а посмотреть, обрадоваться и пойти домой в приподнятом настроении. Все происходящее на сцене – простое, теплое и все про любовь. Поэтому если зритель ищет предновогоднего настроения – это именно то, что нужно», – говорит Петр Харченко.
Его зрителям тоже представлять не надо: Медведь в «Обыкновенном чуде», романтично-безалаберный и фатально неудачливый Владимир в «Тайных письмах», эмоционально уязвимый Кириллов в «Бесах» и потрясающий Чацкий, из слегка назидательного героя школьной программы превратившийся в абсолютно живого, страдающего человека, – это все он. В этом спектакле Петр играет Валентина, слугу герцога Орсино. И, конечно, мы ему поверим и обязательно придем на встречу с Шекспиром в эти предновогодние дни.
Ольга Смирнова