Россия ввела персональные санкции в отношении верхушки руководства США. Официально — это зеркальная мера на персональные санкции в отношении политического руководства России, наших бизнесменов, журналистов и так далее.
Как ранее сообщал ForPost, в российский «стоп-лист» попали президент США Джо Байден и представитель золотой молодёжи Штатов — сын Байдена Хантер. Помимо этого, в «чёрном списке» глава Госдепа Энтони Блинкен, министр обороны Ллойд Остин, директор ЦРУ Уильям Бернс, чудаковатая пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки, а также ещё ряд высокопоставленных представителей американской политической элиты.
Всего в списке МИД РФ 13 имён, но уже заявлено, что он может быть расширен.
«Данный шаг, предпринятый в порядке встречной реакции, стал неизбежным следствием крайне русофобского курса, взятого нынешней Администрацией США, которая в отчаянной попытке сохранить американскую гегемонию сделала ставку, отбросив все приличия, на фронтальное сдерживание России», — говорится в официальном заявлении МИД России.
Как пояснил ForPost политолог-американист Дмитрий Дробницкий, персональные санкции предусматривают ограничение на поездки в нашу страну, заморозку активов и так далее. Однако они совершенно не исключают официальных контактов, о чём, собственно, прямо указывается и в заявлении нашего МИДа.
«Персональные санкции и раньше не были особо действенными, ведь если человек занимает высокий пост, это не значит, что с ним не ведут дипломатические переговоры. Даже сами американцы, вводя такие санкции, понимают, что всё это не очень работает, в том числе и когда санкции вводятся против олигархов. Тем более, когда дело касается политиков», — отметил Дробницкий в разговоре с ForPost.
По его мнению, ответно введённые Россией персональные санкции свидетельствуют о дальнейшем понижении уровня дипломатических отношений, которые теперь вряд ли вообще возможны. Исключение тут могут составить разве что дружественные России страны, например, Китай.
Несмотря на то, что фактически персональные санкции не имеют существенного влияния на геополитические расклады, по словам политолога, они свидетельствуют о более важных глубинных процессах в мире.
Читайте по теме: Сбой по курсу. Как в российских банках доллар заткнул за пояс евро
Конец классической дипломатии
Классическая дипломатия и сложившаяся после Второй мировой войны система финансово-экономических связей, а также система мировой безопасности себя изжили, считает Дмитрий Дробницкий.
«Классическая дипломатия уходит в прошлое вместе со всей архитектурой безопасности и международной финансовой системой, которую Вашингтон просто похоронил. Они давно начали это делать, постепенно», — сказал Дробницкий.
По его словам, классическая дипломатия, или, как выражается российский МИД, дипломатия «субстантивных обсуждений взаимных озабоченностей», закончилась. При этом язык санкций и ультиматумов — этот лишь внешнее проявление.
«На деле понятно, что архитектура безопасности, которая сложилась после Второй мировой войны и после разрядки и подписания договоров о нераспространении ядерного оружия (с начала 70-х годов прошлого века, — прим.) и других соглашений, — вот весь этот комплекс уходит в прошлое. Классическая дипломатия вместе с этим тоже закончилась, и нужно срочно менять учебный курс МГИМО, потому что непонятно, как дальше вести дела в мире, расколотом на несколько мало пересекающихся друг с другом сегментов», — сказал эксперт.
Читайте по теме: В условиях санкций Запада: на какие шаги пойдёт РФ для развития экономики
Конец экономической модели мира
О ещё более глубинных процессах свидетельствует разрушение самими же США сложившейся после Второй мировой войны модели доллароцентричного миропорядка. Сейчас на наших глазах формируется, по выражению Financial Times, постдолларовый мир.
«Вся архитектура основывалась на том, что есть эмиссионный центр (США). Всё оценивалось в долларах, американцы брали на себя обязательство обслуживать весь мир. То есть была долларовая экономика, весь мир общался на языке доллара. Эта система несколько раз перенастраивалась (например, появились евро, — прим.), но принципиально не менялась», — рассказал Дробницкий.
Однако в последнее время США поняли, что сами уже «не тянут» эту долларовую экономику, и начали «отлучать от доллара целые страны и регионы». Эти регионы были вынуждены перейти на расчёты в других валютах. Иными словами, «отказ от доллара означает конец этой системы».
«Вместе с ней приходит к концу и система стимулирования спроса через дешёвый долларовый кредит, а следом, кстати, и евро. Весь Запад пришёл к тому, что этой системы уже нет. США сами стали разрушать её, отключая от доллара другие страны.
Вот они арестовали наши активы, но это же приводит к тому, что возникает понимание, что если у русских забрали деньги, то это не вполне деньги, то есть доллар — не совсем деньги. Об этом была статья в The Wall Street Journal (американская деловая газета, — прим), ещё когда только обсуждался вопрос заморозки активов Центробанка РФ», — сказал эксперт.
Читайте по теме: США запретили поставки в Россию долларовых банкнот
Мы спутали карты американцам
По мнению Дробницкого, американцы заранее просчитывали шаги по отключению России от доллара.
«Но они хотели это сделать осенью 2022 года. По моим расчётам, осенью, после выборов в Конгресс, они собирались «дёрнуть этот рубильник», потому что всё равно собирались сокращать ареал хождения американской валюты. И вообще, над многими европейскими странами схлопнулся бы этот эмиссионный зонтик. Но с началом нашей спецоперации на Украине мы заставили их действовать раньше, а к этому они, возможно, и не были готовы», — высказал предположение эксперт.
По его словам, российское руководство, скорее всего, знало о планах американцев и своими действиями выиграло у США в темпе. Тем более, что часть планов вообще попадала в открытые источники.
В то же время Дробницкий отметил, что и сейчас США имеют приличный запас прочности, чтобы выдержать.
«Да, средний класс они просто пускают «под нож», но это страна, добывающая нефть и способная себя прокормить. Они будут проводить индустриализацию ускоренными темпами», — сказал политолог.
К слову, того же не скажешь о Европе, которая ещё 15 лет назад могла себя прокормить, а теперь «ей будет очень несладко, они к этому точно не готовы».
Читайте по теме: Что теперь в России будет вместо айфонов, порше и прочих адидасов
Зачем это нужно США
Естественно, возникает вопрос: зачем сами Штаты, являющиеся мировым гегемоном, стали разрушать столь удобную и работающую систему, где чувствовали себя как рыба в воде.
На это политолог Дмитрий Дробницкий сказал:
«Потому что эта система имеет свои пределы. Тридцать триллионов долларов долга США перед другими странами — это только одно из проявлений этой системы. А на самом деле накопилась огромная напряжённость. Например, эта система может существовать только в условиях роста, а для него нужны новые рынки. Во-вторых, нужны новые фабрики, где производить товары, которые отправятся на новые рынки, где эмитируются деньги, то есть на американский и европейский».
По словам эксперта, сейчас ситуация дошла до того, что даже в Китае не достаточно низкие зарплаты для производства товаров для США и Европы. Китай в итоге стал размещать заказы на северокорейских фабриках, где люди работают за еду. То есть себестоимость каких-то товаров — это плошка риса для северокорейского рабочего.
«А раз сокращение издержек отрезано, раз эмиссия привела к тому, что обслуживание долга даже по нулевой ставке составляет 500 млрд долларов в год при бюджете в 4,8 трлн, это означает, что система пришла к пределам своего существования. Дальше осуществлять экономический рост нельзя, можно только сбрасывать обязательства, производить перезапуск, переставать кого-то кормить», — пояснил эксперт.
Для США выходом из ситуации является реиндустриализация, что и начал делать Дональд Трамп. По мнению Дробницкого, Байден вынужденно продолжает эту линию. Ведь за годы глобализации сами Штаты лишились многих промышленных центров. Например, Детройт стал просто городом-призраком.
К слову, эксперт указал, что всё происходящее в долларовом экономическом устройстве мира не стоит называть «мыльным пузырём», ведь огромное число людей в эпоху глобализации стали жить лучше, экономики многих стран смогли развиться. В качестве примера можно вспомнить тот же Китай.
Читайте по теме: Сможет ли Запад без российской нефти
Андрей Мединский