Почти 60 иностранных компаний, заявивших об уходе с российского рынка, имеют перспективу быть национализированными нашей страной. Список таких компаний уже представлен в правительство РФ и Генпрокуратуру организацией «Общественная потребительская инициатива», пишут «Известия».
Среди претендентов на национализацию — Volkswagen, Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, McDonald's, Porsche, Toyota, H&M и др. Список может быть расширен.
Издание напоминает, что ранее вице-премьер Андрей Белоусов назвал три возможных сценария отношений с иностранными компаниями в условиях санкций и возможного их ухода с российского рынка.
Первый предполагает продолжение работы компаний в обычном режиме. Второй предусматривает передачу иностранной доли российским партнёрам с последующей возможностью возвращения на российский рынок. Третий — национализация через процедуру ускоренного банкротства.
Именно о третьем варианте развития событий и идёт речь в этой статье.
Для начала стоит понять, что такое национализация. Этот термин обычно используют для обозначения передачи частной собственности в руки государства, иногда с компенсацией, а иногда — без неё.
Сейчас же идёт речь о том, чтобы при уходе компании с рынка России через судебную процедуру банкротства назначить временное управление, тем самым обеспечив продолжение работы этой компании, сохранение рабочих мест, выполнение обязательств и соблюдение российского законодательства.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин уход западных компаний прокомментировал так:
«Макдональдс – сто процентов российское сырьё. Заявили, что они закрываются. Ну и хорошо, закрывайтесь. Только завтра там уже должен быть не Макдональдс, а "У дяди Вани"».
И это наш ответ на западные санкции.
«Они могут сами передать свои активы в доверительное управление. Но просто так всё бросить и сбежать у них не получится», — цитируют «Известия» слова президента «Опоры России» Александра Калинина.
Читайте по теме: Западные компании сами найдут способ обойти санкции против России
Правильный шаг
Правильным решением назвал возможную национализацию в разговоре с ForPost Владимир Джаралла.
«Происходит грандиозная перестройка экономики, причём не по нашей воле. Она перестаёт быть придатком западоцентричной экономики и получает возможность для самостоятельного развития. Однако такие кризисы всегда болезненные и непростые, что уже видно по финансовому сектору. Но уход западных собственников — это удар по производствам, по рабочим местам. Экстренная ситуация требует экстренных мер», — добавил политолог.
По его мнению, национализация и взятие под контроль этих западных предприятий — это лишь организационное оформление главного процесса, заключающегося в том, что эти производства теперь не просто будут работать в России — они будут российскими.
По мнению Джараллы, заменить западные бренды в этом случае смогут российские товары, созданные российскими предпринимателями, которые получают таким образом хороший стимул для собственного развития.
Иными словами, если вы привыкли покупать штаны в H&M и ездить на Porsche, то теперь, видимо, вам будут предложены штаны отечественного производства и некий отечественный аналог элитного авто.
«Эти бренды относятся в значительной части к экономике потребления, которая предназначена для престижности в первую очередь, а не для выполнения функции. Они подчёркивают социальную несправедливость, расслоение доходов в обществе. Человек садится в Porsche и тем самым демонстрирует, что жизнь удалась. А сейчас мы переходим к варианту потребления, когда функциональность становится более важной», — отметил Джаралла.
Читайте по теме: Сможет ли Запад без российской нефти
Много вопросов
К процессу национализации есть масса вопросов. Об этом ForPost поговорил с кандидатом экономических наук Михаилом Беляевым.
«Если у компании обрублены поставки, с чем столкнётся управляющий? Он окажется в сверхсложном положении, когда нет уникального товара. Второе: что, собственно, национализируется? Стены? А они в собственности или арендованные? Какое оборудование национализируется? Какой продукт и какого качества можно будет выпускать? Звучит, конечно, красиво: «Давайте национализируем», — но тут же возникает целый каскад вопросов, последний из которых: что это в конечном итоге даст? И ответа вразумительного на них нет», — сказал экономист.
Ещё один вопрос: насколько после национализации будет возможным использование брендов западных компаний. По мнению экономиста, вряд ли западный бизнес согласится на это.
В заключение экономист отметил:
«Если Россия вообще предполагает, что будет какая-то нормализация ситуации и наша страна не собирается отвернуться от внешнего мира, то после такой национализации непонятно, как вести дела с миром».
К слову, пока писался этот материал, Toyota (компания внесена в список на национализацию, — прим.) заявила, что не будет уходить с российского рынка.
Дело в том, что в 2007 году Toyota открыла собственное производство в Санкт-Петербурге. Сейчас на заводе производятся две модели этой знаменитой марки: Toyota Camry, Toyota RAV4. Производственный цикл включает сварку, окраску, сборку, штамповку кузовных деталей, производство пластиковых деталей. Объём инвестиций по состоянию на 2021 год составил 38 млрд рублей.
Читайте по теме: Материковые банки из Европы переместятся в Крым
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
телеги, лапти,.....