В последнее время СМИ достаточно часто и подробно сообщали о различных экологических происшествиях.
ЧП произошли на Ямале, в Якутии, Подмосковье и Норильске.
По оценке экспертов, к теме экологии сейчас повышенное внимание, как со стороны властей, так и общественников. Любое, даже незначительное происшествие, попадает в масс-медиа. Поэтому замалчивать или «по-тихому» ликвидировать техногенные аварии пока не получится.
О том, как изменился подход к информированию о происшествиях с экологическим ущербом, — в материале ForPost.
Те же на экологическом манеже
В конце прошлой недели Норильск вновь оказался в экологических криминальных сводках. По данным РИА Новости, утечка неустановленной жидкости при несанкционированной перекачке из хвостохранилища произошла 28 июня в районе Талнахской обогатительной фабрики. Возникла угроза попадания стоков в реку Хараелах.
В понедельник, 29 июня, СМИ сообщили о пожаре на норильском полигоне с промышленными отходами. Площадь возгорания составила 1000 квадратных метров. По данным «Интерфакса», угрозы ближайшим строениям не было. Пожар удалось локализовать.
«О последних происшествиях в Норильске на этот раз мы узнали достаточно оперативно. Соцсети, как и ранее, реагируют на происшествия мгновенно», — сообщил ForPost заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш.
Напомним, ранее в Норильске вылилось 20 тыс. тонн топлива в реки Амбарная и Далдыкан. ЧП произошло на ТЭЦ-3, которая принадлежит дочерней компании «Норникеля». По данному факту возбуждено три уголовных дела: о порче земли, загрязнении воды и нарушении правил охраны окружающей среды при проведении работ. На данный момент задержаны начальник цеха, директор, главный инженер ТЭЦ-3.
Подробнее об этом читайте в материале ForPost «Катастрофа в Норильске: Арктика — бомба замедленного действия России?»
Мы должны знать
Порядок информирования населения о техногенных авариях чётко прописан в действующих законах, связанных с гражданской обороной.
В идеале, о любом происшествии с экологическим ущербом необходимо сообщить жителям региона, где произошло ЧП.
До норильской катастрофы это условие было необязательным для журналистов и местных властей. Сообщалось только о резонансных фактах. Сейчас ситуация изменилась. К любому экологическому ЧП пока приковано пристальное внимание представителей СМИ, блогеров, экоактивистов. Поэтому утаить что-либо от общественности крайне сложно.
«Должны ли предприятия уведомлять об экологической катастрофе? Не должны. Они не компетентны оценить масштаб произошедшей аварии. Поэтому информирование — функция не предприятий, а местной власти. Именно чиновники на местах принимают решение об информировании населения о ЧП. Они могут получать информацию из любых источников», — сообщил ForPost первый заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.
В соответствии с действующим законодательством, работа по информированию населения — забота начальников штабов ЧС и ГО, причём независимо от того, какой они имеют ранг. Как правило, их возглавляют главы городов и регионов.
Именно поэтому мэра Норильска Рината Ахметчина обвинили в халатности. По версии следствия, чиновник, возглавляющий город с 2017 года, после крупной утечки нефтепродуктов на ТЭЦ-3 не принял мер, соразмерных бедствию. Задерживать градоначальника не стали.
Основная претензия к местным властям в том, что они своевременно не сообщили о ЧС федеральным властям.
Губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что узнал об инциденте из соцсетей и только через два дня после разлива. Компания-собственник ТЭЦ заявляет, что «своевременно и должным образом информировала о происшедшем» компетентные органы.
Президент Владимир Путин потребовал от главы СК РФ Александра Бастрыкина выяснить, кто врёт, и объявил ЧС федерального масштаба.
Сила соцсетей
Руководитель центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов считает, что после норильской катастрофы власти наконец-то стали обращать внимание на сообщения телеграм-каналов и пабликов в социальных сетях.
«Сейчас у многих чиновников на компьютерах, планшетах и смартфонах установлено специализированное программное обеспечение, которое фиксирует сообщения социальных сетей и СМИ на экологическую тему. Поэтому, чем больший резонанс вызывает происшествие в социальных сетях, тем более заметным оно становится для чиновников различного уровня», — пояснил Миронов в беседе с корреспондентом ForPost.
Он уточнил, что скрывать техногенные аварии становится сложнее из-за повышенного интереса россиян к деятельности промышленных предприятий.
Согласно последним данным, опубликованным ВЦИОМ в начале июня, 96% опрошенных граждан считают наиболее значимыми сторонами своей жизни среду обитания, экологию в месте проживания. Поэтому они так активны в телеграм-каналах.
Особенно внимательны жители небольших городов, на территории которых расположены промышленные гиганты. Своей активностью они раздражают градообразующие предприятия, которым всё сложнее скрывать факты нарушения экологического законодательства и «по-тихому» ликвидировать техногенные аварии.
«Тема «Экология» стала топовой в сознании жителей городов. Новостные агрегаторы подстраиваются под спрос и стараются давать больше экологических новостей. Когда все поймут, что в природоохранной сфере достаточно много нарушений, то будут предприняты шаги по их системному решению», — уверен Миронов.
Он отметил, что сейчас действуют различные ограничения по проверке предприятий. Этим, уверен Миронов, иногда злоупотребляют промышленники, нефтяники, газовики.
Например, компании, которые имеют лицензию на обеззараживание нефтепродуктов, зачастую сливают отходы в лес ради экономии средств. В условиях действующих ограничений нарушителей природоохранного законодательства выявить крайне сложно.
Поэтому зачастую промышленников ловят за руку не контрольно-надзорные органы, а пользователи социальных сетей. Фото и видео они активно распространяют в пабликах и мессенджерах. Таким образом эта информация доходит до прокуратуры и чиновников, а в случае с Норильском — и до президента.
Есть, правда, и обратная сторона медали.
«Экология стала модной темой. Поэтому некоторые сообщения высасываются из пальца», — выразил своё мнение ForPost исполнительный директор федеральной открытой экологической платформы «Российские зелёные» Сергей Шахматов.
По его словам, экологические ЧС и ЧП, например в Норильске, происходят постоянно. Этому есть объективные причины — организация сложного производства в непростых климатических условиях. Шахматов подчеркнул, что последствия от происшествий нужно минимизировать. Актуальная информация должна быть доступна как жителям города, так и контрольно-надзорным органам.
Читайте также: Катастрофа в Норильске: цена молчания — судьба Чернобыля?
Комплексный подход
Руководитель центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов уверен: одним информированием населения проблему не решить. Нужно внедрять современные технологии в производство. Они помогут сделать прозрачной деятельность предприятий.
«На промобъектах, расположенных, например, в Арктической зоне, нужно применять системы непрерывного контроля с соответствующими датчиками. Они в режиме реального времени должны не только оповещать население, но и фиксировать изменения в конструкциях, в работе очистных сооружений», — уточнил Миронов.
Такие технологии уже внедрены на Тобольских предприятиях СИБУРа. С помощью цифрового инструмента «Мобильный обход» у сотрудников крупнейшего нефтехимического комбината страны появилась возможность в режиме реального времени контролировать состояние оборудования и производить его обслуживание.
Ранее вся информация фиксировалась на бумаге и только по возвращении в операторную регистрировалась работником в системе старшего по смене. Теперь сотруднику для обхода необходим смартфон с установленным на нём специальным приложением, которое в режиме онлайн фиксирует результаты обхода.
Приложение для мобильных обходов позволило усовершенствовать практику обходов производственных объектов рабочим персоналом, ускорить процесс сбора данных об оборудовании вблизи установок, а также оперативно провести оценку рисков и пройти инструктаж по технике безопасности.
«Промышленные предприятия, где могут произойти разливы нефтепродуктов, должны перенимать опыт лесных хозяйств. Например, в лесхозах для профилактики пожаров делаются заградительные полосы. На промобъектах также должны быть установлены мембраны, специальные заграждения. Эти сооружения помогут предотвратить ЧС, которое произошло в Норильске», — уточнил Миронов.
Читайте также: Глава Минприроды назвал девять городов России с самой плохой экологией
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
Экологические катастрофы - это стало обыденностью. Владельцы СМИ долго эту тему не рассматривают. Как они считают, нам интереснее знать, где волочкова села на шпагат или что сказал Шнур. Значит мы этого достойны.