Наша страна столкнулась с природной катастрофой, по масштабу сравнимой с аварией на Чернобыльской АЭС, утверждают эксперты.
В Норильске (Красноярский край) 20 тыс. тонн дизельного топлива попали в реки Далдыкан и Амбарная. Такого в современной истории нашей страны не было никогда. Экологи опасаются, что от этой техногенной катастрофы экосистема Красноярского края не оправится. Они невольно проводят параллели со взрывом на Чернобыльской АЭС. Две аварии развивались по схожему сценарию и сравнимы по последствиям.
О том, кто виноват и что делать, — в материале ForPost.
Президент в шоке
Экстренное совещание у президента Владимира Путина 3 июня было достаточно напряжённым. Глава государства перебирал на столе бумажки и не мог понять: как такое могло случиться? Разговор президента с чиновниками получился жёсткий. К диалогу между федеральными, региональными и муниципальными властями уже подключились правоохранители.
«29 мая около 9 часов утра по московскому времени в результате разгерметизации опоры одного из резервных резервуаров на проезжую часть к подъездной автодороге к ТЭЦ № 3 в Норильске (Красноярский край) на промышленную площадку Надеждиного металлургического завода вылилось большое количество дизельного топлива. Часть нефтепродуктов попала в реку Амбарная, значительная часть», — на экстренном совещании озвучил президент официальную версию произошедшего.
Глава Красноярского края Александр Усс отметил, что в произошедшем виноваты собственники ТЭЦ-3, принадлежащей АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (входит в группу «Норникеля»). Они два дня скрывали от краевых властей истинный масштаб экологической катастрофы.
Усс также предложил варианты ликвидации последствий аварии. Так как река Амбарная является не судоходной, то можно собрать разлившееся по водоёму топливо и сжечь его в ёмкостях. Губернатор без дрожи в голосе отметил, что такого опыта в регионе нет, поэтому он не может гарантировать, что эта спецоперация пройдёт без сбоев. После чего Усс сказал, что доклад окончен и отвёл взгляд от заранее подготовленного отчёта.
«Ну чё доклад-то и закончил… А чё делать-то? Вы же губернатор…» — негодовал Владимир Путин.
Он узнал, что собственником разгерметизированной ёмкости является глава Норильско-Таймырской энергетической компании Сергей Липин. Глава государства напрямую обратился к промышленнику.
«Что произошло, и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там всё в порядке со здоровьем?» — говорил президент.
Далее Путин обратился к главе МЧС Евгению Зиничеву. Президент попросил объяснить, почему местные власти утверждают, что им не говорили о ЧП два дня, а Сергей Липин заявляет обратное: все были проинформированы вовремя.
«Только 31 мая поступила информация. Время зафиксировано. Нас здесь сложно будет опровергать», — робко ответил на претензию президента глава МЧС.
Путин потребовал правоохранителей разобраться, кто врёт. Главу МЧС президент отправил в Норильск, чтобы на месте оценить ситуацию и придумать ответ на вопрос, что делать. Глава государства признал происшествие в Красноярском крае ЧС федерального значения.
Читайте также: В Норильске экологическая катастрофа. Власти узнали о ней из соцсетей
Три уголовных дела
После этого совещания было возбуждено три уголовных дела: о порче земли, загрязнении воды и нарушении правил охраны окружающей среды при проведении работ. В Норильске уже задержан начальник цеха ТЭЦ-3.
Изначально сообщалось, что авария произошла из-за того, что в цистерну ТЭЦ-3 врезался автомобиль. Произошёл пожар на площади 350 кв. метров, после чего вылилось топливо. Люди отмечали, что на такой площади должен гореть не грузовик, а целый завод. Проект BAZA нашёл водителя, который был за рулём злосчастного автомобиля.
В беседе с журналистами мужчина отметил, что на пути следования увидел мокрый асфальт, хотя дождя в этот день не было. Ограждающих конструкций, предупреждающих знаков не было. Технологический персонал также отсутствовал.
«В какой-то момент машина остановилась. Что там произошло, сейчас трудно сказать. Может, она провалилась, произошëл подмыв асфальта. Но когда я открыл дверь, уровень увеличился, и, соответственно, уже запах был, чувствовался, дизельного топлива, не знаю, что там у них, не могу сказать. То есть уровень поднялся, я вылез через крышу. Как раз появился технологический персонал, к этому времени машина от этой жидкости начала дымить из-под капота. Языки пламени из-под автомобиля начали появляться. Я спросил у технологического персонала, вызвали ли они пожарную охрану. Они говорят: да, пожарную охрану вызвали. Я побежал, пока ещë машина дымила, так как телефон остался в машине, вырвал телефон оттуда, отбежал на безопасное расстояние, сообщил руководству и позвонил в дежурную часть полиции города Норильска. В это время уже автомобиль пылал полностью, и минут через пять пожарные подъехали», — рассказал свою версию произошедшего водитель.
После этого СК выдвинул новую версию произошедшего. По данным следствия, сначала прохудился резервуар, топливо вылилось на проезжую часть, после чего начался пожар и загорелся проезжавший мимо автомобиль. Часть топлива попала в местный ручей и речку Амбарная.
Как поясняет компания «Норникель», основная причина аварии — потепление в условиях вечной мерзлоты, которое привело в движение опоры под топливными цистернами, сообщает РИА Новости.
В официальной версии произошедшего не упоминается река Далдыкан, куда также вылилось топливо. Местные жители снимали видео и показывали, как после «купания» в багровой маслянистой реке вспыхивала газета, словно просмолённый факел.
Река Далдыкан является притоком реки Амбарная, которая, в свою очередь, впадает в озеро Пясино, откуда также вытекает река Пясино и впадает в Карское море.
В беседе с ForPost член экспертного совета Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, эколог Борис Кокотов отметил: если сейчас не выставить заграждение, топливо может попасть в Карское море, преодолеть 12-мильную зону и оказаться в международных водах.
При таком сценарии развития событий международное сообщество спросит уже с России за эту экологическую катастрофу.
Читайте также: Как в Крыму уничтожают драгоценные запасы воды
Порочное молчание властей и официальных СМИ
По мнению заместителя председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексея Кулеша, именно страх того, что эта техногенная катастрофа может стать международной, подтолкнул власти раскрыть информацию о ЧП. Прервали порочное молчание и официальные СМИ, которые до этого два дня не обращали внимания на местные телеграм-каналы, сообщающие об истинном положении дел в регионе.
Почему молчали?
Не секрет, что многие нефтехимические, промышленные, нефтяные и газовые компании с журналами, газетами, информагентствами и телеканалами заключают договор об информационном сотрудничестве. Кулеш уверен, что именно партнёрские отношения помешали официальным СМИ сообщить о ЧП вовремя. То есть журналисты получили деньги за информационное партнёрство и без разрешения пресс-службы «Норникеля» не разглашали информацию.
«Я очень осторожно предположу, что именно так и происходило с так называемыми официальными СМИ. Telegram при это рассказывал о катастрофе с 29 мая, было много фотографий и видео. Информация была как с домыслами, так и без них. При этом СМИ, которые должны давать экспертизу хорошего уровня, до 31 мая молчали. Предполагаю, что это делалось с оглядкой на пресс-службу промышленного предприятия», — предположил в беседе с ForPost Кулеш.
Он назвал лукавством заявления местных властей о том, что до 31 мая они не знали о ЧП в Норильске. По его мнению, сейчас все пытаются оправдаться, скрыть свою вину. Поэтому некоторые даже пытаются переложить ответственность на советских строителей, которые 30-40 лет назад возводили промышленный объект по устаревшим для нашего времени технологиям. Попытка обвинить советских застройщиков — это способ уйти от ответственности, уверен Кулеш.
«В Норильске произошла реально страшная экологическая катастрофа. Кругом вечная мерзлота, ничего не впитывается. Все 20 тыс. тонн топлива могут вылиться в Карское море. Катастрофа международного уровня. Можно провести аналогию с аварией на Чернобыльской АЭС, где так же до последнего замалчивали истинный масштаб трагедии, пока поняли, что скрывать информацию бессмысленно. Также произошло и в Норильске. Думаю, эта аналогия понятна», — считает Кулеш.
Читайте также: «Ступени великанов» в Немецкой балке Севастополя станут концепцией
Надежда на Бога?
Член экспертного совета Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, эколог Борис Кокотов уверен: происшествие в Норильске занимает второе место по разрушительному воздействию на окружающую среду после аварии на Чернобыльской АЭС. Если во время чернобыльской катастрофы под ударом оказались люди, то в Красноярском крае — природа.
«У происшествия в Норильске комплексные последствия. Когда происходит загрязнение почвы, то путём рекультивации её можно восстановить, убрав загрязнённый слой. В Норильске — вечная мерзлота, экосистема достаточно консервативная, поэтому ей будет нанесён больший вред», — уверен Кокотов.
По его словам, основная проблема в том, что дизтопливо попало в реки, следовательно, от загрязнения страдают рыба, птицы. Поэтому ущерб от норильской катастрофы — многокомпонентный. Представители Росрыболовства уже заявили, что водные ресурсы в регионе не смогут восстановиться в ближайшие 10-20 лет.
«Когда случаются подобные ущербы, восстановление окружающей среды кажется невозможным. Загрязняющие вещества идут вниз по реке, оседают на дно водоёма, загрязняют прибрежную зону. Конечно, можно было быстро собрать нефтепродукты, которые вылились в реку. Сразу этого сделано не было. С 29 мая по 31 мая из 20 тыс. тонн дизтоплива удалось собрать всего около 100 тонн, что абсолютно ничто в сравнении с масштабом техногенной катастрофы. Именно поэтому президент объявил ЧС федерального уровня, так как это нужно делать уже после попадания 5 тыс. тонн нефтепродуктов в водоём», — сообщил Кокотов.
Он отметил, что действиями человека в данном случае окружающую среду не восстановить. Сейчас нужно только полагаться на время и ассимиляцию самой окружающей среды.
Читайте также: Воду в Крыму хотят давать по часам
Коллективная ответственность
Кокотов подчеркнул, что никто в Красноярском крае не осознал истинный масштаб трагедии. Хотя собственники предприятия должны были сразу привлекать специалистов различного уровня для ликвидации ЧП.
«Сейчас подсчитывается ущерб. Речь идёт о миллиардах рублей, но нужно понимать, что это средства, которые просто попадут в бюджет. Исправить ситуацию сейчас нельзя, я считаю ущерб необратимым», — уверен Кокотов.
Он объяснил также, почему красноярские экологи не отреагировали на сообщения телеграм-каналов от 29 мая.
Во-первых, такой крупной экологической катастрофы за последние 20-25 лет в России не было. Во-вторых, в стране не принято придавать широкой огласке всё, что связано с загрязнением окружающей среды. Поэтому, уверен Кокотов, экологи молчали и не били в набат.
«Все посчитали, что это просто обычное загрязнение окружающей среды. Регулярно бывают порывы на нефтепроводах, каким-то образом затем всё нивелируется. Об этом широко не освещается в СМИ. Поэтому в Норильске не прочувствовали масштаб трагедии. Думали, что быстро соберут это дизтопливо, инцидент будет исчерпан. Хотя компания обязана была сообщить о ЧП в уполномоченные госорганы. Есть чёткий регламент: необходимо сообщить в течение шести часов о загрязнении почвы, в течение четырёх часов — о загрязнении водного объекта. Этого сделано не было, что и привело к тому, что имеем. ЧП в Норильске показало общее отношение к окружающей среде. Да, случаются происшествия, но они не принципиальные, не носят масштабного характера, пройдёт и ничего страшного», — уточнил эколог.
Он подчеркнул, что в подобных ситуациях ответственность должны нести все: от сотрудника предприятия, который должен был следить за состоянием цистерны, до руководителя, который должен был обеспечить соблюдения требований промышленной безопасности. Кокотов не исключил, что замалчивание экологических катастроф в России имеет место. Он уверен, что сейчас нужно провести мониторинг регионов, где работают нефтегазовые компании, чтобы власти и экологи на федеральном уровне имели реальные данные об экологической обстановке.
Читайте также: Охрану природы Севастополя возглавила Юлия Гаврилова
За семью печатями
Глава МЧС Евгений Зиничев и губернатор Красноярского края уже облетели район разлива топлива, сообщают РИА Новости. По данным пресс-службы МЧС, на месте ЧС работает оперативная группа спасателей, оснащённая беспилотными авиационными системами для мониторинга развития ситуации. На основе полученных данных специалисты проводят расчёты, строят ортофотопланы и модели развития обстановки.
Меры по ликвидации последствий сегодня обсудят на выездной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Глава МЧС России Евгений Зиничев заявил о том, что решение по ликвидации утечки нефтепродуктов в Норильске найдено. Но способ ликвидации последствий данной ЧС оказался засекречен — уточнять, о каком именно решении идёт речь, министр не стал, сообщает «Царьград».
В свою очередь, губернатор Красноярского края Александр Усс высказал своё мнение о том, что работа по восстановлению «может быть завершена в короткие сроки».
По данным пресс-службы прокуратуры Красноярского края, площадь загрязнения на данный момент составляет 180 тыс. квадратных метров.
Читайте также: В Феодосии вино потекло рекой по ливнёвке прямо в море
Роберт Вочовский
Обсуждение (13)
Зас*анцы!
Глава МЧС России Евгений Зиничев заявил о том, что решение по ликвидации утечки нефтепродуктов в Норильске найдено. Но способ ликвидации последствий данной ЧС оказался засекречен — уточнять, о каком именно решении идёт речь, министр не стал,
Ага технология секретная! Отдать бесплатно китайцам и они за ночь вёдрами пособирают!
Меняйло там ...
to Ahmat Geray: Не зачет. Китайцы при уровне пресловутой "средней зарплаты" в стране выше, чем у нас, на 20% пачкаться уже не будут, тем более, что уже успели затупиться у нас же, в период низких, около нулевых цен на нефть.
20 тыс. тонн дизельного топлива - это, конечно, весьма прилично.
Но стравнивать ситуацию с Чернобылем обычный перебор депутата.
Страшилки примитивные.
Знаю последствия порывов подводных нефтепроводов в Западной Сибири, в том числе на Оби.
Серьезные последствия для экологии.
Но как сегодня вопят - противно слушать.
И стрелочника уже нашли, сидит в следкоме...
Прогнившая ветикаль власти. Невменяйло отблагодарил В. В. Путина за сладкую должность. Это уже вторая благодарность. Первая - подтопление в Иркутской области, с которым до сих пор не завершены все работы, но об этом федеральные СМИ скромно помалкивают.
Топливо собрать, Норникель национализировать в качестве компенсации ущерба!
Слишком много шума, скорее всего компания в СМИ направлена против Потанина. Авария, конечно, значительная, но там абсолютно безлюдные места и при оперативном сборе топлива всё будет хорошо. Сравнивать с Чернобылем, просто некомпетентно. https://ibb.co/542NMjK Хотя, о площади загрязнения уже врут в СМИ.
"На совещании у Путина губернатор региона Александр Усс заявил, что все разлившееся топливо будут сжигать, так как это единственный способ утилизации. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин в ответ сообщил, что костер на площади такого масштаба приведет к проблемам.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed8953e9a7947639f03bb7f?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
Бедные животные птицы и рыбы, по полной достанется им, кто вообще не причём. А кто допустил и скрывал просто сволоты
все...с..ка через ж@пу.. и там обгадился. Бедные люди...
Вообще, рекомендую авторам ФП аккуратнее относится к выбору "экспертов". Смотрите, например, в elibrary информацию о человеке. Эколог Борис Кокотов не имеет НИОДНОЙ научной статьи по данным этого главного в России источника. Почему Вы называете его Экспертом?
С
И ещё - опять же авторам и редакторам ФП - нет такого комитета в Госдуме, "экспертом" которого является цитируемый товарищ. Смотрите duma.gov.ru/duma/commissions/ .
С уважением.