По данным Росстата, в прошлом году инфляция в России превысила прогноз и составила 8,39%, при этом больше всего подорожали продукты питания (продовольственная инфляция по итогам года составила 10,78%).
Кандидат экономических наук Антон Любич в комментарии ForPost заявил, что инфляция в России носит монетарный характер, и предложил бороться с ней путём повышения зарплат чиновникам и всем, кто работает в госсекторе. Об этом оригинальном подходе к преодолению роста цен читайте здесь.
Однако ранее кандидат экономический наук Михаил Беляев заявлял ForPost, что инфляция в России носит немонетарный характер, а поэтому и бороться с ней монетарными методами (а именно этим занимается Центробанк) невозможно.
Природа российской инфляции
Под монетарной инфляцией нужно понимать увеличение денежной массы, когда она превышает количество товаров, работ и услуг. Из-за того, что денег много, а товаров меньше, они начинают дорожать. Об этом подходе к определению инфляции можно прочесть в любом учебнике.
В то же время инфляция далеко не всегда имеет монетарное происхождение.
Как сейчас пояснил ForPost экономист Михаил Беляев, под инфляцией нужно понимать любое повышение цен на товары, работы и услуги. Причины повышения могут быть как монетарные, так и немонетарные.
«На Западе называют пять факторов роста цен: монополистическое ценообразование, завешенные цены в военно-промышленном комплексе и перенос их в гражданский сектор, импортируемая инфляция, то есть влияние импортных дорогих товаров на внутренний рынок — вот это немонетарные факторы; монетарные — это кредитная эмиссия банков, когда банки увеличивают количество денег в обращении, и бюджетная эмиссия под дефицит бюджета», — рассказал Беляев.
По его словам, в России нет ни бюджетной эмиссии, ни кредитной эмиссии банков. Иными словами, монетарные факторы не влияют на рост цен.
Кроме того, число импортных товаров у нас не столь велико, чтобы оказывать существенное влияние на инфляционные процессы. Наконец, ВПК у нас находится в руках государства, что также позволяет нивелировать инфляционные риски.
По мнению Беляева, именно монополистическое ценообразование является главным фактором, вызывающим рост цен в России.
«Давайте посмотрим на продовольственный, строительный рынок — везде присутствуют и доминируют крупные компании. В розничной сфере может существовать несколько крупных компаний, но конкуренции нет. Даже если нет между ними никакого сговора, то есть понятие концертированных действий: они объединены единой целью повышения прибыли через повышение цен, им даже договариваться не надо», — пояснил Беляев.
Чтобы понять, как происходит повышение цен без каких-либо картельных договорённостей, по словам Беляева, нужно представить людей, идущих утром в станции метро в одно и то же время. Эти люди ведь ни о чём не договорились, но тем не менее делают одинаковое действие, так как их цели совпадают.
«Рынок, где присутствуют крупные компании, нельзя сравнивать с классическим рынком, где много мелких компаний. Нельзя считать, что у нас рынок мелких компаний, но есть несколько крупных. У нас не классический рынок, а это очень серьёзно всё меняет. В классическом случае всё уравновешивается спросом и предложением, но в нашем случае цена определяется диктатом крупных компаний», — пояснил Беляев.
По его словам, даже популярные фермерские ярмарки нельзя считать созданием конкурентной среды, так как торгующие на них ориентируются на цены в торговых сетях, а в итоге могут продавать свою продукцию даже дороже, потому что она лучшего качества, экологична и пр.
Читайте по теме: Как спасти Россию от бешеного роста цен на продукты
Как бороться с инфляцией в России
По словам экономиста Михаила Беляева, бороться с немонетарной инфляцией вообще и монополистическим ценообразованием в частности можно только двумя путями: конкуренцией и контролем цен со стороны государства.
«Других методов нет: если мы не можем сделать рынок с равновеликими игроками, то нужно включать антимонопольную службу. Но ограничивать нужно не сами цены, а аппетиты. Антимонопольная служба должна выяснять, насколько прибыли компаний превышают рыночно-обоснованные, и ограничивать не цены, а эти прибыли», — пояснил экономист.
По его мнению, в России сложилась ситуация, когда поменять структуру многих рынков, включая рынок продовольствия, уже невозможно. Любое директивное вмешательство повлечёт «новый 1917 или 1991 год».
Поэтому государству и нужно сосредоточиться на контроле над аппетитами крупных розничных торговцев, а также оптовиков и производителей с тем, чтобы их маржинальный доход был не запредельным, а экономически обоснованным.
Одновременно эксперт напомнил, что Центробанк РФ пользуется монетарными механизмами влияния на инфляцию. Например, очередное повышение ключевой ставки запланировано на февраль этого года. Однако этот способ не только плохо работает, но и вообще тормозит развитие экономики.
Если говорить очень просто, то выглядит это так.
Центробанк повышает ключевую ставку, и коммерческие банки вынужденно повышают ставки по кредитам. Производитель, готовый развивать производство или просто ради пополнения оборотных средств, вынужден брать кредиты по повышенным ставкам. А чтобы не терять в прибыли, он вынужденно повышает цены на свою продукцию или вообще может отказаться от развития производства.
Читайте по теме: Центробанк должен и может заставить российские банки работать в Крыму
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Короче, дикий капитализм набирает обороты и просвета не видно.
То есть вернуть статью за спекуляцию.
Больше всего выросли цены на стройматериалы, некоторые позиции на 100 и более процентов. Видимо, все - и производители, и торговцы, и посредники пытаются компенсировать потери короновирусных ограничений.