В сентябре этого года ForPost рассказывал о том, как в Севастополе старинные латунные пушки уличной экспозиции Севастопольского музея Черноморского флота зачистили до голого металла – лишив их защитной зеленой патины (результата многолетнего окисления медных сплавов), которая формировалась порядка 200 лет.
Тогда эта ситуация вызвала возмущение у многих горожан, особенно тех, кто увлекается военной историей города. В экспозиции представлены непосредственные участники событий Крымской войны – российские полевые орудия, а также трофейные английские и турецкие пушки.
Тогда заведующий филиалом ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России (официальное название музея ЧФ) Владимир Клюев рассказал ForPost, что таким образом была произведена реставрация орудий XIX века.
«Если бы люди разбирались в музейной работе, в реставрации, они бы таких вопросов не задавали (по поводу зачистки пушек). Эти пушки обработаны химическим раствором специальным, высветлены до заводских установок. Ничего страшного в этом нет, плановая работа, согласно инструкциям Минкульта», – подчеркнул он.
По его словам, после дождей и похолодания орудия приобретут темно-коричневый цвет. «То есть станут такими, какими должны быть», – добавил Владимир Клюев.
С того момента прошло почти 2,5 месяца. Корреспондент ForPost решил посмотреть, как изменились пушки за это время.
Как оказалось, пушки потеряли блеск начищенных солдатских пряжек, однако в углублениях появилась все та же зеленая патина, с которой пытались бороться реставраторы. Смотрится это, мягко говоря, не очень. Главный вопрос – стоило ли вообще трогать эти пушки – остается открытым.
«В мировой практике (артиллерийской культуре) не припомню, чтобы на открытых площадях «медные» орудия зачищали до состояния блеска. Например, в благородной зеленой патине трофейные орудия у стен Кремля, и никто их до состояния голого металла не зачищает», – ранее заявил член общества исследования старых орудий (Оrbnance Society) Юрий Куликов.
Глеб Вадатурский
Фото автора
Обсуждение (16)
"Хотели как лучше, получилось как всегда".
В.Черномырдин.
Ну прям как виноград после медного купороса....
Этот деятель термин реставраторский "дикая зелень" никогда не слышал? Настоящая патина образовывается там где воздух начала прошлого века,а нынешний образует пустоты в головах чиновников.У Сулеймана Великолепного такому провели-бы щадящую лоботомию от седьмого шейного позвонка для свободы парения его возвышенного разума.
Заставь дурака Богу молиться!
Вот думаю, реставраторы ли это были? И кто у нас другие объекты в центре (да и не только) реставрирует?
Этот деятель ещё работает или уже свои яйца начищает до блеска где-нибудь в другом месте? Бабки за варварскую чистку вернул?
они же..потому все через Ж
Я не ресторатор но сталкивался с латунью Ничего не могли сделать Может обеднение произвести или напыление ? ЭЕто надо чтоб московские специалисты делали а не клоуны которых привозит Развожаев и К
На пушках бронза,на латуни патины не будет от слова совсем.Будет только унылая серость.Ещё нужны многие и многие годы без примесей выхлопных газов. Можно на бронзе,по крайней мере оловянистой,добиваться подобных оттенков иногда смесью очень жидкого гипсового раствора с мелом в минимальных количествах или содовым раствором опять-же с мелом,но ещё некоторые виды глины имеют подобные эффекты.Иногда на это уходят недели,а иногда месяцы при минимальной толщине образовашегося слоя.Наверно есть ещё варианты,но скорострел никогда не будет равен седой старине.
исключительно по графоманским соображениям
"d dd (Родился в Ленинграде) 12 сентября 2022 - 19:06
Вот честно, задело
Для тех, кто разбирается в музейном деле - прочтите для примера науч поп https://www.nkj.ru/archive/articles/3237/ и не стыдитесь, инструкцию минкульта выложите, чем там обосновывается удаление многолетнего слоя патины (естественного защитного слоя на поверхности.Да и комментарий Севнаследия тоже хотелось бы увидеть, чем к примеру многолетний слой патины хуже однолетнего?
"Скорость образования патины в условиях промышленной атмосферы колеблется в пределах 1,25-2,6 мкм. в год." ТЕ последнии лет сто ее не чистили , в теперь черноты и зелени ждать лет 25
Очередной плюс в карму новой реальности"
Повспоминал,где видел еще бронзовые "зелененькие" , в Лиссабоне есть статуя королю Хосе 1.
Поищите поиском, её не так давно чистили и защиту какую то наносили. Легко находится до и после.Просто сравните результаты.(это не низкопоклонство перед западом)
to Иван Петровский: Это точно. Вот например на одной из колон с фонарем у музея давно не хватает по низу металлического элемента,части"подставки". Специалисты реставраторы этого не заметили?! !!
Посмотрел на реставрированную статую Хосе 1,я такую краску в Эпицентре когда-то покупал.Люди пытаются бороться с этой самой дикой зеленью спасая шедевры,и даже лепят силикон своим стареющим жёнам.На растоянии вполне,но вблизи уже и пахнет по другому.Современных технологий много,и в пищевой промышленности,но раньше мужчины на допотопной пище пободрее были и понастоящее.Без крайней нужды статую не тронули-бы,значит начиналась от смогов в сочетании с росой чума.Здесь же у нас чума в головах завхозов.
to мерцание: не думаю,что красили, скорее "смыли" слишком зеленое от "надышались" и там сплав "не такой"
Да и ключевое - необходимость
не реставратор, но думаю полученный после чистки блеск можно попробовать сохранить:
- хромированием;
- покрытие нитридом титана.
to Владислав Лагойда: можно,но будет почти новодел
Зеленая патина, как раз не благородная, эти соли меди только способствуют дальнейшему разрушению металла. А благородная патина темно-коричневого цвета - это тот окисел, который предохраняет металл от дальнейшего разрушения.
Изначально она выглядела без патины, блестящей. Природа сама сделала новодел.
Смотря на неё в патине мы видим её не так как не выглядела в Крымскую войну.
Было бы интересно чем-то покрыть прозрачным и на века, чтобы не окислялось, но вряд ли такое есть.