Объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги сейчас достигает почти 1,3 триллиона рублей. Из них долги населения - 570 млрд рублей, подсчитали для "РГ" в минстрое.
По данным Росстата на осень 2019 года, 282 млрд рублей задолжали жители управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК. 139 млрд из них население недоплатило по графе "содержание жилого помещения", 14 млрд за холодную и 25 млрд за горячую воду, еще 14 млрд за водоотведение. 53 млрд рублей должны жители за отопление, 11 млрд за электричество и 0,7 млрд за газ. Еще 290 млрд рублей задолжали за коммунальные услуги граждане, имеющие прямые договора с поставщиками. Из них 50 млрд рублей - долги за воду и канализацию, 125 млрд - теплоснабжающим организациям. 55 млрд задолжало население за электричество, 44 млрд за газ и 14 млрд за вывоз мусора. В целом, как отмечают в минстрое, размер задолженности в последние годы остается примерно на одном уровне.
С 1 апреля вступают в силу нормы, по которым в исковом заявлении в суд нужно указывать так называемый идентификатор ответчика. Это могут быть его паспортные данные, номер водительского удостоверения, ИНН, СНИЛС и пр. Такой порядок позволит избежать взыскания долга, например, с однофамильца должника. Однако эти нововведения могут парализовать взыскание долгов за ЖКУ. Как отмечал Комитет Госдумы по жилищной политике, для организаций ЖКХ не установлен принцип обязательности заключения договоров с жильцами. Законодательством не предусмотрены процедуры обязательного получения у жильцов управляющими компаниями или поставщиками воды, тепла и газа таких сведений. Из-за этого введение нормы об указании идентификаторов, которая изначально должна была начать действовать осенью прошлого года, было отложено на полгода.
Минстрой сейчас прорабатывает варианты решения этой проблемы. Ведомство направило в правительство предложение внести в законодательство изменения и освободить организации ЖКХ от обязанности указывать идентификаторы ответчика, если такими сведениями организации не располагают. Как сообщила "РГ" пресс-служба минстроя, также обсуждается, что управляющие компании и ресурсоснабжающие организации смогут получать сведения о потребителях через ГИС ЖКХ - в системе будет организована идентификация граждан через уникальные единые лицевые счета.
По мнению замминистра строительства и ЖКХ Максима Егорова, сейчас жители недостаточно мотивированы своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. "Но своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг - обязанность граждан и других получателей этих услуг, которая установлена законодательством. По сути, это такая же плата, как плата за другие товары и услуги, которые ежедневно потребляет гражданин, - за еду, проезд, бензин или поход в театр", - говорит Егоров. Управляющим компаниям и поставщикам услуг нужно активизировать усилия по взысканию задолженности за ЖКУ. "Сейчас появляется все больше доступных и удобных способов оплаты за ЖКУ - от личных кабинетов до автоплатежей", - отмечает Егоров.
За счет удобства оплаты в министерстве ожидают повышения платежной дисциплины. Сейчас вовремя вносят плату за коммунальные услуги 95-98 процентов жителей.
В минстрое напоминают, что существуют способы мирного урегулирования вопросов по погашению задолженности. Управляющие организации могут предложить реструктуризировать долг через комиссию по урегулированию ситуации. Можно, например, заключить с управляющей компанией соглашение о погашении долга в рассрочку без процентов. К злостным неплательщикам применяются более жесткие меры - взыскание задолженности через суд, арест имущества и ограничение выезда за границу. В крайних случаях может быть ограничена подача коммунальных услуг. Комплекс мероприятий по повышению платежной дисциплины будет предусмотрен и в Стратегии развития жилищно-коммунальной сферы РФ до 2035 года, говорит Егоров.
Обсуждение (4)
Реформа ЖКХ - ещё одна неудачная реформа.
Образование (ОГЭ, ЕГЭ), оптимизация медицины, ЖКХ, что ещё?
Есть ли хоть одна удачная реформа?
Я не в курсе.
А что там с взысканиями с управляющих компаний и ресурсников за не предоставляемые согласно обязательств услуги? Уже даже Генпрокуратура признает, что в области ЖКХ 60% услуг предлоставляется только на бумаге!
1. В тех домах, где отсутствует (не выбран) Совет МКД, управляющие организации тупо грабят собственников помещений мкд.
2. В тех домах, где выбранный Председатель Совета МКД тупо подписывает акты приёмки работ (ленится, в сговоре, либо подпись поддельная), управляющие оранзации тупо грабят собственников помещений мкд.
3. В тех домах, где акты приёмки работ подписывают некие "жильцы", грубо нарушаются права сосбственников помещений мкд, при этом управляющие организации тупо грабят собственников помещений мкд.
4. Чтобы стимулировать собственников помещений на своевременную и полную оплату, следует поступить так же как поступила ГИБДД, которая за уплату штрафа в первые 2 недели предоставляет скидку 50%. Понятно, что ГИБДД косит деньги на ровном месте, но хотя бы 5-10% можно скинуть. Точнее так. Завысить тариф, хотя он и так завышен. И затем предоставлять скидку дисциплинированным сосбственнкам помещений.
5. У нас претензии на неуплату выдвигает некая ЕИРЦ, даже в суд обращается (к мировым судьям). У собственников помещений с данным учреждением договорных отношений нет и никогда не было. Должны выдвигать и предъявлять либо управляющие организации, либо ресурсоснабжающие плюс фонд содействия капремонту.
Пора списать долги всем гражданам!А то бедным африканским республикам прощают,а своим не могут?