Россияне всё больше становятся заложниками экономической ситуации, когда те, у кого не растут зарплаты, оказываются в сегменте неформально занятых. По данным Росстата, в третьем квартале нынешнего года число неформально занятых достигло почти 16 млн человек. Это более 21% от всей занятости в стране, пишет РБК.
Кроме того, нечто подобное фиксировалось в третьем квартале 2016 года, тогда неформально занятые составляли чуть более 16 млн человек или 22%. То есть сейчас показатель почти рекордный.
К слову, лидерами по росту неформально занятых оказались Москва, Санкт-Петербург и Севастополь: плюс 156, 108 и 45% соответственно. В других крупных населённых пунктах прирост «неформалов» составил порядка 30-40%.
Об этом явлении – в материале ForPost.
Определимся с терминами
Чтобы предметно говорить о явлении неформальной занятости и её росте, стоит для начала понять, что в сам термин вкладывает Росстат.
И тут оказывается, что неформальная занятость не является исключительно негативным явлением. Поскольку статистическое ведомство в свои цифры включает абсолютно всех, кто трудится не у юрлиц. А это и нанятые сотрудники ИП, и самозанятые, которые являются вполне легализованными работниками.
Но, конечно, в неформальную занятость входят и те люди, которые трудятся в теневом секторе экономики. Каково это число? Ответа нет. Стоит лишь напомнить, что ранее Минтруд приводил цифру в 10 млн человек трудоспособного населения, которые заняты вообще не понятно чем. Это разного рода гаражные мастера, репетиторы, блогеры, арендаторы и так далее. То есть, обобщая, — все те, кто зарабатывает, но официально доходы не показывает.
О теневой занятости и о том, как с ней бороться, мы уже подробно рассказывали. Тут повторяться не будем. О проблеме можно прочесть здесь.
В этом материале рассмотрим причины перехода огромного числа работающих людей в неформальную занятость на вполне легальных основаниях.
А куда деваться?
Курьер из Санкт-Петербурга по имени Игорь рассказал ForPost свою историю.
«В 2023 году у меня родился ребёнок, тем временем инфляция в стране уже довольно давно была высокой, а мой работодатель никак заработные платы не индексирует. Естественно, денег стало не хватать. Поэтому сейчас по вечерам я подрабатываю велокурьером по 6-7 часов в день. В таком режиме с двумя выходными это дает порядка 30% нашего семейного дохода», — рассказал Игорь.
Он добавил, что часто сейчас можно услышать, что курьеры зарабатывают неоправданно много.
«Я бы смотрел на ситуацию иначе: это другие зарабатывают неоправданно мало. Отмечу, что граждан России, которые живут только за счёт работы курьером, не так уж много. В основном этой работой занимаются мигранты из Средней Азии. И они кстати, зарабатывают 130-150 тыс. рублей в месяц, работая по 12-14 часов в сутки и почти без выходных. А вот наши граждане используют эту возможность как подработку, и таких довольно много. Это люди самых разных возрастов и профессий, которые идут на эту тяжёлую работу, отнимающую огромное количество физических сил, ради того, чтобы прокормить свои семьи», — отметил наш собеседник.
Его слова подтверждают и данные Высшей школы экономики.
«По исследованиям как "Вышки", так и других агентств, у нас несколько миллионов человек получили устойчивую дополнительную занятость — прирост 20–30% к доходу на основной работе», — рассказал РБК научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
А по данным ФНС, чаще всего такую подработку люди находят в сферах такси и доставки, продажи продукции собственного изготовления, а также в строительстве, ремонте и индустрии красоты.
Встречное движение
Добавляют неформальной занятости на российском рынке труда и работодатели. По словам профессора Финансового университета при правительстве Александра Сафонова, тут как раз не идёт речи только о теневой занятости. Хотя она, как говорилось выше, имеет место быть.
Речь — о случаях, когда работодатель не в силах увеличивать зарплаты сотрудникам из-за сложившейся экономической ситуации.
«Потому он ищет способы экономии на налогах и социальных взносах. И как вариант — перевод сотрудников на режим самозанятости, а также выплата части зарплаты в конверте. Динамика отражает попытку работодателя всеми возможными силами сэкономить на расходах на рабочую силу», — пояснил эксперт.
К слову, по мнению Сафонова, свой вклад в статистику вносят и службы занятости, которые предлагают безработным гражданам оформить режим самозанятости. Тем самым они отпускают человека в «свободное плавание», и он уходит из статистики по безработице.
Как к этому относиться?
По словам юриста Егора Фёдорова, если отбросить сугубо теневую занятость, то официальная неформальная занятость явлением негативным с точки зрения законодательства не является, но точно является неким трендом сегодняшнего дня.
«Если человек легализован как самозанятый и платит налог с дохода, вопросов со стороны закона к нему нет. А само увеличение числа неформально занятых – это просто реалии современности и сложной экономической обстановки. Но в этой истории есть социальная проблема. Во-первых, самозанятые лишены права на страховую пенсию, если только они не копят стаж и баллы на другой работе. Во-вторых, другие трудовые гарантии для них тоже недоступны. Из личных бесед с курьерами, например, мне известно, что заболеть для них – это проблема, а заболеть надолго – вообще катастрофа. Ведь они не смогут зарабатывать, а права на выплаты по временной утрате трудоспособности у них нет. Мне кажется, назрела необходимость урегулировать эту сферу с точки зрения обеспечения социальной защиты таких трудящихся», — пояснил юрист.
Наконец, по его словам, сами компании, где трудятся такие самозанятые, например, таксисты или курьеры, настолько вольно относятся к их потребностям и интересам, что позволяют себе очень многое и «относятся к людям, как к расходнику».
«К примеру, одна из очень крупных компаний по доставке продуктов в случае, если курьер не выходит на смены три дня подряд, лишает его выплаты уже заработанных ранее денег. Чтобы получить своё, человек обязан выйти на смены в выходные дни или разорвать отношения с фирмой. Это условие компании, которое ставит самозанятого курьера в по сути рабское положение. Кроме того, такие компании в одностороннем порядке меняют условия оплаты труда. Хорошо, если это в сторону повышения, когда есть необходимость для дополнительной стимуляции. Но в практике есть примеры, когда компания просто за один месяц дважды уменьшила оплату самозанятым работникам, причём без какого-либо пояснения. Полагаю, что и тут стоило бы навести порядок, поскольку такой тоталитарный подход в современном обществе недопустим», — отметил юрист.
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
прям откровение,
из этого расходника, как из сланца давят нефть
что потом остается?