29 июня мы отмечаем День партизан и подпольщиков. После окончания Великой Отечественной войны прошло 77 лет, но до сих пор в Крыму продолжается поиск боевых мест и захоронений героев, которые ценой собственной жизни выковывали Победу для будущих поколений.
Сегодня ForPost расскажет, какие находки, связанные с партизанским движением, были сделаны в Крыму в последние несколько лет.
Захоронение «подняли» корни дерева
Из последних находок — обнаружение трёх партизанских могил. Об этом ForPost рассказал руководитель поискового объединения «Крымский рубеж» Александр Ефанов.
Одну из находок поисковики сделали на горе Юке-Тепе, известной как «Высота 1025», неподалёку от восстановленной активистами партизанской землянки. Сначала заметили бачок противогаза, а затем нашли останки.
Другое захоронение обнаружили на склонах горы Яман-Таш благодаря тому, что со временем останки вынесло на поверхность корнями деревьев. В этих местах во время Великой Отечественной войны находился партизанский штаб.
Третью могилу обнаружили неподалёку от туристической тропы в том же районе. По целостности скелетов видно, что все три находки являются именно захоронениями.
Сопутствующего инвентаря в могилах партизан нет. Поэтому интереса для так называемых «чёрных копателей», а проще говоря мародёров, они не представляют, пояснил собеседник издания.
«В Крыму партизанам приходилось нелегко, особенно после падения Севастополя. Перед захоронением снимали тёплые вещи и обувь. Обувь делали из автомобильных покрышек. Вырезалась подошва из покрышки, к ней пришивался брезент», — отметил Ефанов.
Идентифицировать останки партизан практически невозможно, так как у них не было подписанных вещей. Тогда как при павших бойцах регулярных частей иногда находят капсулы с личными данными, подписанные фляги, каски и так далее.
Об одной трагической фотографии
После падения Севастополя и без того скудное снабжение крымских партизан ухудшилось. Защитники белокаменного, не дождавшись эвакуации, пытались прорваться с боем в горы, чтобы пополнить ряды партизан. Из нескольких тысяч непокорных бойцов сделать это удалось лишь единицам. Большинство идущих на прорыв погибли под пулями немецко-фашистских захватчиков или попали в плен.
Нередко защитники города пробирались с мыса Херсонес вдоль берега под обрывом в сторону Фиолента, где ночью поднимались по тропинкам. Но наверху их ждали вражеские прожектора, освещавшие обзор пулемётчикам…
После войны на Фиоленте, где сейчас «первая линия» дачной застройки, находили немало останков погибших в те роковые дни.
В музейном комплексе 35-й Береговой батареи посетители могут увидеть фотографию с телами защитников. Среди них — девушка-медсестра.
Немецкое архивное фото, представленное в экспозиции 35-ой Береговой батареи.
«Судя по деталям фото — оружию в руках, нагромождению тел — есть предположение, что они погибли именно после такой вылазки, когда собирались прорваться в горы к партизанам. Возможно их обнаружили. Они в спешке возвращались. И погибли, не успев укрыться в подземных помещениях батареи», — рассказал поисковик, хранитель фонда музейного комплекса «35-я Береговая батарея» Андрей Могила.
Бои в горах и «рельсовая война»
История партизан в Крыму таит немало трагедий. Многие умерли не в бою, а от голода. Раненые не выживали из-за отсутствия медикаментов.
Несмотря на сложности, крымские партизаны внесли свой вклад в борьбу с оккупантами. На южнобережных серпантинах дорог устраивали засады. Вели так называемую рельсовую войну, когда выводится из строя железнодорожный транспорт противника, подрываются пути и поезда с живой силой и материальными ценностями, вооружением.
Наибольший масштаб «рельсовая война» имела в Белоруссии, но и в истории Крыма есть заметные события. Местные партизаны ухитрялись проводить подобные операции в открытой степи, например, в районе Джанкоя — важного железнодорожного узла.
«В Крыму численность партизан на пике можно оценить приблизительно в 3,5-3,7 тысячи бойцов», — напомнил Ефанов.
Три партизанских отряда сформировали военнослужащие, по разным причинам оставшиеся в Крыму. Они получили наименование Красноармейских. Вливались в движение и местные жители. Те, кто не воевал сам, помогали партизанам. Зачастую платя за это своей жизнью...
Печальная история крымских греков
Оккупантами была сожжена крымская деревня Лаки. Поводом стала поддержка жителями партизан. Это должно было стать актом устрашения.
«Среди руководителей партизан были в том числе этнические греки — например, Михаил Македонский, Николай Спаи. Им удалось наладить контакты с местным греческим населением», — рассказал Ефанов.
А поддержка местных жителей жизненно важна для успешной партизанской войны, подчеркнул руководитель поискового объединения «Крымский рубеж».
Несмотря на это, после освобождения полуострова в 1944 году крымских греков депортировали. Сложно представить, что пережил человек, у которого сожгли родной дом с семьёй. А после Победы над ненавистным врагом выселили из родных краёв.
Впрочем, о каком-либо разделении по этническому принципу говорить нельзя. Бок о бок тогда сражались русские и украинцы, греки и другие народы. Крымские татары также активно участвовали в партизанском движении, добавил Ефанов.
«По местам партизанской славы»
Чтобы прочувствовать жизнь крымских партизан, можно посетить восстановленную землянку в районе «Высоты 1025» в Симферопольском районе. Рядом с ней поставили информационный стенд. Неподалёку проходит туристическая тропа.
«Там можно посмотреть, что из себя представляла партизанская землянка. Их в наших горах очень много», — заметил Ефанов.
Российские Студенческие Отряды в прошлом и в этом году также занимались восстановлением памятников, посвящённых партизанам.
«Проводили работы по восстановлению на памятниках "Путник", " Курган Славы", "Костёр", " Штык", "Катюша"», — рассказал руководитель регионального штаба студенческих отрядов Крыма Владимир Кайданский.
Памятник партизанам-артиллеристам «Партизанская катюша».
Читайте по теме: Мы не «занимаемся» патриотизмом: как потомки неизвестных солдат в Крыму чтят их память
Партизан в укромных уголках леса предавали земле боевые товарищи. И наверно не раз поминали. Теперь же их имена помнят разве что вековые деревья в крымских лесах. Для нас они останутся неизвестными. Их останки с почестями перезахоронят в могилах неизвестного солдата.
Андрей Брегов
Фото: 35batery.ru, Владимир Кайданский