На шестой год после присоединения Крыма к России решение проблемы высоких цен на топливо на полуострове наконец сдвинулось с мертвой точки: за последние месяцы горючее на полуострове значительно подешевело, по отдельным позициям почти сравнявшись с ценами Краснодарского края.
Благодарить за это надо не только власти, в самом деле приложившие все усилия для снижения цен, но и простых граждан и СМИ, которые регулярно привлекали внимание к проблеме.
Но теперь немалые сложности могут возникнуть уже у розничных сетей крымских АЗС, поскольку сегодня на рынке все больше факторов неопределенности, а ряд системных проблем по обеспечению Крыма горючим по-прежнему далеки от решения.
Топливная противофаза
Недавнее выступление президента Владимира Путина по поводу продолжающегося роста стоимости горючего, несмотря на обвальное падение цен на нефть, стало очередным – и уже бесчисленным по счету – напоминанием о том, что российские власти так и не могут найти системных решений для этой проблемы. Тем не менее, картина неоднородна по разным регионам, и Крым на фоне «средней температуры по больнице» выглядит весьма обнадеживающе.
По данным органов статистики на середину марта, за последний год розничные цены на горючее в Крыму снизились на 2-6% в зависимости от типа топлива. Для сравнения, в Краснодарском крае (точнее, в краевом центре) рост цен за последний год составил порядка 2%. В результате стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 в Симферополе стала почти сопоставима с ценами на краснодарских АЗС (см. таблицы ниже).
В исследовании доступности бензина для жителей регионов России, опубликованном в начале февраля РИА «Рейтинг», Крым и Севастополь оказались лидерами по темпам снижения цен, причем с большим отрывом от других субъектов федерации. За предшествующий год, по данным авторов рейтинга, стоимость бензина АИ-92 в Республике Крым снизилась на 5,9%, в Севастополе – на 5,7%, до 44,27 рубля за литр, что сопоставимо с такими регионами, как Мурманская и Калининградская области, Приморский край и Карачаево-Черкесия.
Ручное управление со второй попытки
Причину того, почему цены на горючее в Крыму идут против общероссийского тренда, можно разглядеть между строк недавнего заявления, которое сделал для СМИ Сергей Бейм, президент компании «ТЭС», владеющей одной из самых крупных сетей АЗС на полуострове:
«Сейчас мы почти выровняли цены с краснодарскими. Компания терпит убытки, однако мы дорожим своей репутацией. Мы обещали главе республики сдерживать цены».
Иначе говоря, если полностью принять это заявление на веру, ценообразование на горючее в Крыму сейчас находится в режиме ручного управления. Стоимость топлива в Крыму снижалась и в прошлом году, но переход к ручному управлению ситуацией ускорился после того, как на совещании по вопросам социально-экономического развития Крыма, состоявшемся 10 января в Ялте, Владимир Путин потребовал принять меры для стабилизации цен на товары и услуги на полуострове.
Уже через несколько дней после этого глава РК Сергей Аксенов заявил, что сеть АЗС «Атан» снижает стоимость дизельного топлива и сжиженного газа на один рубль в рамках инициативам Совета министров республики по стабилизации цен, а затем к ним присоединилась и сеть ТЭС.
Это была уже не первая попытка крымских властей договориться с операторами АЗС о сдерживании цен. В феврале 2018 года крымский вице-премьер Игорь Михайличенко по итогам встречи с заправщиками заявил о достижении соглашения по снижению стоимости горючего, которая будет «планомерно приближаться к общероссийским расценкам».
Однако это соглашение не продержалось долго – весной 2018 года цены на крымских АЗС снова пошли вверх синхронно с другими регионами.
После этого свое веское слово вновь взяли антимонопольные органы, которые регулярно критиковали ситуацию с ценами на топливо в Крыму. В мае 2018 года глава ФАС РФ Игорь Артемьев пообещал воздействовать на топливных операторов до тех пор, «пока они не придут в состояние вразумления», сообщив о том, что бензин на пути между нефтеперерабатывающими заводами и крымской розницей проходит целую цепочку посредников.
«Мы этого не позволим, – предупредил Артемьев заправщиков. – Просто будут банкротами, сменятся собственники, и будет другая история».
Но спустя два года антимонопольщики используют совсем другую риторику. В конце февраля руководитель УФАС по Крыму и Севастополю Евгений Костюшкин заявил, что разница в стоимости горючего между Крымом и Краснодарским краем достигла минимального за последние пять лет значения - 1-1,5 рубля, а с введением железнодорожной части моста цена на бензин будет отличаться уже не на рубли, а на копейки.
Отчитались власти и о повышении качества горючего в Крыму. Как сообщило в середине февраля Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), результаты исследований топлива на рынке Крымского полуострова говорят о значительном улучшении ситуации – доля нарушений снизилась с 73,7% летом прошлого года до 21,4%, то есть более чем в три раза. К началу 2021 года в Крыму планируется открытие аккредитованной лаборатории по проверке качества топлива.
То одно, то другое
Но назвать текущую ситуацию полноценной победой властей и общественности над неоправданно высокими ценами на бензин довольно сложно. При отсутствии собственных нефтеперерабатывающих мощностей Крым все так же полностью зависит от общей ситуации на российском рынке топлива, а она в последнее время складывалась отнюдь не в пользу потребителя и розницы.
Начиная с декабря прошлого года, сообщил в середине марта Сергей Бейм, биржевые цены на топливо повысились на 15%.
И если тенденция к снижению доходности топливной розницы продолжится, то к марту-апрелю это может вызвать волну повышения цен на АЗС, предупреждал в конце февраля независимый эксперт топливного рынка Виктор Костюков в своем регулярном комментарии для Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Через эту крупнейшую российскую площадку биржевой торговли топливом и закупаются практически все объемы топлива для Крыма.
В 2018 году власти Крыма обращались к правительству РФ с просьбой выделить для поставок горючего в Крым отдельную компанию, которая работала бы с местными трейдерами в обход биржи, однако эти инициативы, насколько можно судить, остались без ответа.
Тем временем цены на нефтепродукты в России действительно вновь пошли вверх. К середине февраля бензин на СПбМТСБ достиг уровня предыдущего «высокого периода» - осени 2019 года. С начала года, отмечалось в февральском обзоре петербургской биржи, литр бензина в среднем по стране подорожал всего на 0,3-0,5% (15-24 копейки), литр дизельного топлива – на 0,9% (42 копейки), в то время как оптовые цены НПЗ за это же время выросли на 5-7% (1,7-2,5 рубля). В результате доходность АЗС (разница между ценой на заправке и мелкооптовой ценой на ближайшей нефтебазе) на рынке Москвы сократилась при реализации бензина «Регуляр-92» снизилась с 26% до 14%.
«Пока не критично, но тенденция настораживает», – делал вывод Виктор Костюков. А если учесть, что в Крыму розничная цена горючего продолжала снижаться, это означает только одно: местные АЗС были вынуждены жертвовать своей прибылью.
Произошедший в середине марта обвал мировых цен на нефть уже оказал определенное понижающее воздействие на стоимость горючего. В обзоре СПбМТСБ от 16-20 марта говорится, что внутрироссийский рынок нефтепродуктов за последние дни стал «рынком покупателя» – трейдерам удалось выторговать выгодные для себя цены, а на обвал оптового рынка начал реагировать и мелкий опт.
После того, как бензин на нефтебазах стал дешеветь, маржинальность продаж в розничной сети повысилась до комфортного для бизнеса уровня порядка 20%. Но речь в данном случае идет о столичном регионе, где есть собственная нефтепереработка, а в Крым горючее поступает главным образом с НПЗ в таких регионах, как Самарская, Саратовская области и Башкирия, то есть доля расходов на его доставку в розничной цене весьма ощутима. Хотя открытие грузоперевозок по Крымскому мосту должно сделать топливную логистику несколько дешевле.
Но в последние дни перед топливными операторами все сильнее предстает новый риск – падение спроса на горючее из-за распространения коронавируса.
23 марта Независимый топливный союз, объединяющий ряд сетей АЗС, направил премьер-министру Михаилу Мишустину, где говорится, что независимые участники топливного рынка ожидают снижение спроса на нефтепродукты в связи с мерами, предпринимаемыми по сдерживанию инфекции, и это грозит независимым АЗС снижением прибыли и даже остановкой деятельности.
Крым, безусловно, находится в первой группе риска, поскольку потребление горючего на полуострове имеет выраженный сезонный характер. Если карантинные меры продержатся еще пару месяцев, то полуостров не сможет нормально войти в туристический сезон и многие компании, включая сети АЗС, столкнутся с резким падением доходов.
Дистанция огромного размера
Есть и еще несколько признаков, по которым можно судить, что снижение стоимости горючего в Крыму не было результатом системных мер по формированию объективных условий для этого.
Еще летом 2018 года агентство «Аналитика товарных рынков» и НП «Совет по товарным рынкам» провели собственное исследование ситуации с ценами на топливо в Крыму, где утверждалось, что сравнение стоимости горючего на полуострове с ценами на АЗС в Краснодарском крае не вполне корректно.
В пользу этой точки зрения приводились такие аргументы.
Во-первых, топливный рынок Краснодарского края высококонкурентный - в качестве поставщиков крупнооптовых партий нефтепродуктов на кубанском рынке выступают все ведущие российские нефтегазовые холдинги («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» «Газпром»), их же сбытовые предприятия присутствуют на мелкооптовом и розничном рынках Краснодарского края. Во-вторых, в Краснодарском крае есть собственная переработка в лице Туапсинского НПЗ «Роснефти», а также независимых Афипского, Ильского, Славянского и Краснодарского НПЗ. В-третьих, в Краснодарском крае существенно короче транспортное плечо при доставке нефтепродуктов, а также существует развитая инфраструктура по их хранению в виде нефтебаз.
В сравнении с этим крымским топливным операторам приходилось иметь дело с дополнительными сложностями, причем не только чисто логистическими в виде паромной переправы.
Продажу горючего для Крыма обеспечивали далеко не все НПЗ, а поставщикам приходилось кредитоваться на невыгодных условиях, учитывая неразвитость банковской системы на полуострове. В результате финансовые издержки при закупке нефтепродуктов потребителями из Крыма оценивались на 2050–2300 рублей на тонну выше, чем покупателями в Краснодарском крае. В силу объективных этих факторов нефтепродукты на АЗС Крыма, по расчетам аналитиков, должны были стоить как минимум на 2 рубля на литр дороже в сравнении с Краснодарским краем.
«Вместо того, чтобы обеспечить стандартные общероссийские условия ведения бизнеса для крымских сетей АЗС чиновники заявляют о тепличных условиях работы на полуострове и грозят местным участникам рынка миллиардными штрафами… Крымский рынок нефтепродуктов ввиду объективных факторов существенно отличается от рынков других российских регионов. И характерные для этого рынка проблемы точно не решит ввод в эксплуатацию железнодорожного моста. Необходимо снижать тарифы перевозчиков и приводить их к параметрам, сопоставимым с прямой доставкой с НПЗ до нефтебаз в Крыму. Крайне важно обеспечить поставки на полуостров нефтепродуктов, произведенных «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом», – делали выводы авторы исследования.
В качестве отдельного негативного фактора ценообразования они отмечали тарифную политику железных дорог. Фактически доставлять горючее в Крым приходилось по двусоставному тарифу – РЖД до паромной переправы плюс Крымских железных дорог (КЖД) от Керчи до станции назначения. На середину 2018 года он составлял 5720 рублей за тонну горючего при доставке в Крым с Уфимского НПЗ, тогда как тариф РЖД при доставке на аналогичное расстояние по материковой России равнялся лишь 4713 рублей.
В апреле прошлого года начальник управления контроля ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин (который некогда заявлял, что крымские топливные операторы живут в «тепличных условиях») сообщил, что антимонопольное ведомство направило в правительство предложение о введении общих тарифных ставок на перевозку топлива между железной дорогой Крыма и других субъектов федерации.
«Перевозка до полуострова достаточно дорогая, и это тоже накладывает определенное влияние на формирование цен на АЗС в Крыму», – пояснял Махонин необходимость введения «единого тарифного меню».
Но получила ли эта инициатива дальнейшее движение, неизвестно.
В конце прошлого года Сергей Аксенов заявлял в интервью радио «Спутник в Крыму», что в январе власти намерены «откорректировать» тарифную политику КЖД по транспортировке нефтепродуктов, а также о наличии договоренностей о поставках топлива с НПЗ в Краснодарском крае и Волгоградской области. Кроме того, прошлой осенью глава РК после визита в Татарстан говорил, что намерен привести в Крым одну из топливных компаний этой республики.
Несмотря на эти подвижки, многие принципиальные отличия между крымским и материковым рынками горючего сохраняются.
Российские ВИНКи, опасаясь санкций, в Крым так и не пришли, и вряд ли можно рассчитывать на это в обозримом будущем. Таким образом, местные операторы сохранят свой контроль над топливной розницей, но главный вопрос – какой ценой это произойдет.
Ответ на него будет в общих чертах понятен ближе к середине года, когда появится бухгалтерская отчетность компаний за прошлый год, из которой можно будет судить о том, как сказалось на их финансовых показателях (таких, как чистая прибыль и кредиторская задолженность) начавшееся уже в 2019 году снижение цен на горючее в Крыму.
Пока же можно уверенно утверждать, что недостатка в новых идеях «популярных решений» на фоне коронавирусной паники в ближайшее время точно не будет.
Например, депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет на днях заявил о том, что государство должно «приобрести максимальное количество топлива по низкой цене и снизить цены на него для населения». Но в силу специфики российской акцизной политики рассчитывать на то, что цены на бензин упадут вслед за обрушившимися ценами на нефть, рассчитывать точно не приходится – в лучшем случае они не вырастут больше, чем официальный уровень инфляции, на что рассчитывает Минэнерго РФ. Хотя в условиях нарастающей неопределенности с коронавирусом и надвигающегося экономического кризиса предсказать дальнейшее развитие событий на топливном рынке все менее возможно.
Леонид Гриневич
Обсуждение (5)
не эффективные менеджеры вершки.. за, что З.П. полчают?
to я из СССР: Кто сказал что Сегёжа Бейм и его Папа не эффективные упгавленцы? Чушь. Они самые богатые люди Кгыма. Давно уже миллиардэгы.
Нам часто говорят, что мы свамые богатые в мире. Так вот, в такой богатой и нормальной стране, стоимость бензина, газа и т/п для своих граждан должна быть по себестоимости.
C зарплаты - налог, с купленного товара - налог, транспортный сбор - налог, топливо, и в нем налог, сколько еще нужно налогов в самой богатой стране? А тем временем литр бензина в США - 32 рубля, ха-ха-ха-ха!
to Месный:
Так шуруй в Америку !