В рамках перехода РК и г. Севастополя в российское правовое поле работодатели столкнулись с необходимостью реализации на рабочих местах своих организаций процедур производственного контроля (в том числе состояния и условий труда) и специальной оценки условий труда.
О том, что это за процедуры, кто, как и на основании каких документов должен их проводить, а также о наказании за непроведение либо неправильное проведение этих процедур, мы поговорили с Заместителем руководителя Департамента ОТ, ПК и СОУТ Группы Компаний «ЭКОСТАНДАРТ», Руководителем Службы контроля качества Ушаковым Романом Владимировичем.
Ред. Расскажите, пожалуйста, что же такое ПК и СОУТ?
У.Р. Производственный контроль (ПК) - это контроль соблюдения установленных санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий, который производится самим работодателем в соответствии с задачами осуществляемой им деятельности с привлечением испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.
К объектам контроля относят:
· производственные, общественные помещения, здания, сооружения;
.png)
· санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны;
· оборудование, транспорт, технологическое оборудование;
· технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;
· сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
ПК проводится, чтобы обезопасить работника от вредного, а иногда и опасного влияния на него среды производства и любых иных производственных факторов. В конечном итоге главная цель контроля на производстве – реализация конституционного права каждого работника на безопасный труд.
И вот в этом ПК, скажем так, «конкурирует» с новым – как для Республики Крым и г. Севастополя, - так и относительно новым для РФ в целом – институтом специальной оценки условий труда (СОУТ), направленной, в соответствии с действующим законодательством, на оценку уровня воздействия на работника имеющихся на его рабочем месте идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, с учётом отклонения значений этих факторов от установленных гигиенических нормативов условий труда.
По итогам реализации процедур СОУТ на рабочем месте устанавливаются «вредность» или «невредность» существующих условий труда, разрабатываются мероприятия по их улучшению, и устанавливается право работника на предоставление ему работодателем гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (разумеется, если такие условия труда на данном рабочем месте установлены). СОУТ проводится совместно работодателем и сторонней организацией, допущенной к проведению работ по СОУТ в установленном законодательством порядке.
Ред. Является ли обязательным для работодателя проведение и ПК, и СОУТ? Можно ли сэкономить, проведя, например, только СОУТ или только ПК?
У.Р. Наверное, я огорчу работодателей, но проведение и СОУТ, и ПК является для них обязательным.
Законодательным основанием для проведения СОУТ являются Трудовой кодекс РФ (ст. 212, обязывающая работодателя обеспечить проведение СОУТ) и принятый «в её исполнение и развитие» Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Основным нормативным правовым актом, непосредственно регламентирующим порядок и механизмы проведения СОУТ, в свою очередь, является «Методика проведения специальной оценки условий труда», утверждённая Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н.
Законодательным основанием для проведения ПК являются Трудовой кодекс РФ (та же статья 212, обязывающая работодателя, помимо прочего, обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов) и Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Документом, непосредственно регламентирующим порядок осуществления и механизмы реализации процедур ПК, являются санитарные правила СП 1.1.1058-01. Этот документ – действующий, однако нормативным правовым актом уже не является.
При этом реализация работодателем (и экспертной организацией, проводящей СОУТ на его рабочих местах) процедур, прописанных в «Методике проведения специальной оценки условий труда», контролируется Государственными инспекциями труда в субъектах федерации. На федеральном уровне все территориальные инспекции объединяются Федеральной службой по труду и занятости РФ (Роструд), которая, в свою очередь, «подчинена» Минтруда России.
Правильность проведения ПК (или его непроведение) контролируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), подчинённой Правительству РФ.
Несмотря на то, что и СОУТ, и ПК, казалось бы, исходят из одного и того же положения - обеспечения безопасности труда работников, - и оценивают, в общем, одно и то же, - тем не менее, делают они это совершенно по-разному. Процедуры ПК базируются на документах гигиенического нормирования (СанПиН, СН, ГН, СП). Для целей СОУТ же, напротив, используются только указания «Методики проведения специальной оценки условий труда». При этом следует отметить, что нормативные значения даже одних и тех же производственных факторов в «Методике…» и в соответствующих документах гигиенического нормирования зачастую различны, что делает затруднительным прямое сопоставление полученных для целей ПК и СОУТ результатов.
Поэтому сильно сэкономить работодателю вряд ли удастся. И хотя Федеральный закон №426-ФЗ, пусть с оговорками, и предусматривает возможность использования для целей СОУТ протоколов измерений, полученных при проведении ПК (часть 7 статьи 12), но вопрос «обратного» использования протоколов СОУТ для целей ПК законодательно не урегулирован. Имеющееся разъяснение Роспотребнадзора (от 05.01.2017 г.) о возможности такого использования не имеет статуса нормативного правового акта.
Ред. А какое наказание может ожидать работодателя в случае не проведения им СОУТ или ПК?
У.Р. За нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства (в нашем случае – не проведение либо неправильное проведение ПК) Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность по статье 6.3, санкции по которой – штрафы: для ИП – от 500 до 1000 рублей, для юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей. Сами по себе штрафы вроде бы не такие большие, но этой же статьёй предусмотрено и административное приостановление деятельности ИП и юридических лиц на срок до 90 суток, причём в КоАП РФ отсутствуют какие-либо указания на то, в каких именно случаях на работодателя налагается штраф, а в каких – приостанавливается его деятельность. А это уже гораздо серьёзнее.
Административное наказание в отношении работодателя за непроведение СОУТ либо нарушение порядка её проведения предусмотрено статьёй 5.27.1 КоАП РФ, санкции по которой – штрафы (на должностных лиц и ИП – от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц – от 60000 до 80000 рублей), а за повторное нарушение – увеличенные штрафы (на должностных лиц и ИП – от 30000 до 40000 рублей, на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей), дисквалификация (в отношении должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет) и административное приостановление деятельности (в отношении ИП и юридических лиц – до 90 суток).
Большое спасибо за ответы!
Если у Вас есть вопросы по данной теме, Вы можете обратиться в нашу компанию:
.jpg)
Наш севастопольский офис расположен по адресу:
ул. Воронина 10, офис 417 или свяжитесь с нами по телефонам: +7(8692) 54-03-03; +7 (978) 227- 63-80.
Всем обратившимся к нам через ForPost мы даем скидку 5% на услуги ГК ЭкоСтандарт