В МИД КНР призвали не вмешиваться в отношения Китая и России.
На визит главы КНР Си Цзиньпина в Москву возлагались весьма серьёзные надежды в плане стратегического партнёрства. Поворот в сторону Китая состоялся. Более того, это случилось ещё до визита Си. Вопрос теперь лишь в целесообразности данного вектора движения. Необходимо осознать перспективы для России.
Экономика Китая находится на втором месте после США по размеру ВВП (а по ряду показателей — на первом). В прошлом году доля углеводородного сырья в структуре российского экспорта в КНР составляла 75 процентов. При этом по ряду показателей экспорт сырья увеличился на 44 процента.
Помимо этого, в российской экспортной структуре около 10 процентов приходится на руды, металл и изделия из него. Около 3 процентов — на древесину и, соответственно, изделия из неё. В районе 1,5 процента — на драгметаллы. И чуть менее 1 процента — на удобрения. Экспортная структура из России в КНР демонстрирует приоритет товаров с низкой степенью переработки и сложности — около 90 процентов. Напротив, из КНР в РФ экспортируется 51 процент машин и оборудования.
Данная тенденция показывает господходы в РФ и в КНР к промышленной организации. В первом случае экспортно-сырьевая ориентация экономики, во втором — ориентация на широкое промпроизводство, которое является драйвером экономического роста. Ранее, во времена Советского Союза, внешнеэкономическая картина носила противоположный характер. Тогда в советской экспортной структуре в КНР 79 процентов составляли машины и оборудование и всего 1,5 процента — углеводороды.
Объём товарооборота между РФ и КНР показывает, что на Пекин приходится 20 процентов экспорта Москвы и около 30 процентов её импорта, в то время как доля самой РФ в китайском товарообороте составляет всего 3 процента.
Политический разворот к Китаю для РФ повлечёт и поворот её логистики, но РЖД не в состоянии нарастить перевозки углеводородов на Восток по причине неготовности дальневосточных портов к транспортировке ранее уже согласованных объёмов. Кроме ж/д перевозок фиксируются проблемы с пропускной способностью у приграничных автомобильных пунктов пропуска между Россией и Китаем. Львиная доля новых будет введена в строй не раньше, чем через несколько лет.
Понимая этот в пробел в транспортной инфраструктуре РФ, китайская сторона примет участие в возведении железной дороги по маршруту Нижний Бестях — Магадан в рамках проекта «Железные дороги Якутии». Произойдёт это на концессионной основе с получением Китаем долгосрочного доступа к региональным природным ресурсам в обмен на данное участие.
Перечисленные тенденции не показывают экономического партнёрства РФ и КНР на равной основе. Экспортно-импортный дисбаланс в пользу продукции низкой степени передела однозначно настораживает. Это ставит промышленный суверенитет РФ под вопрос. Актуализируется угроза попадания в зависимость от Китая в области поставок промышленной продукции.
Ослабленная транспортная инфраструктура РФ с учётом её географических и климатических особенностей, а также удалённость от новых рынков сбыта размещения промышленных центров при одновременном снижении доступа к технологиям ЕС и США показывает, что без помощи КНР наша страна не сможет быстро модернизировать собственный потенциал. Так что концессии и будут на этом этапе не в пользу России. Это надо просто принять.
Поднебесная это понимает и мягко, но чётко устанавливает правила партнёрства с РФ. Которой будет отводиться роль младшего партнёра, не имеющего особого выбора.
Территориальную целостность России гарантирует ей ядерное оружие, но оно не гарантирует ей аналогичный суверенитет в экономике. Что ж, это расплата за минувшие три десятилетия. Надо умерить гордыню и восстанавливать сверхдержавный статус. Медленно и терпеливо, как делал это Китай.
Читайте по теме: Спрос на нефть в Китае станет важным фактором ситуации на рынке
Павел Кухмиров