Три новых соглашения между Китаем, Россией, Ираном и Ираком утвердили новый порядок на рынке нефти.
Вопрос спроса на нефть в Китае становится одним из ключевых факторов на рынке. В апреле нынешнего года он вырос на 320 тысяч баррелей в сутки (б/с) по сравнению с предыдущим месяцем. В абсолютном выражении это 15,98 миллиона б/с в марте и 16,3 миллиона б/с в апреле 2023 года.
Служить драйвером такого увеличения спроса мог целый ряд факторов, например, авиаперевозки, активно восстанавливающиеся после ковида. Если ещё в конце зимы пассажирооборот на внутренних рейсах был более чем на 8 процентов ниже аналогичного уровня до эпидемии, то уже в марте данная разница уменьшилась до 3 процентов с небольшим.
Тем не менее, несмотря на увеличение спроса в Китае, в целом нефтяное потребление в мире в середине весны 2023 года уменьшилось примерно на 700 тысяч б/с. Основную роль здесь сыграло снижение спроса в Америке, достигшее в апреле 400 тысяч б/с. Дали о себе знать риски экономического торможения, на что косвенно указывает охлаждение трудового рынка: в начале весны количество открытых вакансий в Америке уменьшилось почти на 400 тысяч единиц — вдвое больше, чем ожидал рынок.
Кроме США ощутимое снижение спроса на нефть также отмечается в Японии (почти на 350 тысяч б/с) и в Канаде (на более чем 50 тысяч б/с), а также в неевропейских странах. Перечисленное как раз и является признаками упомянутого экономического торможения. МВФ в середине весны прогнозировал замедление темпов прироста ВВП в странах Организации экономического сотрудничества и развития с 2,7 процента в прошлом году до 1,3 процента в нынешнем.
Основным драйвером спроса на нефть в Китае, вероятнее всего, и далее останутся авиаперевозки. Как минимум, там выполненный пассажирооборот всё ещё ниже «доковидного», что даёт пространство для роста. Те же тенденции отмечаются и по миру в целом: показатели по внутренним и международным рейсам в глобальном выражении на начало весны 2023 года на 12 процентов ниже аналогичного периода 2019 года.
Сдерживающим фактором также будут являться, как и сейчас, риски глобального экономического замедления. Они будут касаться не только стран Организации экономического сотрудничества и развития. В середине весны МВФ прогнозирует замедление прироста индийского ВВП на 1 процент (с 7 процентов в прошлом году до 6 процентов в нынешнем). По странам Латинской Америки снижение прогнозируется ещё более серьёзное — с 4 до менее чем 2 процентов. По ближневосточным и среднеазиатским странам снижение прогнозируется с 5,5 до 3 процентов.
Такая ситуация создаёт риски для цен на нефть, даже с учётом весеннего снижения квот ОПЕК+ на более чем 1,5 миллиона б/с. Ценовая динамика здесь будет находиться в зависимости от возможного завершения во второй половине нынешнего года цикла монетарного ужесточения ФРС США — там ещё с начала 2022 года ставка по федеральным фондам повышалась в 10 раз. Если ФРС поставит процесс на паузу, то нефтяные котировки не будут совершать резких движений.
Китай же продолжит наращивать влияние на нефтяной рынок. Это сейчас совершенно неизбежно.
Читайте по теме: Мировой энергопереход и российские углеводороды: пора ли РФ нервничать
Павел Кухмиров