В рунете громыхает скандал: вышло интервью с поэтессой Верой Полозковой*, где та всю дорогу жаловалась на мужа и нездоровые отношения с ним. Кумушки в соцсетях немедленно принялись обсуждать вечнозелёные вопросы — «Кто виноват» и «Почему все мужики козлы».
Но гораздо интереснее то, что происходило в интернете окололитературном. Вера Полозкова*, напомню, некогда очень популярная поэтесса, «раскрутившаяся» в интернете. Сначала в моду вошли её незатейливые стишки с некоторой стилизацией под Бродского и претензией на глубину, девичьи преимущественно. Потом Вера* стала транслироваться буквально из каждого утюга: концерты, постановки, выступления.
С точки зрения художественности стихи её, конечно, трудно назвать выдающимися. Особенно те, благодаря которым она стала известна. Позже, уже не в зените славы, Полозкова* напишет несколько действительно сильных стихов в детском цикле, но речь не об этом.
Российская литературная реальность до СВО очень сильно отличается от той, которую мы наблюдаем сейчас. Авторитет Полозковой* был достаточно высок, либералы в тот период руководили практически всеми культурными процессами в стране.
Но что интересно — те культурные деятели, которые сегодня называют себя патриотами и получают государственные преференции, я говорю о пастве писателя Захара Прилепина, в те годы и не думали сражаться с либералами — наоборот, просились на интервью к либеральным критикам, лебезили и заискивали. Да и, собственно, самого Прилепина издавали и «раскручивали» либералы. Чтобы избежать двоечтений: автор этой колонки числилась в злейших врагах либерального обкома, равно как получила массу нелестных высказываний от самой Полозковой*. Чтоб читатели не заподозрили в несуществующей симпатии.
Сегодня Полозкова* признана в России экстремистом. Признана за жестокие и подлые слова в адрес того же Прилепина. Но тем не менее — за слова: она никого не убила и не планировала. Наговорила злых глупостей, и положение её незавидно — ни Родины, ни будущего, ни читателя. Судьба эмигранта, особенно связанного с русской культурой, — не сахар, и это очень мягко говоря.
И как же на происходящее реагирует новоявленная «культурная элита»? Те писатели и поэты, которые получили минуту славы и преференции за лояльность, будем честны, к сегодняшней политике?
Я не говорю, что лояльность — это плохо, я сама с первого дня поддерживала СВО, но мы говорим о литературе, здесь всё же неплохо было бы, чтобы покладистость по отношению к чиновникам дополнялась маломальским талантом. А у нынешних «патриотических» поэтов читательская аудитория по самым скромным подсчётам меньше, чем у Полозковой* раз в 10.
Так вот, профессиональные патриоты единым хором принялись пинать вчерашнего авторитета — поэтессу, перед которой в период её популярности буквально ходили на цыпочках.
Самый омерзительный, на мой взгляд, вид спорта — пинки лежачего.
Причём, травят Полозкову* с такой агрессией и таким апломбом, словно победили в честной борьбе — тиражами и вниманием аудитории.
Мне глубоко неприятна Полозкова*. И были неприятны либералы, только я в отличие от коммерческих патриотов не боялась им это сказать, когда влияние их было велико. Но в чём ключевая разница? В тех давних культурных элитах цвела компанейщина, тусовочка не гнушалась травлей и продвигала своих. Но при этом — нет, никогда не писала доносов, не требовала уголовных дел и не добивала падшего. Либералы защищали опального тогда и чуждого им Лимонова, печатали идейного врага Прилепина. Потому что либералы понимали: в русской культуре в большой исторической перспективе всегда побеждает тот, кто готов дать слово врагу. Тот, кто работает на смягчение нравов, а не стоит с пыльным наганом над литературным процессом. Тот, кто живёт по всем известным заветам — «и в свой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».
Либералам не хватало таланта, но хватало ума и образования допускать другие мнения.
Сегодняшний «патриотический» писательский кружок похож на сходку гопников, где благо бы просто писали доносы, вручали друг другу премии и близко никого не подпускали к государственным субсидиям. Но там ведь демонстрируют невиданную человеческую низость — коллективное добивание упавшего и не могущего ответить врага. Причём, делают они это с таким видом, словно победили его в честном бою.
Я помню массовое читательское воодушевление в 2022 году — мы все, затаив дыхание, ждали, что на место Полозковых* и Долиных** придёт настоящая большая литература. Но на их место пришёл коллективный Шариков. Он загрыз Борменталя, перекусил Швондера и смотрит на нас очень нехорошими глазами.
Другого определения сегодняшнему литературному процессу у меня нет.
Мария Дегтерева
*Внесена Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов
** Физическое лицо, выполняющее функции иноагента в России